С драмы «Память сердца» (1958) началась карьера режиссёра Татьяны Лиозновой. В её фильмографии не так много работ, однако все фильмы, созданные Лиозновой, входят в число популярнейших советских лент (исключение составляют разве что мелодрама «Рано утром» (1965) и политический детектив «Конец света с последующим симпозиумом» (1987), который сама режиссёр сочла провалом и запрещала демонстрировать).
«Память сердца» — это не первая лента, к съёмкам которой была причастна Татьяна Лиознова. но её первый самостоятельный полнометражный игровой фильм.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
И примечателен он не только тем, что его сюжет списан с реальности, но и тем, что главную роль в нём сыграл один из выдающихся отечественных актёров, наверное, не будет даже преувеличением сказать, гениальный Андрей Попов. Увы, актёра вспоминают сейчас не так часто, как он того достоин.
Татьяна Лиознова была ученицей Сергея Герасимова, мастера, без которого советский кинематограф представить невозможно. Первый опыт работы она получила, помогая Герасимову с постановкой «Молодой гвардии» (1948), но до собственной полноценной картины дошла лишь через десять лет. Впрочем, и тут не обошлось без влияния Герасимова и его супруги актрисы Тамары Макаровой, второго педагога Лиозновой. Макарова была знакома с британским журналистом Паркером, который во время войны работал в Москве, а после Победы остался в СССР. Паркер и рассказал Макаровой
историю британского лётчика, которого сбили немцы над занятой ими территорией СССР. Мужчина получил ранение, но его подобрала обычная сельская учительница. Она выходила лётчика, а потом уже партизаны, к которым она его доставила, организовали транспорт в Москву.
Эта история спасения была действительно невероятной и кинематографичной, Тамара Макарова и Сергей Герасимов написали сценарий, а постановку доверили ученице.
Сценарий в основном повторил историю, рассказанную Паркером. Главными его героями стали лётчик Ральф Чадвик, британец, немного знающий русский язык, учительница Екатерина Ивановна, потерявшая мужа, сына и только что собственноручно похоронившая отца, и ученик Екатерины Ивановны — подросток Федя Васюков. Вдвоём они выхаживают Ральфа, прячась в школьном подвале, а потом, когда лётчик окреп, отправляются к партизанам. По пути Екатерина получает тяжёлое ранение, и Ральф даже хочет уступить ей место на самолёте, на котором ему нужно лететь в Москву, но Екатерина настаивает, чтобы улетел он.
Ральфу удалось благополучно перебраться домой, и
спустя десять лет он — благополучный человек с милой женой и сыном-старшеклассником, живущий вполне обеспеченной жизнью.
Но ни на минуту он не забывает, кому обязан жизнью, и в конце концов решается на поездку в СССР в компании сына и друзей. В Москве Ральф Чадвик настаивает, чтобы ему устроили поездку в колхоз, в ту самую деревню, где в разгар войны его спасли обычные люди — учительница Екатерина Ивановна и мальчик Федя.
Роль Екатерины Ивановны сыграла сама Тамара Макарова, а лётчиком Ральфом Чадвиком стал Андрей Попов. Тогда Андрей Попов был уже очень известен, и не только как киноактёр, но и как замечательный театральный артист и режиссёр. Сам он позднее отмечал, что в его творчестве ярко выражены две линии: комедийная и драматическая.
И вторая как раз и началась с ролей в экранизации А. Куприна «Поединок» (1957) и в «Памяти сердца» (1958), которые вышли почти одновременно. Актёр подчеркивал, что ему, пришедшему в кино из театра, не сразу удалось избавиться от театральной преувеличенности, некоторой чрезмерности и приобрести нужный именно для кино сдержанный стиль:
«Кинематографический лаконизм — трудное искусство. Практический урок его первой мне дала Татьяна Лиознова на съёмках фильма «Память сердца», где я играл английского лётчика Чадвика. Возможно, сегодня фильм и выглядит наивным, но для меня он стал действительно кинематографической школой, которую я с благодарностью вспоминаю».
В других ролях в фильме появились Нина Меньшикова и Нина Зорская, Владимир Селезнёв и Яков Ленц, Георгий Шаповалов и дебютант Игорь Косухин в роли сына Чадвика. Кстати,
в кадре можно видеть и самого Ральфа Паркера,
подарившего Сергею Герасимова, Тамаре Макаровой и Татьяне Лиозновой идею фильма. Он сыграл одного из приятелей Чадвика в послевоенной части. Стоит отметить, что в картине вообще снялось несколько непрофессиональных актёров, но знаменитых в других сферах.
Так, в образе бойкой племянницы жены Чадвика можно увидеть Салли Белфридж, дочь американского журналиста и разведчика Седрика Белфриджа, роли приятелей Чедвика, поехавших с ним в СССР, Роберт Даглиш, британский филолог и дипломат, долгое время проработавший в Москве,
и Леонард Уинкотт, писатель и активист, бежавший из Великобритании в Советский Союз ещё в тридцатые, а небольшую роль немецкого офицера Татьяна Лиознова отдала диктору, сотруднику редакции иновещания Йозефу Клементиновскому.
Зрители увидели фильм «Память сердца» весной 1958 года, спустя 13 лет после Победы и спустя 14 лет после описанных событий (действие фильма происходит в 1944 году). Нельзя сказать, что дебют Татьяны Лиозновой стал мгновенным прорывом, но сразу стало очевидно, что в советском кинематографе появился новый творец с небанальным взглядом, собственным почерком и большим желанием показывать героев сильных и остающихся в памяти. Одними из таких и стал Ральф Чадвик и учительница Екатерина Ивановна из «Памяти сердца».
Статья выходит в преддверии 106-летия со дня рождения Андрея Попова (он родился 12 апреля 1918 года). Кинокритик Нея Зоркая в статье в журнале «Советский экран» написала об актёре такие слова:
«Есть в кино лица, чуждые рекламе, есть артисты, далёкие от всплесков моды и шумных дискуссий. Вокруг них не клубится молва. Но без них экран обеднел бы. Их искусство высшей пробы, и это знают все — и кинематографисты, и зрители».
А какие роли Андрея Попова запомнились вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: