Найти тему

Самарские троллейбусы. Маршрут № 16

Фото автора
Фото автора

Я уже не раз писал, что самарскому троллейбусу в общем-то пока (и пусть и дальше) везёт. Между прочим, наша троллейбусная сеть – старейшая из непрерывно действующих в России (московская, питерская, ростовская и донецкая во время войны свою работу приостанавливали) – а наша как раз в войну и открылась).

Да, по сравнению со многими другими нашими городами Самаре с троллейбусом везёт. Да что там - в нашей же области тольяттинский троллейбус ощутимо пострадал, а сызранский, увы, вообще перестал существовать (новокуйбышевский вроде жив-здоров, постараюсь вскоре лично в этом убедиться).

В Самаре же более-менее обошлось. Закрылись маршруты 1, 3, 5, 11 - и были демонтированы 2 участка контактной сети: на Волжском проспекте и на улице Максима Горького.

Хотя 11-й маршрут, конечно, жаль.

https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/157748/cr-1200-630.wm-asnplfru-100-tr-0-0.t-13-310169-ttps-54-14-0083CD-1010-l-85-b-42.t-13-310169-ttps-54-14-FFF-1010-l-85-b-42.t-15-47-asb-37-10-FFF-788-l-370-t-68.m2022-01-20T00-24-25.jpg
https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/157748/cr-1200-630.wm-asnplfru-100-tr-0-0.t-13-310169-ttps-54-14-0083CD-1010-l-85-b-42.t-13-310169-ttps-54-14-FFF-1010-l-85-b-42.t-15-47-asb-37-10-FFF-788-l-370-t-68.m2022-01-20T00-24-25.jpg

Но мы сейчас про 16-й. В принципе, он тоже мог исчезнуть. Как исчез 5-й маршрут, поглощенный 6-м - так и 16-й мог быть съеден 15-м.

Исторический 5-й маршрут, следовавший по историческому 11-му. Фото: https://sun9-77.userapi.com/impg/UvRVCLDSZH5PEC-DsrGlwj-lohgyxyRZ824Osw/VTlCQaJlQ4c.jpg?size=604x350&quality=96&sign=ed8db94f730b86f5dbfaae7526a6b939&type=album
Исторический 5-й маршрут, следовавший по историческому 11-му. Фото: https://sun9-77.userapi.com/impg/UvRVCLDSZH5PEC-DsrGlwj-lohgyxyRZ824Osw/VTlCQaJlQ4c.jpg?size=604x350&quality=96&sign=ed8db94f730b86f5dbfaae7526a6b939&type=album

К истории вопроса. Раньше и 15-й, и 16-й кольцевались на пересечении улиц Советской Армии и Антонова-Овсеенко. Причём, кольцевались очень своеобразно: один маршрут начинался там, где кончался другой.

Кольцо на Советской Армии. Фото: https://transphoto.org/photo/04/39/35/439358.jpg
Кольцо на Советской Армии. Фото: https://transphoto.org/photo/04/39/35/439358.jpg

15-й стартовал от Металлурга по одноимённому проспекту, далее по Каховской, Вольской, Антонова-Овсеенко - и на Советской Армии разворачивался.

16-й же как бы перенимал у него эстафету, отправлялся от Советской Армии по Антонова-Овсеенко, улице Авроры, Московскому шоссе, проезду Масленникова, улицам Мичурина, Чкалова, Коммунистической, Агибалова (обратно по Спортивной), Льва Толстого, братьев Коростелёвых, Ленинградской, Самарской, Некрасовской, Куйбышева, Пионерской, Алексея Толстого, Крупской, Водников, Комсомольской, Максима Горького. И уже там кольцевался на 6-м причале речного вокзала.

Разворотное кольцо на 6-м причале. Фото: https://transphoto.org/photo/18/08/87/1808872.jpg
Разворотное кольцо на 6-м причале. Фото: https://transphoto.org/photo/18/08/87/1808872.jpg

Во-ооот....

А потом было решено 15-й маршрут продлить. До железнодорожного вокзала. То есть (см. выше путь 16-го троллейбуса) - до пересечения Агибалова и Льва Толстого.

https://s11.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/12311329/de-1200.jpg
https://s11.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/12311329/de-1200.jpg

И 16-й... оставили, но сократили ему путь. Хотя и тут он снова фактически стал продолжением 15-го. Стартовым кольцом для 16-го сделался Самарский Губернский рынок - от него до вокзала (ж/д) рукой подать.

http://ymtram.mashke.org/russia/samara/photos/samara22012pt.jpg
http://ymtram.mashke.org/russia/samara/photos/samara22012pt.jpg

Конечная осталась та же - 6-й причал. То есть 16-й заменил собой отменённые 1-й и 3-й, которые как раз от рынка до речного и путешествовали.

Историческое фото: https://transphoto.org/photo/08/05/55/805557.jpg
Историческое фото: https://transphoto.org/photo/08/05/55/805557.jpg

И тут вступают в игру ещё 2 похожих маршрута - 5-й и 6-й.

5-й отъезжал от Губернского рынка, деля дорогу с теми же 1, 3, 11 (светлая им память) и 16-м. А на площади Революции приступал к делу уже маршрут номер 6. Начиная с пересечения Крупской и Водников они шли рядом, бок о бок, переезжали по мосту через реку Самару - и на 3-м хлебозаводе "пятёрка" заканчивала свой славный путь. А "шестёрка" шла дальше, на Кряж и Пугачёвский тракт, Бакинскую и Грозненскую. Одна в своём роде.

Кстати, кто заметил - троллейбусная трасса на фото обновлённая. Кажется, с 2021 или 2022 гг. Фото: https://transphoto.org/photo/15/66/96/1566967.jpg
Кстати, кто заметил - троллейбусная трасса на фото обновлённая. Кажется, с 2021 или 2022 гг. Фото: https://transphoto.org/photo/15/66/96/1566967.jpg

Где-то в нулевых или десятых 5-й и 6-й маршруты были объединены. 6-й маршрут стал курсировать от Губернского рынка до улицы Грозненской - и обратно.

Таким образом, остались в Самаре 2 троллейбусных маршрута, проходящих через исторический центр города. Вместо прежних 6.

Немного исторической Самары. Фото автора
Немного исторической Самары. Фото автора
Не знал, что тут ещё и мечеть построили. Фото автора
Не знал, что тут ещё и мечеть построили. Фото автора

От рынка до улицы Водников 6-й и 16-й идут ноздря в ноздрю. В принципе, это оправдано: если людям надо, скажем, от вокзала до площади Революции доехать, то для них номер троллейбуса роли не играет.

Хотя можно было один пустить напрямую по Льва Толстого до Куйбышева. Ну, или хотя бы через раз.

И вот уже на участке Водников - Комсомольская - Максима Горького - Венцека - Водников 16-й маршрут гордо едет своим собственным путём.

Фото автора
Фото автора

Да, и разворотного кольца на 6-м причале больше нет. Теперь 16-й делает оборот вокруг квартала - как на конечных 116 километра, 15 микрорайона, железнодорожного вокзала.

Односторонняя троллейбусная линия по улице Максима Горького. Фото автора
Односторонняя троллейбусная линия по улице Максима Горького. Фото автора
Площадка у 6-го причала, на которой раньше было разворотное кольцо. Фото автора
Площадка у 6-го причала, на которой раньше было разворотное кольцо. Фото автора

И ходит он, надо сказать, целый день - с раннего утра до позднего вечера.

Фото автора
Фото автора
Улица Водников. Здесь курсирует только 16-й маршрут. Фото автора
Улица Водников. Здесь курсирует только 16-й маршрут. Фото автора
Пересечение улиц Крупской и Водников. Здесь расходятся пути 6-го и 16-го маршрутов. 6-й маршрут готовится уйти налево. Фото автора
Пересечение улиц Крупской и Водников. Здесь расходятся пути 6-го и 16-го маршрутов. 6-й маршрут готовится уйти налево. Фото автора

Так что номер 16-й - не последний. А вполне себе уважаемый.

Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту!