Найти в Дзене

Как исправить запись в трудовой книжке, если она недействительна

Оглавление

Несмотря на быстрое развитие электронного документооборота и введение электронного аналога, бумажная версия трудовой книжки все еще остается важным документом, подтверждающим профессиональный стаж человека и содержащим информацию о его местах работы. Это неудивительно, так как действующее законодательство предъявляет строгие требования к ведению и процедуре внесения записей в трудовые книжки.

Часто признание записи в трудовой книжке недействительной происходит по инициативе работодателя, который указал недостоверные сведения. Однако другой работодатель также имеет право внести необходимые исправления, если сотрудник предоставит документы, подтверждающие ошибочность записи на предыдущем месте работы. Если нет возможности документально подтвердить факт ошибки, то основанием для внесения записи могут быть архивная справка или судебное решение.

Нормативные акты, регламентирующие внесение исправлений

При оформлении трудовой книжки (вкладыша) и корректировке указанных сведений необходимо придерживаться принципа: нельзя делать какие-либо исправления поверх существующих записей или замазывать или зачеркивать недостоверные данные. Вместо этого, ошибочные записи считаются недействительными, а правильные сведения вносятся на следующей ниже строке, начиная с указания порядкового номера.

ВАЖНО
Ведение и заполнение трудовых книжек, включая вкладыши, должно соответствовать требованиям Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, а также Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Что говорит закон об отмене записи в трудовой книжке

Решению вопроса о неверных записях в трудовых книжках посвящены:

• раздел третий Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225;
• раздел первый Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.

Прежде всего необходимо понять, что просто зачеркнуть или аннулировать запись в трудовой книжке о работе, переводе, награждении или увольнении невозможно. Единственный законный способ ее отмены – признание недействительной путем внесения об этом соответствующей записи.

Когда вносятся изменения в трудовую книжку

Вносить записи в трудовую книжку и корректировать их могут только определенные лица. Обычно в организации назначается ответственное лицо приказом руководителя, которому поручаются эти функции. Перечень должностей, на которые можно назначить ответственное лицо, не установлен, поэтому руководитель сам может назначить и наделить такими полномочиями. Как правило, это специалист кадровой службы или бухгалтерии. Если организация имеет очень маленький штат, руководитель может сам вносить записи в трудовую книжку.

Ошибки чаще всего обнаруживаются в ходе внутренних проверок кадровых документов, и тогда вносятся исправления ответственным лицом. Но бывают ситуации, когда гражданин обнаруживает неточность уже после того, как получил трудовую книжку. Рассмотрим типичные случаи и возможные действия.

1. Владелец трудовой книжки обнаружил ошибку на титульном листе.

На титульном листе, согласно Инструкции по заполнению книжки, можно внести только следующие изменения:

- связанные с изменением личных данных (ФИО, даты рождения). В этом случае первоначальные сведения зачеркиваются одной чертой, рядом записываются новые и на внутренней стороне обложки делается запись о документе, на основании которого внесены изменения. Заверяется она должностью ответственного работника, подписью и печатью организации;
- об образовании и специальности. При этом прежние данные не зачеркиваются, а новая запись вносится рядом. Такое дополнение не требует заверения.


Если трудовая книжка оформляется впервые и на титульном листе допущена ошибка, то такой бланк будет считаться испорченным и подлежит замене.

2. Владелец трудовой книжки обнаружил ошибку в сведениях о работе или наградах.

В этом случае следует поступить следующим образом:

- подать заявление в организацию, допустившую ошибку в записи, с просьбой внести исправления;
- запросить в организации, где гражданин работал и работник которой внес запись в книжку неверно, уточняющие документы (копии приказов, трудовых договоров и т.д.). С этими документами обратиться с заявлением о внесении изменений к работодателю, у которого работает в настоящее время;
- запросить копии приказов, трудовых договоров, выписки и т.д. в городском архиве, если организация уже ликвидирована и документы сданы в архив.

Кто может внести

Работник не имеет права самостоятельно вносить записи (отметки, надписи) или изменять их. Это может делать только работодатель по основному месту работы.

Для этого руководитель организации назначает ответственное лицо (обычно это специалист отдела кадров) путем издания приказа. После того как лицо, уполномоченное вносить изменения, определено, гражданину нужно определить работодателя, который имеет право признать отметку недействительной.

Вся необходимая информация приведена в пунктах 26-28 Постановления.

Что нужно изменить:
- ФИО, дату рождения, добавить или изменить образование, профессию, специальность.
- Неправильную отметку, которая содержится в разделе «Сведения о работе» или «Сведения о награждении».
- Неправильную отметку в случае, если работодатель, который ее внес, был реорганизован.
- Неправильную запись в случае, если работодатель, который ее внес, был ликвидирован.


Куда обращаться:
- К работодателю по текущему месту трудовой деятельности, предоставив ему соответствующий документ – паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении или расторжении брака и другие.
- По желанию работника – либо к работодателю, который внес эту неправильную запись, либо к работодателю по текущему (последнему) месту работы. В последнем случае необходимо предоставить официальный документ от работодателя, который допустил ошибку.
- К правопреемнику реорганизованной компании.
- К работодателю по текущему (последнему) месту трудовой деятельности, предоставив ему официальный документ, подтверждающий ликвидацию.

Как исправить неточности в трудовой книжке

Чтобы внести изменения в трудовую книжку или аннулировать ранее сделанную отметку, необходимо следовать следующему алгоритму:

Личные данные
работника могут быть изменены работодателем на том месте работы, где они были зарегистрированы. Для этого должны быть предоставлены оригиналы документов, подтверждающих изменения.

Если юридическое лицо было реорганизовано, то организация-правопреемник может исправить ненадлежащую запись. В случае ликвидации или закрытия предприятия, поправки вносит текущий работодатель.

  • Методы корректировки записей в трудовой

Если при оформлении новой трудовой книжки была допущена ошибка, то этот документ должен быть уничтожен (списан по акту), и взамен него должен быть оформлен новый.

Если неточность была допущена в действующем документе,
то ее нельзя замазывать, исправлять или подтирать. Давайте рассмотрим варианты исправления в трудовой книжке, которая представлена ниже. Корректировка должна производиться путем внесения новой записи после ошибочной.

Корректировка методом зачеркивания неактуальных сведений допускается только на титульной и 33 странице трудовой книжки. На титульном листе указаны данные о владельце документа: ФИО, дата рождения, образование, специальность. Изменение этой информации, включая исправление даты рождения в трудовой книжке, должно выполняться путем зачеркивания существующих сведений и вписывания новых. На внутренней стороне обложки указываются сведения о документе, на основании которого выполняются корректировки записей. Они должны быть заверены подписью ответственного лица и оттиском печати организации.

Общие правила

Инструкция по заполнению трудовых книжек и Правила их ведения содержат четкие указания о том, как внести исправления в трудовую книжку.

  • Запись неверна

Если в записи обнаружены ошибки, ее можно исправить, признав ее неверной. Это правило касается информации, содержащейся в разделах о работе и о награждении.

Запись можно признать недействительной следующими способами:


1. Ставится запись о том, что запись № 000 недействительна, а в следующей строке вносится правильная запись. То есть, исправление делается двумя строчками с разными порядковыми номерами.
2. В одной записи признают недействительность и поясняют причину. Например, пишут: "Запись за № 5 недействительна, восстановлен на работе".

Если запись о недействительности идет отдельной строкой, то в графе 4 (основание) ничего не ставится. Все записи нумеруются в хронологическом порядке.

  • Текст внесен другой организацией

Если ошибка была допущена не текущим работодателем, а предыдущим, то исправление может быть произведено следующим образом:

- Организацией, которая допустила ошибку.
- Организацией, в которой работник трудится в настоящее время, при условии, что ей будут предоставлены соответствующие документы. Например, если у работника есть ошибка в основании для увольнения, то потребуется копия приказа с правильной записью и сопроводительное письмо, объясняющее ситуацию.


Такой пакет документов соответствует правилам делопроизводства, хотя в законодательстве просто указано, что должен быть
предоставлен официальный документ.

Если работник забирает трудовую книжку для исправления на предыдущем месте работы, то выдачу необходимо оформить соответствующим образом (распиской о получении), чтобы в случае ее утери организация не несла ответственности.

  • Исправление организацией, вносившей запись, после увольнения

Если исправление производит бывший работодатель, то ему необходимо указать свое полное наименование и только затем признать недействительность записи и внести правильную информацию. Затем ставится подпись лица, ответственного за ведение трудовых документов, и печать организации.

Такой порядок не прописан в законе, но указание названия компании позволяет определить того, кто делал исправления, а подпись должностного лица и печать заверяют их.

  • Указаны не те даты

В случае, если ошибка заключается в том, что была указана неверная дата приема на работу, перевода или увольнения, исправление производится в том же порядке. Это означает, что запись признается недействительной и вносится правильная информация.

  • Неправильно внесены реквизиты приказа

Неправильные или неточные реквизиты приказа, а также ошибки в записи, должны быть исправлены в общем порядке.

  • Исправление сведений о награждении

В разделе «Сведения о награждениях» также недопустимо вносить исправления путем зачеркивания записей. Поэтому, если обнаруживается ошибка, запись признается недействительной и ставится либо верная, либо указывается причина отмены (запись за номером 5 недействительна в связи с допущенной ошибкой в приказе о награждении).

  • Замена сведений на титульном листе

В случае, когда у человека меняются личные данные, это не считается ошибкой, но изменения необходимо внести. Это делается следующим образом:

Запись, которая стала неактуальной, зачеркивается одной чертой, а рядом или выше ставится правильная информация. На обложке трудовой делается соответствующая запись, и указываются документы, послужившие основанием для изменения. Таким же образом изменяется и дата рождения.

Если происходит замена фамилии в результате брака,
то в качестве основания все равно используется паспорт, поскольку данные в трудовую книжку вносятся на основании документа, удостоверяющего личность. Свидетельство о браке в этот перечень не входит.

Отдельно стоит отметить исправления (дополнения) информации об образовании или специальности. Если работник получил вторую специальность или образование другой степени, то данные просто ставятся через запятую, поскольку получение высшего образования не делает средне специальное образование недействительным.

  • Наименование организации указано неверно

Если при заполнении сведений о работе была допущена ошибка в названии предприятия, ее необходимо исправить. Для этого нужно вписать достоверную информацию после признания предыдущей записи недействительной.

Важно!
В данном разделе трудовой книжки не допускается зачеркивание.


Если указано только неполное наименование организации, например, ПАО «Цветы России», это считается ошибкой. Полное отсутствие названия юридического лица или ИП также неверно. Такую запись нужно признать недействительной и затем внести данные о наименовании.

  • Исправление неточностей во вкладыш

Все исправления и изменения во вкладыше вносятся в том же порядке, что и в трудовую книжку.

Если производится замена данных на титульном листе трудовой книжки, эту же процедуру необходимо повторить и во вкладыше (вкладышах).

Обратите внимание,
что изменения должны быть внесены во все копии вкладыша.

  • Как исправить пропущенную запись

Восстановление недостающей отметки в трудовой книжке осуществляется в соответствии с общим порядком внесения записей. В данном случае нет необходимости признавать записи недействительными, так как сведения, следующие за пропущенной записью, считаются верными.

Совет: если сотрудник был переведен на другую должность или в другое подразделение, но об этом нет записи в трудовой книжке, необходимо заполнить пустые графы, указав:

- следующий порядковый номер;
- дату заполнения;
- информацию о переводе, с указанием даты перевода;
- дату и регистрационный номер приказа.

  • Устранение неточностей в написании даты приема на работу

Неправильное указание даты трудоустройства является довольно распространенной ошибкой. Эта ошибка возникает по следующей причине: когда специалист по кадрам оформляет трудовую книжку на шестой рабочий день с момента выхода сотрудника на работу, он указывает дату, соответствующую дню, когда были заполнены сведения. На самом деле, необходимо ориентироваться на дату, указанную в приказе о приеме сотрудника на работу.

Если вы обнаружили такую неточность,
вам следует написать заявление об исправлении ошибки. После оформления приказа специалист по кадрам указывает верную дату.

ВАЖНО: все сведения, включая исправления, должны быть внесены гелевой, шариковой или перьевой ручкой без каких-либо сокращений. Допускается использование синей пасты (чернил), а также черной или фиолетовой.

  • Изменение даты и формулировки причины увольнения

Основанием для изменения информации, указанной в разделе "Сведения о работе", является судебное решение. Согласно закону, граждане имеют право обжаловать причину прекращения трудовых отношений в течение одного месяца. Срок начинает течь на следующий день после получения трудовой книжки на руки или ознакомления с приказом об увольнении.

Однако, срок может быть продлен,
если суд признает причину пропуска срока для подачи иска уважительной.

После вступления решения суда в законную силу, работодатель обязан исправить формулировку об увольнении, признав ее недействительной. Затем необходимо указать причину или дату увольнения, указанные в мотивировочной части решения суда.

Отмена незаконной формулировки происходит в обычном порядке. Однако,
работник может потребовать выдачи дубликата трудовой книжки, в котором не будет информации, послужившей причиной обращения в суд.

  • Запись недействительна

Запись может быть признана недействительной, если в ней обнаруживаются ошибки. Законодатель не уточняет, в каком разделе должна быть допущена ошибка. Это означает, что недействительной следует считать любую запись, в которой обнаружена ошибка.

Ошибка
может быть как фактической, так и орфографической. Например, если в записи допущена опечатка в должности, то такую запись также необходимо исправить, особенно если должность входит в список должностей, дающих определенные льготы (например, право на досрочный выход на пенсию).

  • Аннулирование, если запись внесена ошибочно

В случае, если запись была внесена ошибочно, например, кадровый сотрудник заполнил не ту трудовую книжку, то ее следует аннулировать. Запись об этом будет выглядеть следующим образом: «Запись за номером 18 аннулирована, внесена ошибочно».

  • Другие неточности

Бывает, что кадровый специалист все записи – название компании, должность сотрудника, отдел или подразделение, вносит в одну строку. Хотя это и не является ошибкой, но может быть нарушением инструкции по использованию трудовых книжек.

Лучше избегать таких ситуаций, так как это означает, что кадровый специалист не соблюдает инструкции и правила по ведению трудовых дел. За нарушение подобного рода специалист может получить дисциплинарное взыскание.

Исправления в дубликате

По инициативе работника, трудовая книжка, в которой последняя запись о переводе или увольнении признана недействительной, может быть заменена дубликатом. В таком случае, все данные переносятся в дубликат, за исключением неверной информации.

В самом дубликате, неточности исправляются по тем же правилам, что и в основной трудовой книжке.

Нужно ли исправлять орфографические ошибки

Орфографические ошибки, как правило, возникают из-за невнимательности. Если пропуск буквы или путаница в буквах встречаются в информации об увольнении, то, возможно, никто этого и не заметит. Однако, если орфографическая ошибка присутствует в специальности, названии компании или записи о приеме на работу, это может дорого обойтись работнику.

Например, если при назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда заметят "опечатку",
то работнику придется доказывать свое право на государственное пенсионное обеспечение и стаж в судебном порядке.

Поэтому, чтобы избежать возможных проблем, важно быть внимательным и проверять информацию перед ее использованием.

Образец исправления ошибки на титульном листе в трудовой книжке

Ниже приведены примеры распространенных ошибок, которые могут быть допущены руководителем или кадровиком:

  • Исправление даты рождения

Помарки и ошибки могут быть обнаружены в дате рождения, которая указана на титульном листе. Если работодатель заметит неточность или невозможность однозначно определить какую-либо из цифр, он может зачеркнуть дату и указать правильную запись над ней. Это право предусмотрено пунктом 26 Правил ведения трудовых книжек.

При этом на обратной стороне обложки
должна быть ссылка на документ, из которого взята дата рождения. Например, это может быть паспорт или свидетельство о рождении.

  • Исправление даты заполнения

На титульном листе трудовой книжки указывается дата ее заполнения или открытия. В этой информации кадровый работник может допустить ошибку, особенно на стыке годов. Например, с наступлением нового года, когда еще не успели полностью перестроиться, может быть указан старый год. Обнаружить такое несоответствие можно, только проверив первую запись в трудовой книжке и дату на титульном листе.

Исправить эту ошибку может работодатель, который ранее оформил трудовую книжку, или же он может выдать справку по учету движения бланков трудовых книжек. Только на основании такой справки работодатель, у которого в настоящее время работает гражданин, сможет внести необходимые изменения.

  • Изменение фамилии в трудовой книжке:

Выше мы описывали, как вносятся изменения, связанные с личными данными работника. Если фамилия меняется, то прежняя зачеркивается сплошной чертой, а рядом прописывается новая.

Информация о смене фамилии и основании заносится на внутреннюю часть обложки.
Запись обязательно заверяется следующим образом:

указывается должность работника, ответственного за ведение трудовых книжек;
ответственное лицо ставит свою подпись;
проставляется печать организации.

Как отменить запись об увольнении в трудовой книжке?

В трудовую книжку работника работодатель (ответственный сотрудник отдела кадров) вносит информацию о:

- самом работнике;
- его работе;
- наградах, полученных этим сотрудником.
Порядок внесения изменений в эти разделы несколько отличается и определяется специальными Правилами и Инструкциями, утвержденными Постановлениями Правительства РФ.


Возможность отмены внесения сведений об увольнении работника существует.

Однако для этого предусмотрен специальный алгоритм и правила. Например, нельзя просто так зачеркнуть неактуальные данные (как и записи о переводе, приеме на работу, награждении сотрудника).

Согласно законам, регулирующим трудовые отношения, если работник решил прекратить отношения с работодателем и подал заявление об этом,
то в течение двух недель он может передумать и отозвать свое заявление. Это право предоставляется ему статьей 80 ТК РФ.

Если заявление об увольнении отозвано,
то работодатель не имеет права уволить работника, если только за это время на его место не найден новый сотрудник (приглашенный с предыдущего места работы письменно), который уже переведен с другого места работы (статья 64 ТК РФ).

Поскольку после подачи заявления об увольнении работник может передумать, документы об увольнении обычно готовятся в последний момент. Однако существует вероятность, что сотрудник решит остаться на прежней работе именно за день до истечения двухнедельного срока.

Нормативные правовые акты, помимо ТК РФ, регламентирующие вопросы аннулирования ошибочно внесенных данных, представлены соответствующими Постановлениями Правительства РФ о ведении трудовых книжек.

Как правильно отменить запись об увольнении?

Во-первых,
необходимо отменить приказ о расторжении трудовых отношений с сотрудником в связи с его увольнением, подписав новый приказ, который отменяет предыдущий.

Во-вторых, получить от работника заявление о том, что он отзывает свое предыдущее заявление об увольнении, а затем забрать у него заявление о расторжении рабочих отношений и надписать на нем, что оно аннулировано по причине поступления заявления о его отзыве.

В-третьих, записи об аннулировании сведений о расторжении трудовых отношений вносятся в трудовую книжку на основании приказа об отмене предыдущего приказа. Запись об увольнении перечеркивается один раз, рядом должен расписаться ответственный сотрудник отдела кадров.

Отмена неосуществленного расторжения трудовых отношений с сотрудником проводится следующим образом:


- в колонке «1» ставится номер, который продолжает нумерацию в трудовой книжке (следующий за порядковым номером предыдущей записи);
- в колонку «2» ставится дата, на которую вносится текущая запись;
- в колонку «3» вносится запись такого содержания: «Запись №... недействительна», а затем – действительная запись;
- в колонку «4» ставится номер приказа (это тот приказ, на основании которого были внесены неактуальные на сегодняшний день сведения об увольнении сотрудника).


Образец отмены записи об увольнении в трудовой книжке:

Нарушение правил заполнения трудовых книжек, включая правила об исправлении недействительных сведений, влечет ответственность по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства.

Санкция данной нормы предусматривает вынесение предупреждения ответственному лицу или штраф. Если виновным в неправильном оформлении аннулирования записи в трудовой книжке будет признан, например, работник отдела кадров (должностное лицо), то размер штрафа для него составит 1000 – 5000 рублей, а если виновным будет признан индивидуальный предприниматель – сумма штрафа будет той же; а если юридическое лицо (организация) – сумма штрафа составит 30 000 – 50 000 рублей.

Таким образом, работодателю (в лице работников отдела кадров) необходимо тщательно следить за процессом ведения документации, касающейся его сотрудников, в том числе и трудовых книжек, а также за тем, как вносится информация и как она исправляется в случае необходимости.

Когда трудовая книжка может быть признана недействительной

Существует несколько ситуаций, при которых трудовую книжку (ТК) можно признать недействительной:

- если при первичном заполнении были допущены ошибки;
- если из документа вырваны страницы или они склеены между собой;
- если номер документа замазан или нечетко виден;
- если в документ занесены сведения (слова), не относящиеся к трудовой деятельности работника;
- если уточнения в разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждении» сделаны путем зачеркиваний, замазывания корректором или другим способом, не предусмотренным законом.


В этих случаях работнику можно оформить дубликат документа. В него переносятся все корректные сведения, а сведения о неправильных записях не дублируются.

  • Что не подлежит исправлению

Важно отметить, что запись об увольнении должна быть заверена печатью организации. Если этого не было сделано вовремя и далее следует информация о приеме на работу в другую организацию, то исправить уже не получится.

Поэтому подтвердить подлинность записи об увольнении возможно при помощи уточняющего документа. Его необходимо запросить в организации, которая допустила ошибку.
Иначе подтвердить период работы там не получится.

Ошибки в виде опечатки на титульном листе исправлять довольно сложно, поскольку есть указания, что исправления и дополнения вносятся на основании документов. Поэтому многими кадровиками решается оставить все, как есть, если ошибка не критична.
Но тогда гражданину впоследствии придется доказывать, что документ принадлежит ему. Поэтому ответственное лицо должно максимально внимательно заполнять титульный лист и дать ознакомиться с ним работнику.

Факт: обращаем внимание, что трудовая книжка, в которой записи в титульном листе и сведениях о работе исправлены неправильно, считается недействительной.

Ответственность за ошибки в заполнении формуляра

Пункт 45 Правил указывает на ответственность работодателя за ведение, учет, хранение и выдачу документов, связанных с трудоустройством. Согласно приказу (или распоряжению), руководство назначает лицо, ответственное за внесение и изменение записей.

Согласно статье 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (последняя редакция документа – 3 апреля 2018 года), нарушение действующего законодательства может повлечь за собой штраф в размере:

для должностных лиц – от 1000 рублей до 5000 рублей;
для индивидуальных предпринимателей – от 1000 рублей до 5000 рублей;
для юридических лиц – от 30000 рублей до 50000 рублей.

Чтобы избежать ошибок в оформлении документов,
необходимо проявлять внимательность к своим обязанностям. Знание правил и основных законодательных актов поможет избежать штрафов и санкций со стороны государства.

Наказание за подделку записи в трудовой книжке

За предоставление ложных сведений в трудовом договоре, действующее законодательство предусматривает два вида ответственности: административную в виде штрафа и уголовную в виде лишения свободы. При этом наказание может быть применено не только к лицу, предоставившему поддельный документ, но и к работодателю, который принял на работу такого сотрудника.

Штрафы

За ненадлежащее ведение трудовых книжек, работодатель может оказаться в ситуации, когда ему придется возместить своему сотруднику не полученный им заработок, если это было обусловлено невозможностью трудиться по причине неправильной или некорректной записи в трудовой книжке (статья 234 ТК РФ).

Кроме того, компания может быть оштрафована на сумму до 50 тысяч рублей на основании статьи 5.27 КоАП РФ.

Дополнительные вопросы

  • Просьба сотрудника завести трудовую книжку при наличии еще одной

В некоторых случаях работник может попросить оформить новый документ, даже если у него уже есть действующая книжка. Это может быть связано с различными обстоятельствами, например, если человек работает в разных университетах или в частной и государственной клиниках.

Несколько примеров работников, у которых может возникнуть необходимость завести дополнительный формуляр:

- Преподаватель, который проводит занятия в разных университетах;
- Врач, принимающий пациентов в частной и государственной клинике;
- Охранник, который работает в две смены на двух разных местах.


Работник может завести несколько документов, ожидая материальной выгоды от разных организаций. Однако, стоит отметить, что в законе нет однозначного запрета на такие действия. Тем не менее, можно утверждать, что использование только одного экземпляра является законным. Статья 282 Трудового кодекса РФ дает четкое определение понятия "совместительство", и основным может быть только одно место работы.

Гражданин
может быть оформлен как совместитель на основании договора с организацией. Трудовой кодекс также гарантирует поддержку гражданам, совмещающим работу с обучением, но только по основному месту работы. Одно место работы учитывается и в отношении льгот для работников Крайнего Севера и вредных производств. Сведения о совместительстве вносятся в документы подчиненного. Количество организаций, в которых человек может работать по совместительству в свободное от основной занятости время, законом не ограничено.

  • Оформление дубликата

Если работник теряет свою трудовую книжку, он должен как можно скорее сообщить об этом своему работодателю. В этом случае работодатель должен оформить дубликат трудовой книжки в течение 15 дней с момента подачи заявления.

В дубликат вносятся следующие сведения:

- данные о последнем месте работы;
- общий стаж работы до поступления на работу в данную организацию.


Если в утерянной трудовой книжке была отметка, которая признана недействительной, то в новом экземпляре ее не дублируют.
Общий стаж работы указывается суммарно, без указания организаций, в которых работал сотрудник, и причин увольнения.

Дубликат выдается в случае утери или порчи трудовой книжки работника.
Также дубликат может быть выдан, если в первоначальном документе была допущена ошибка при записи об увольнении или переводе работника. При этом ошибочные сведения в дубликат не вносятся.

Ошибки, связанные с информацией о прошлых местах работы, должны быть исправлены той организацией, которая допустила ошибку. Если организация была реорганизована, то проблему решает правопреемник. В случае ликвидации организации исправление должно быть сделано ответственным лицом на текущем месте работы.

Информация об испытательном сроке не включается в перечень занятости работника, так как он официально еще не работает в организации, и в законодательстве не указана необходимость фиксации таких данных.

При внесении записей в документ указывается как полное,
так и сокращенное название работодателя. Если в названии организации допущена ошибка (даже если она касается только сокращенного названия), то в документации делается отметка с актуальной информацией.

Согласно пункту 35 Правил, печать организации и подпись ответственного лица заверяют все записи этой организации в трудовой книжке при увольнении работника. Владелец трудовой книжки расписывается у каждой записи. Также печать ставится на титульном листе. Если штамп был поставлен в перевернутом виде, то это не считается нарушением. Запись об увольнении вносится в день увольнения работника. Если работник ушел в отпуск перед уходом из организации,
то в графе 3 указывается дата последнего дня отпуска (она же является датой последнего рабочего дня). В причине увольнения обязательно указывается ссылка на пункт и статью Трудового кодекса РФ.

  • Другая информация, вносимая в бланк

Аналогично сведениям о работе, в 3 графу бланка вводится информация о:

- прохождении курсов по повышению квалификации, переквалификации и специальной подготовке,
- получении нового разряда (категории),
- занятости по совместительству,
- времени пребывания в местах лишения свободы, которое не подлежит зачету в общий рабочий стаж,
- периоде военной службы или службы в органах внутренних дел,
- восстановлении непрерывного стажа.

Заключение

Таким образом, есть несколько ситуаций, когда записи в трудовой книжке могут быть признаны неправильными. К ним относятся следующие:

- если информация указана чернилами, которые не соответствуют стандарту, или если стиль нарушен в целом;
- если указаны не те персональные данные, а также дата поступления на работу, увольнения и причина, должность;
- если имеются неполные данные.
Также следует учитывать, что за хранение трудовых книжек ответственность несет руководитель. Кадровик будет отвечать только в том случае, если есть распоряжение директора и соответствующее положение в инструкции. Если документ будет утерян, ответственное лицо понесет наказание:


- сотрудник кадрового отдела заплатит штраф от тысячи до полутора тысяч рублей;
- работодателя ждет взыскание от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей или приостановка работы всей организации на срок до трех месяцев.
Даже в тот момент, когда работник берет трудовую книжку из отдела кадров, чтобы предоставить ее в ПФР, оставив при этом расписку, ответственность с кадровика не снимается. Поэтому ему рекомендуется лично отнести трудовую книжку в Пенсионный фонд или оформить ее копию, заверенную у нотариуса.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!