Евгений Леонов остался в памяти большинства зрителей как актёр комический, хотя ему под силу были самые разные образы, в том числе глубоко трагедийные (что с лёгкостью доказывают его работы в театре). Амплуа комика за ним закрепилось после выхода комедии «Полосатый рейс» (1961). А снял эту роскошную ленту режиссёр-дебютант Владимир Фетин. И уже тогда, во время первой встречи с Евгением Леоновым, Фетинг понял, какого масштаба актёр перед ним, и решил при случае непременно снять Леонова в роли драматической.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Такой шанс режиссёру предоставился через пару лет, когда он задумал экранизацию произведений Михаила Шолохова. Шестидесятые вообще стали для писателя золотой порой: его много издавали, читатели его любили, а кинематографисты охотно использовали шолоховскую прозу для создания фильмов.
Владимир Фетин тоже был поклонником Михаила Шолохова, да и карьеру начал с короткометражки «Жеребёнок» по рассказу писателя.
Теперь же у Фетина появилась задумка снять большую полнометражную картину. Правда, повести, которыми он зачитывался, для этого не подходили — были коротковаты. Тогда было решено объединить несколько повестей и написать полноценный сценарий. Для этого режиссёр обратился к сценаристу Арнольду Витолю, написавшему сценарий для «Жеребёнка». Так и появился новый сценарий — «Донская повесть». Главная роль в нём с самого начала предназначалась Евгению Леонову.
С утверждением сценария на киностудии «Ленфильм» проблем не возникло, а вот кандидатура Леонова вызвала много вопросов. Яков Шибалок, центральный персонаж, — человек героический, где-то даже отчаянный, способный на жесткость. Евгений Леонов даже внешне не походил на героя в общепринятом понимании, а уж
представить, что он будет стрелять в женщину, и вовсе было невозможно. Поэтому ленфильмовские чиновники колебались и рекомендовали режиссёру выбрать другого исполнителя.
Но Владимир Фетин и не собирался менять исполнителя. Мало того, он решился на дерзость, неслыханную для молодого режиссёра («Донская повесть» ведь была всего лишь второй его полнометражной лентой!):
в ультимативной форме он объявил, что либо ему разрешат снимать Леонова, либо он вообще откажется от работы.
Это было серьёзно, поскольку картина уже стояла в плане киностудии и заменить её было нечем. Худсовету пришлось согласиться.
Главную героиню Дарью пришлось поискать. Одной из претенденток была студентка Щукинского училища Людмила Чурсина, которую нашли ассистенты режиссёра. Людмила уже несколько раз снималась, но это были роли второстепенные и малозаметные. Некоторые сомнения были у Владимира Фетина и из-за внешности актрисы:
Людмила была стройной и весьма стильной городской жительницей, ему же была нужна основательная казачка, которая понятия не имеет ни о каблуках, ни о маникюре.
Утверждали Людмилу Чурсину несколько месяцев и в конце концов дали задание — «обабиться» к началу работы. Артистка подошла к делу ответственно: набрала килограммы, отказалась от косметики, перестала делать укладки и действительно стала похожа на сельчанку.
Трансформацию актрисы режиссёр одобрил, а вот
Евгений Леонов, впервые увидев партнёршу, слегка испугался.
Дело в том, что он был низковат, а Людмила Чурсина была девушкой высокой, под 180 см, и в кадре с лёгкостью могла бы затмить Леонова. Чтобы этого не случилось, оператор и декораторы шли на ухищрения, например, подставляли Евгению Леонову подставку или выбирали ракурсы так, чтобы Людмила выглядела чуть ниже, а её партнёр — выше.
Большую часть ленты снимали на Дону, в станице Раздорская. Компанию кинематографистам составили местные жители и работники донских колхозов, которые составили массовку. Помощь оказала школа добровольного спортивного общества «Урожай»: конники-любители приняли участие в создании многих эпизодов с лошадьми. Осенью 1963 года натурные съёмки завершили, группа перебралась в столицу, где в павильонах досняли ещё ряд сцен.
В 1964 году «Донскую повесть» выпустили в прокат. Фильм тут же стал популярным: зрители шли на него по нескольку раз.
За год его посмотрело почти 62 миллиона зрителей, он вошёл в десятку лидеров проката.
Кстати, многим бросилось в глаза очень трепетное. хотя и немного напряжённое отношение Евгения Леонова к экранному сыну.
И это были настоящие, ненаигранные отцовские чувства. Дело в том, что у Евгения тогда подрастал родной сын Андрей, которого он обожал и всегда говорил о нём с нежностью. И вся та теплота, умильность, чувствительность, которой был слегка обделён Андрей из-за занятости отца, вылилась на младенца на экране.
А вам показался убедительным Евгений Леонов, выбирающий идею и товарищество, а не любовь?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: