Я уже не раз писал, что самарскому троллейбусу в общем-то пока (и пусть и дальше) везёт. Между прочим, наша троллейбусная сеть – старейшая из непрерывно действующих в России (московская, питерская, ростовская и донецкая во время войны свою работу приостанавливали) – а наша как раз в войну и открылась).
Да, по сравнению со многими другими нашими городами Самаре с троллейбусом везёт. Да что там - в нашей же области тольяттинский троллейбус ощутимо пострадал, а сызранский, увы, вообще перестал существовать (новокуйбышевский вроде жив-здоров, постараюсь вскоре лично в этом убедиться).
В Самаре же более-менее обошлось. Закрылись маршруты 1, 3, 5, 11 - и были демонтированы 2 участка контактной сети: на Волжском проспекте и на улице Максима Горького.
Хотя 11-й маршрут, конечно, жаль.
Но мы сейчас про 16-й. В принципе, он тоже мог исчезнуть. Как исчез 5-й маршрут, поглощенный 6-м - так и 16-й мог быть съеден 15-м.
К истории вопроса. Раньше и 15-й, и 16-й кольцевались на пересечении улиц Советской Армии и Антонова-Овсеенко. Причём, кольцевались очень своеобразно: один маршрут начинался там, где кончался другой.
15-й стартовал от Металлурга по одноимённому проспекту, далее по Каховской, Вольской, Антонова-Овсеенко - и на Советской Армии разворачивался.
16-й же как бы перенимал у него эстафету, отправлялся от Советской Армии по Антонова-Овсеенко, улице Авроры, Московскому шоссе, проезду Масленникова, улицам Мичурина, Чкалова, Коммунистической, Агибалова (обратно по Спортивной), Льва Толстого, братьев Коростелёвых, Ленинградской, Самарской, Некрасовской, Куйбышева, Пионерской, Алексея Толстого, Крупской, Водников, Комсомольской, Максима Горького. И уже там кольцевался на 6-м причале речного вокзала.
Во-ооот....
А потом было решено 15-й маршрут продлить. До железнодорожного вокзала. То есть (см. выше путь 16-го троллейбуса) - до пересечения Агибалова и Льва Толстого.
И 16-й... оставили, но сократили ему путь. Хотя и тут он снова фактически стал продолжением 15-го. Стартовым кольцом для 16-го сделался Самарский Губернский рынок - от него до вокзала (ж/д) рукой подать.
Конечная осталась та же - 6-й причал. То есть 16-й заменил собой отменённые 1-й и 3-й, которые как раз от рынка до речного и путешествовали.
И тут вступают в игру ещё 2 похожих маршрута - 5-й и 6-й.
5-й отъезжал от Губернского рынка, деля дорогу с теми же 1, 3, 11 (светлая им память) и 16-м. А на площади Революции приступал к делу уже маршрут номер 6. Начиная с пересечения Крупской и Водников они шли рядом, бок о бок, переезжали по мосту через реку Самару - и на 3-м хлебозаводе "пятёрка" заканчивала свой славный путь. А "шестёрка" шла дальше, на Кряж и Пугачёвский тракт, Бакинскую и Грозненскую. Одна в своём роде.
Где-то в нулевых или десятых 5-й и 6-й маршруты были объединены. 6-й маршрут стал курсировать от Губернского рынка до улицы Грозненской - и обратно.
Таким образом, остались в Самаре 2 троллейбусных маршрута, проходящих через исторический центр города. Вместо прежних 6.
От рынка до улицы Водников 6-й и 16-й идут ноздря в ноздрю. В принципе, это оправдано: если людям надо, скажем, от вокзала до площади Революции доехать, то для них номер троллейбуса роли не играет.
Хотя можно было один пустить напрямую по Льва Толстого до Куйбышева. Ну, или хотя бы через раз.
И вот уже на участке Водников - Комсомольская - Максима Горького - Венцека - Водников 16-й маршрут гордо едет своим собственным путём.
Да, и разворотного кольца на 6-м причале больше нет. Теперь 16-й делает оборот вокруг квартала - как на конечных 116 километра, 15 микрорайона, железнодорожного вокзала.
И ходит он, надо сказать, целый день - с раннего утра до позднего вечера.
Так что номер 16-й - не последний. А вполне себе уважаемый.