На фоне колоссальной популярности комедии с элементами детектива «Берегись автомобиля», вышедшей в 1966 году, Эльдар Рязанов задумал снять ещё одну похожую историю. На создание сценария его и Эмиля Брагинского, с которым Рязанов познакомился, работая над «Берегись автомобиля», вдохновила
реальная история о работнике, который позаимствовал деньги из кассы взаимопомощи, чтобы купить лотерейный билет.
Собственно, именно этот сюжет соавторы и изложили. Сценарий с названием «Зигзаг удачи» на киностудии приняли быстро: Рязанов уже заслужил звание мастера и репутацию режиссёра, умеющего делать социально-направленные комедии.
Исполнителей главных ролей Рязанов наметил заранее. Ещё на стадии написания сценария он решил, что главную роль сыграет Иннокентий Смоктуновский. По его замыслу
главный герой был мужчиной видным, интересным, привлекательным.
Но у Смоктуновского возникли проблемы со здоровьем, от роли он отказался, поэтому понадобилось искать замену. Рязанов попробовал Андрея Миронова, а потом и Александра Ширвиндта, но их типажи оказались слишком уж броскими. Тогда неожиданно возникла кандидатура Евгения Леонова, который режиссёру понравился, хотя он отнюдь не был мужчиной, в которого могли бы влюбляться женщины.
Без колебаний Рязанов пригласил Евгения Евстигнеева, который уже снялся у него в «Берегись автомобиля». Но если там у Евстигнеева была роль второстепенная, то теперь он был в числе главных персонажей. Правда,
чтобы заполучить Евстигнеева режиссёру пришлось пойти на хитрость.
В начале шестидесятых киноначальство не приветствовало появление на съёмках актёров с неидеальной внешностью, так что Евстигнеева, который классическими чертами не отличался, снимать не рекомендовали. Тогда Рязанов пригласил на пробы Юрия Визбора. Конечно же,
интеллигентный бард с обволакивающим голосом не смог преобразиться в бесцеремонного, лишённого такта, слишком уж резкого героя,
так что роль всё-таки отдали Евстигнееву, которому как раз лёгкая хамоватость удалась.
Одну из главных героинь, некрасавицу Алю, должна была играть Алиса Фрейндлих.
Рязанову она запала в душе после проб в «Гусарскую балладу». Тогда роль ушла Ларисе Голубкиной, а режиссёр пообещал себе непременно снять Фрейндлих в новой работе. Но и на этот раз не срослось: актриса ждала ребёнка, а отложить съёмки было нельзя. И тут нашлась другая претендентка. Это была молодая актриса московского театра Моссовета Валентина Талызина. Она уже снялась в паре небольших ролей, но вот главных героинь ей не доверяли. Рязанов же увидел в ней потенциал и пригласил сниматься.
Фактическим именно он открыл Талызину для кинозрителей. Как, впрочем, и другого яркого исполнителя - Георгия Буркова.
Бурков тоже числился в начинающих киноактёрах, хотя уже и становился театральной знаменитостью. Но лишь после «Зигзага удачи» к нему пришла узнаваемость, а режиссёры стали приглашать его сниматься.
Кстати, по сюжету ухажёр Алевтины по возрасту годится ей чуть ли не в отцы. В жизни же
между Валентиной Талызиной и Евгением Евстигнеевым было всего 9 лет разницы.
Чтобы ещё больше подчеркнуть некрасивость героини Валентины Талызиной на роль её коллеги Лидии Сергеевны режиссёр пригласил Ирину Скобцеву, одну из главных красавиц советского кино. Мало того, по его просьбе гримёры почти не использовали косметику, готовя к съёмкам Талызину, а вот Скобцевой наносили элегантный, неброский, но стильный макияж. Не отставали костюмеры: Алевтина довольствовалась простеньким блёклыми нарядами, Лидия Сергеевна же щеголяла в ультрамодных платьях и блузках.
Несмотря на то, что группу составили актёры действительно талантливые и работоспособные, съёмки шли трудно. Сложнее всего режиссёру было с дебютантами - Талызиной и Бурковым, которым приходилось многое и часто объяснять. Добавила проблем и погода:
большая часть фильма снималась зимой 1967 год, когда в Москве стояли небывалые морозы. Актёры, которые дубль за дублем должны были играть на улице, тайком согревались по старинке, подбадривая себя алкоголем.
Это неимоверно раздражало Рязанова, он позволял себе кричать на группу, что, конечно, настроения не повышало.
А когда черновой материал представили на киностудии, выяснилось, что он никому не нравится. С критикой выступили не только чиновники, но и коллеги Рязанова, включая Леонида Гайдая.
Когда ленту досняли, на худсовете ей присвоили всего лишь третью категорию и пустили только в окраинные кинотеатры. Но зрители в отличие от цензоров комедию оценили и полюбили.
«Зигзаг удачи» даже с учётом ограниченного проката собрал неплохую аудиторию, так что коллеги Рязанова вынуждены были признать его успех.
Ну а Гайдая даже принёс ему извинения, правда, не в привычной, а в кинематографической форме: в комедии «Бриллиантовая рука» на несколько секунд в кадре оказалась афиша с названием «Зигзаг удачи».
Увы, все перипетии с картиной так расстроили Рязанова, что он старался лишний раз не вспоминать о «Зигзаге удачи».
Ни извинения кинематографистов, ни «рекламная акция » Гайдая, ни зрительский успех не заставили режиссёра полюбить своё детище.
А в вашей жизни был зигзаг удачи?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296