Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Триста лет на поле боя.

Спор между мечом и броней не прекращался никогда. С того самого момента, когда первобытный человек ударил каменным топором своего оппонента по голове, и не пробил толстую кость черепа и до самого сегодняшнего дня, люди продолжают искать ответ на чрезвычайно важный вопрос. Что в данный момент сильнее, щит или меч? И вопрос этот, надо сказать, совсем непраздный. Ответ на него крайне интересует всех тех людей, чье место в первом ряду армий, столкнувшихся на поле боя. Особенно, если вокруг тебя Средневековье и всякие неприятные люди придумали уже алебарды и арбалеты и изо всех сил думают, как бы пристроить на поле боя пока еще большие, неповоротливые и несовершенные пушки каких-то совершенно невероятных калибров. Нужно отметить, что вопрос надежной брони хотя и сходил с повестки дня во время всего Средневековья, но на рубеже XIII-XIV века стоял он особенно остро, и это неудивительно. Прочная, надежная, а иногда и многослойная кольчужная броня рыцарей классического Средневековья вызвала к ж

Спор между мечом и броней не прекращался никогда. С того самого момента, когда первобытный человек ударил каменным топором своего оппонента по голове, и не пробил толстую кость черепа и до самого сегодняшнего дня, люди продолжают искать ответ на чрезвычайно важный вопрос. Что в данный момент сильнее, щит или меч?

И вопрос этот, надо сказать, совсем непраздный. Ответ на него крайне интересует всех тех людей, чье место в первом ряду армий, столкнувшихся на поле боя. Особенно, если вокруг тебя Средневековье и всякие неприятные люди придумали уже алебарды и арбалеты и изо всех сил думают, как бы пристроить на поле боя пока еще большие, неповоротливые и несовершенные пушки каких-то совершенно невероятных калибров.

Нужно отметить, что вопрос надежной брони хотя и сходил с повестки дня во время всего Средневековья, но на рубеже XIII-XIV века стоял он особенно остро, и это неудивительно. Прочная, надежная, а иногда и многослойная кольчужная броня рыцарей классического Средневековья вызвала к жизни множество средств борьбы с ней, качнув одним своим существованием шаткое равновесие в сторону средств поражения.

Вперед! В атаку!
Вперед! В атаку!

И если собственно рыцарство таким ассортиментом нового оружия было всего лишь неприятно удивлено, то всем остальным, пришедшим на поле боя, стало по-настоящему солоно. Пехота и стрелки, попадая под алебарды, коузы и вужи, очень скоро поняли, что даже очень толстая стеганка не защищает от них никак, и единственным спасением, как и много лет назад, служит им большой и прочный щит.

Но хуже всего ситуация была со шлемами. Практически все боевые наголовья, с которыми Европа пришла к концу классического Средневековья, становились архаичными настолько стремительно, что было даже как-то не по себе. "Людям войны" требовался новый шлем, способный встретить удар алебарды, пики или новомодного полуторного меча и сохранить голову своего владельца в целости. Ну, хотя бы в относительной. И, конечно же, такой шлем появился. А назывался он бацинет.

И для того чтобы понять, откуда вообще этот шлем такой взялся, необходимо вспомнить, в чем прибывала на поле боя конца XIII века военная аристократия и обычные пехотинцы.

Бацинет.
Бацинет.

Самым распространенным шлемом в это время был шлем "назальный", или как его еще называют, "нормандка". Полусферический купол, сваренный из двух или четырех частей, отлично закрывал голову бойца, а кольчужная бармица защищала шею и плечи. Вернее, именно так все и было еще совсем недавно.

Ударное древковое оружие, массово появившееся в конце XIII века, как впрочем, и новые длинные мечи, за которые можно было браться двумя руками, немедленно сделали эту защиту недостаточной. Требовалось значительно надежнее закрывать шею и верхнюю часть плеча бойца.

Большие и надежные потхельмы и топфхельмы с этой точки зрения были намного лучше. Тяжелый, закрытый, лежащий на плечах шлем, мог защитить своего владельца, казалось, вообще от всего чего угодно. И даже с хорошей такой вероятностью отрикошетировать копейный рыцарский удар. Вот только и у него была одна огромная и совершенно неустранимая проблема.

Это был чисто кавалерийский шлем и в пешем бою, но становился скорее обузой, чем защитой. Глухое забрало, так надежно защищавшее лицо рыцаря от удара, закрывало ему большую часть поля боя, а заодно перекрывало кислород в буквальном смысле этого слова.

Бацинет и топфхельм. Два самых известных шлема средневековья.
Бацинет и топфхельм. Два самых известных шлема средневековья.

Были еще каркасники, шлема совершенно уже архаичной конструкции. Не покинувшие поля боя только из-за своей невероятной простоты и дешевизны. Но это был выбор беднейшей пехоты, и от них, если честно, никто ничего уже особо и не ждал. В качестве экзотики так же попадались восточноевропейские шлема и совсем уже редкие гости с арабского Востока. Но их было настолько немного, что никакой существенной роли в будущих событиях они сыграть не могли.

В общем, при всем кажущемся богатстве выбора, ни один из шлемов конца классического Средневековья не годился на роль нового массового шлема для будущих сражений. Ну, кроме, пожалуй, одного. Скромного и неприметного цервельера, что в просторечии звался "черепник".

Хотя, если говорить совершенно честно, то это был даже и не шлем в чистом виде. Цервельер, в самом начале своего пути был всего лишь эрзац защитой, шлемозаменителем. Его надевали под большие топфхельмы как раз для того, чтобы, если не повезет удержаться в седле, можно было сбросить большой и неудобный шлем и вести бой в пешем строю, имея хоть какую-то защиту головы.

Впрочем, эрзац шлемом он оставался недолго. Пехота, очень быстро оценивпростоту и дешевизну "черепника", стала носить его, исповедуя принцип "лучше хоть что-то, чем совсем ничего". Поэтому уже к концу XIII века он стал хотя и не самым популярным шлемом на поле боя, но известным, привычным и насквозь понятным средством защиты пехоты и стрелков феодального набора.

Собственно цервельер.
Собственно цервельер.

И, как совершенно понятно, набиравший популярность цервельер не мог не изменяться, тем более что, как мы выяснили немного выше, запрос на новый шлем стоял чрезвычайно остро. И первым изменением, было радикальное увеличение края височной и затылочной области купола, превратившее его из почти идеальной полусферы, в шлем с довольно низкой посадкой, закрывающий уши и затылок владельца не только бармицей, но и собственно конструкцией.

И уже это небольшое, по сути, нововведение принесло цервельеру серьезную популярность среди всей воинской иерархии, от благородных аристократов до самых последних лучников. Получившийся шлем, все еще отлично умещался в топфхельме, при этом сам по себе неплохо защищал голову и шею хозяина, случись тому спешится и сбросить свой бронированный колпак.

А те, для кого он был единственной защитой головы, немедленно оценили этот простой и незамысловатый шлем. Поняв, что он, в общем, удобнее и надежнее почти всего, что можно прам сейчас найти в Западной Европе. А еще на нем можно закрепить бармицу, и тогда выйдет уже совершеннейшая красота. Вот примерно в этот самый момент, когда неизвестный нам кузнец - оружейник прикрепил к заметно разросшемуся "черепнику" бармицу, и появился бацинет, в том виде, как мы его знаем.

Бацинет. Начало.
Бацинет. Начало.

И главное, что необходимо понимать, говоря о бацинете, так это то, что шлем этот на ближайшие двести лет стал не просто одним из многих боевых наголовий. Он оказался платформой для многочисленных изменений, дополнений и прочего разнообразного, но совершенно необходимого в средневековом сражении "обвеса".

В своём "базовом" виде, бацинет надолго стал основным шлемом пехоты и стрелков. Даже вездесущая шапель была вынуждена потесниться при виде его. Особенно, когда после очередной средневековой научно-технической революции, случившейся как раз во второй половине XIV века, цена доспехов, а особенно несложных шлемов, снизилась, и простой бацинет стал стоить уже совершенно вменяемых денег.

Так же обычный бацинет не забывала и аристократия. Его все еще одевали под большой кавалерийский шлем. И хотя помещался он туда уже с большим трудом, тем не менее до второй половины XIV века такое решение всех устраивало. Поэтому, огромное количество героев средневековых сражений изображено именно так - с бацинетом на голове и топфхельмом или грейтхельмом в руках.

Два шлема - это в два раза больше надежности!
Два шлема - это в два раза больше надежности!

А еще, во второй половине XIV века на бацинет стали массово вешать забрала всех возможных конструкций, превращая недавний эрзацшлем в полноценное боевое наголовье на все случаи жизни. И вот тут-то наш сегодняшний герой открылся со своей лучшей стороны.

Во-первых, к этому времени он еще подрос, и стал очень глубоким шлемом, надежно сидящим на голове бойца. Во-вторых, из полукруглого, его купол стал вытянутым, иногда очень сильно, что позволяло рикошетировать часть ударов, приходившихся в него сверху и спереди. Ну и в-третьих, конструкция его оказалась чрезвычайно удобной для крепления забрала любого вида.

Защиту лица можно было установить на переднем креплении, на съемном подвесе, на висках. Новый шлем собирался именно в таком виде, какой был необходим каждому конкретному аристократу, благородному рыцарю или даже простому пехотинцу.

И это бацинет.
И это бацинет.

Нужен кавалерийский шлем, способный уберечь голову от удара пролетающего мимо рыцаря врага? Немедленно крепишь забрало "хундсгугель"! Эта, как ее еще называли "волчья пасть", хотя и выглядит довольно забавно, однако отлично рекошетирует даже копейные удары в голову. При этом оставляет тебе довольно приличный обзор поля боя. А если очень нужно, так его и вовсе можно поднять или даже отстегнуть.

Необходим пехотный шлем? Нет ничего проще. Вытягиваем купол еще выше, чтобы уберечь голову от ударов сверху, что так любят раздавать рыцари всем, кто стоит ниже их на поле боя и социальной лестнице. А забрало вешаем совсем легкое, с хорошим обзором и множеством дыхательных отверстий в нижней его части. Вроде того, что носил на своем шлеме неизвестный рыцарь из Нюрнберга.

Не можешь жить без хорошего обзора в бою? И тут есть решение. Вообще не крепить забрало. А вместо него нацепить широкий наносник, закрывающий лицо до самого подбородка. Вместе с развитой бармицей, эта конструкция дает удовлетворительную защиту лица и отличные виды поля боя. Опять же, никаких проблем с дыханием, что, мягко говоря, немаловажно в условиях серьезных физических нагрузок на поле боя.

И это тоже как ни странно бацинет
И это тоже как ни странно бацинет

Наверное, не было ни одного забрала, которое не попытались бы поставить на бацинет за те двести лет, что он доминировал на поле боя. И каждый раз все эти попытки были успешны. Фактически, наш сегодняшний герой оказался базовой платформой, которую без особенного труда можно было превратить практически во все что угодно. Хотя была одна задача, которая бацинету довольно долго не давалась.

Речь, конечно, о защите от "рыцарского удара". Этот удар чрезвычайной мощи долго был вообще единственным способом привести в чувство особо смелых и наглых рыцарей. И хотя к XIV веку у него появилось некоторое количество альтернатив в виде алебарды, пики и арбалета, он все еще оставался самым надежным средством остановить бронированного всадника на поле боя.

И вот против такого удара бацинет, конечно, был слабоват. Да, хундсгугель пытался заявить о себе как о преемнике топфхельма на поле боя, но получалось, нужно сказать, неубедительно. Чтобы противостоять удару копьем силой в полторы тонны, требовалось что-то более серьезное, чем в общем то довольно легкий бацинет, держащийся на сильных, но недостаточно прочных мышцах рыцарской шеи. Впрочем, как уже говорилось выше, наш сегодняшний герой был открыт для любых предложений.

Даже это - бацинет.
Даже это - бацинет.

К началу XV века топфхельм, под который когда-то надевали бацинет, превратился уже в древнюю архаику, встречающуюся только на турнирах, да у рыцарей, что чтили прадедовские традиции. Но некоторые его конструктивные особенности все еще оставались актуальны. И две главные звучали следующим образом:

  • Шлем, должен быть прочным и тяжелым, чтобы поглотить максимум кинетической энергии скользящего удара.
  • Шлем, должен прочно лежать на плечах, чтобы этим самым скользящим ударом тебе не оторвало голову.

И так как было всем понятно, что у конструкции бацинета все еще есть огромный запас для глубокой модернизации, средневековые оружейники начали делать из него новую и лучшую версию старого доброго топфхельма. То, что получилось в результате многолетних улучшений и экспериментов, стали называть "грандбацинет" И это был отличный шлем, надо сказать.

Ранний грандбацинет.
Ранний грандбацинет.

Во-первых, шлем сделали еще глубже. Теперь он лежал на плечах, распределяя весь свой немалый вес на мышцы плеч и спины, разгружая таким образом шею. Во-вторых, у бацинета появилась еще одна деталь, закрывающая челюсть и нос бойца, что вместе с лежащим поверх нее забралом стало почти непреодолимой четырехмиллиметровой стальной преградой на пути любого оружия того времени. В третьих он стал больше и тяжелее.

Ну и главное, его стали крепить к кирасе или бригантине прочным кожаным ремнем, что не позволяло ему ломать шею своего владельца при ударе копья по касательной.

Но погоди, автор, - спросит самый внимательный читатель, - ты уже четвертый раз говоришь о касательном ударе копья. А что будет, если копье попадет точно в голову?

Ну что тут сказать. Если "рыцарский удар" исполнен чисто, то энергия в полторы - две тонны, что скопится на кончике рыцарского копья, пробьет навылет любой доспех того времени, невзирая на его прочность и качество изготовления. Более того, такой удар пробьет даже броню некоторой современной легкой бронетехники.

Все в бацинетах. Все!!! Хотя некоторые в грандбацинетах.
Все в бацинетах. Все!!! Хотя некоторые в грандбацинетах.

Впрочем, мы, кажется, отвлеклись. При всем своем внушительном весе и общей массивности грандбацинет был шлемом очень удобным и вполне пригодным не только для конного, но и для пешего боя. У него все еще было быстросъемное забрало, которое можно было сбросить двумя движениями, и эту возможность трудно было переоценить. И хотя размеры и невысокая подвижность были не лучшим подспорьем спешенному рыцарю, но все же это был первый большой кавалерийский шлем, в котором можно было отлично чувствовать себя не только в седле, но и на своих двоих.

Окончательно сформировавшись к началу XV века, бацинет во всем своем разнообразии отлично чувствовал себя до самого начала XVI века, так же как и его младший брат. И несмотря на какой-то поистине сумасшедший прогресс в военном деле того времени, он, наряду с более поздними шлемами, участвовал во всех более или менее значимых сражениях Средневековья. Его с одинаковым удовольствием носили буквально все - от королей до простых пехотинцев. А это могло значить только одно - со своей работой бацинет справлялся отлично.

И даже король в бацинете.
И даже король в бацинете.

Свое двухсотлетие шлем встретил, в общем-то, в неплохой форме. И хотя его практически перестали одевать в бой рыцари и военная аристократия, повсеместно заменив на более совершенные салады и армэ, он все еще оставался простым и массовым шлемом пехоты и стрелков своего времени.

Так же до 30-х годов XVI века грандбацинеты использовались в рыцарских турнирах наряду с изменившимися до неузнаваемости грейтхельмами, саладами, армэ и великим множеством других шлемов, зачастую весьма экзотичных. Последнее известное мне упоминание об использовании бацинета в бою, относится к концу XVI века, после чего он окончательно перешел в разряд шлемов для праздников, парадов и изображений на средневековых миниатюрах.

Просто. Надежно. Красиво. Ну по крайней мере было красиво до начала боя.
Просто. Надежно. Красиво. Ну по крайней мере было красиво до начала боя.

Так закончилась история самого, пожалуй, популярного шлема позднего Средневековья. Хотя почему закончилась? В начале XXI века бацинет - по-прежнему самый популярный шлем пеших бойцов, что сражаются на ристалищах "Битвы Наций" "Турнира Святого Георгия" и "Кубка Динамо". А больше о бацинете мне вам рассказать нечего.

Оружие
2735 интересуются