Утро, ещё темно. Иду в сторону электрички. Обычно я так отправляюсь на работу, но этот день у меня выходной. И поеду я в этот раз в другую сторону.
До этого так садился 7 лет назад, в 2016-м. В принципе, мне в Тольятти и обратно гонять легко и удобно. Электричка в 10 минутах ходьбы от дома, дорога занимает ровно час, проезд - 70 рублей.
А вот если на автобусе, то это бы мне пришлось сначала в Самару плюхать до автовокзала. Ну, или до аэропорта. Оттуда - полтора-два часа езды, не меньше 300 рублей. Так что мне везёт.
Меня давно тянуло навестить город, на который я завязан душой с 1992 года - хоть я и не тольяттинец по рождению.
У меня сначала отец туда переехал, и я к нему регулярно ездил в гости. Потом папа ушёл на небо, а я жил и работал в Автограде ещё 9 лет. Потом вернулся в Самару.
А Тольятти не отпускал. Тем более, когда я ещё подвизался делать блог, посвящённый ГЭТ. Который в Тольятти... ну, пострадал, скажем так. Но удержался. И держится.
Так что в этот раз я и город хотел повидать, и с тольяттинским троллейбусом пообщаться лично. Ну, в пределах возможного. Всё-таки 9 рабочих маршрутов осталось после... оптимизации.
Чем плохи оба тольяттинских вокзала – они как-то на отшибе находятся. Непосредственно рядом с ними нет городских транспортных потоков – нужно прошагать какое-то расстояние. Ну, ладно, давно города не видел, можно прогуляться. Пофотографировать и порадоваться. Вот, например – храм, который напротив станции «Жигулёвское Море». Его очень долго строили – ну, вот, пожалуйста, вид уже вполне себе.
Чтобы добраться до троллейбуса, проезжаю одну остановку на маршрутке (пешком неудобно, нет нормальной дороги для пешеходов). Уж 20 лет минуло, а в Тольятти в маршрутках по-прежнему пассажиры платят на выходе. В Самаре - только при входе.
На выходе меня и ждал первый облом. Я собирался сесть на Колхозном рынке на 21-й троллейбус (тот, который фактически «загородный»). Потом увидел на остановке расписание. Оказывается, с 1 ноября по 31 марта данный маршрут делает всего два рейса в день. Где-то с 12:00 до 14:00. Понятно, я бы не смог столько выждать (время было около 8:30).
Делать нечего, иду в сторону Речного вокзала. Чтобы оттуда, на другом троллейбусе – до Нового города. Но уже настроение испортилось, уже пошли мысли, что приезжал зря, лучше бы дома посидел, делами позанимался. Тем более – пока спускался вниз по Ярославской и сворачивал на Коммунистическую, ни разу не попался мне троллейбус 22-го маршрута, который должен там ходить. Может он уже тоже… того? В интернет специально залез, посмотрел – нет, вроде жив. Где же он тогда?
Тут вспомнил: когда в душе раздрай, надо поискать хорошие сигналы вокруг себя. И только так подумал – увидел вот это:
Стало легче. Дойдя до Речного вокзала, я увидел, что нужный мне 18-й троллейбус как раз собирается отправляться в путь.
Забегу вперёд и скажу сразу всё, что "наблюл" о тольяттинском троллейбусе за весь этот день:
- да, маршрутов и машин стало заметно меньше по сравнению с прошлыми годами. И депо осталось одно, вместо прежних трёх
- но! - ВСЕ машины, которые я видел - новые, красивые, белоснежные. Ну, с небольшими вкраплениями жёлтого и оранжевого. 3 модели: "Тролза ОПТИМА", "Тролза МЕГАПОЛИС", "БКМ 321" (последнюю белорусы нам поставляют). Ни одной старой ЗИУшки не встретил. В Самаре, например, да - больше машин, депо и маршрутов, но в основном пока гоняются именно ЗИУ
- в силу новизны и особого дизайна издалека сложно бывает отличить троллейбус от автобуса. Цвет один, а "штанги" у троллейбуса тоже белые, и их заметно только тогда, когда он уже близко
- как-то так вышло, что как только я оказывался на остановке, практически сразу подходил нужный мне троллейбус (ну, кроме 21-го). Наверное, это мне повезло, возможно, тольяттинцы ждут и дольше. А может, просто подстраиваются под график
- горожане на троллейбусе ездят. В какое-то время, на каких-то участках бывает достаточно свободно - а потом раз! - и чуть ли не битком. Тем более, что, как я уже сказал, машины новые, скорость у них хорошая. Раньше, помню, на ЗИУ от речного вокзала до 8 квартала путь занимал около 3 часов. Сейчас то же самое расстояние - за 1,5 часа. Почувствуйте разницу
- так или иначе я соприкоснулся со всеми 9 маршрутами (кроме уже упомянутого 21-го, до него в следующий раз доберусь). Проехал я на 18-м, 14-м и 22-м маршрутах (подробно чуть ниже); по дороге чаще всего видел 7-й маршрут, попались и 1-й, и 2-й, и 4-й, и 13-й (последний - кольцевой, обратный 14-му). Так что у меня прямо от сердца отлегло, и я понял, что всё-таки ездил не зря.
Итак, еду на 18-м - но не до конца, а до 19 квартала. Потянуло на место, где раньше жил и... работал тоже, было и такое).
Прошёл мимо бывшего моего дома, двинулся в сторону поликлиники (раньше там охранником трудился). Вдруг вижу - большое новое здание. Ничего себе отстроили! Мелькнула даже мысль, что это школу номер 90 приспособили для здравоохранения. Но школа оказалась на месте. Как и старая, МОЯ поликлиника. Теперь 2 поликлиники в этой локации, 19 квартал рулит!
Как и 2 храма теперь тоже там. Когда я жил, один был, маленький, в честь Иоанна Кронштадтского. Потом рядом возвели большой, в честь Александра Невского. Я впервые за 20 лет решил зайти, оставить записки об упокоении и свечку поставить за усопших сродников. Заглянул, а там служба (не ожидал). Я уже двинулся со двора, но из храма вышла женщина, чуть ли не силой (но по-доброму, такое бывает) завела меня обратно. Я ей объяснил, что не хотел службе мешать, но она ответила, что нормально всё. В общем, и записку подал, и свечку поставил, и на храм немного пожертвовал. И двинулся дальше по Автостроителей - к троллейбусу.
Улица Автостроителей - "судоходная" (т.е. имеет троллейбусное сообщение) - но не вся. Рогатенькие курсируют по ней на участке от Дзержинского до развилки Свердлова-40 лет Победы. 2 маршрута: 13-й и 14-й. Они, как я уже писал, кольцевые, обратны друг другу. Поэтому я стал ждать, какой же появится быстрее. Быстрее пришёл 14-й. Я быстренько перешёл улицу. Кстати, в Тольятти очень много пешеходных переходов без светофора. А вот подземных переходов почти нет. В Новом городе я их знаю 2: на углу Свердлова и Революционной и на углу Свердлова же и Московского проспекта. Точнее, знал: возможно, эти переходы уже пришли в негодность. Зато в Тольятти есть несколько переходов надземных (в Самаре такой один, по-моему).
14-й троллейбус. Тоже новенький, остановки объявляет диктофон, плюс бегущая строка. Проходим Дзержинского ПОЛНОСТЬЮ (уже радует), дальше Московский, Заставная, малое колечко в районе Учебного центра и проектного управления ВАЗа - снова пересекает Дзержинского и выходим на Революционную. Это центральная улица Автозаводского района (а Мира - центральная улица Центрального района))). Много хороших видов, много народу, много солнца. И троллейбусы часто навстречу попадаются.
Поворот на Приморский бульвар. На данный момент в Тольятти несколько троллейбусных линий бездействуют. В Старом городе - на Комсомольской и Горького, в Новом - бОльшая часть Московского проспекта, проспекта Степана Разина, часть Приморского бульвара. А также линия на КВЦ ВАЗа с разворотным кольцом возле оного. Бог даст, заработает.
По Приморскому доезжаем до пересечения со Степана Разина. И вот тут 14-й троллейбус меня реально озагадил.
Потому что, высадив ВСЕХ пассажиров и объявив конечную, повернул направо, на Степана Разина, не стал разворачиваться на кольце возле музыкальной школы, а проехал по тому же проспекту ещё минимум 2 остановки. Пустой!
И только, выехав на Спортивную, наконец, закольцевался и тронулся в обратный путь.
Мог бы и подвезти, между прочим. А так пришлось пешкарусом топать по не очень убранному от снега и льда тротуару.
Но - нет худа без добра. Зато я наделал немало интересных фото - а ещё вывел меня троллейбус на очень интересное место.
Время было как раз обеденное. И я уже подумывал - куда пойти. В "Точку" я и так в любой точке схожу. А вот что-то фирменное, тольяттинское... Раньше был очень славный трактир "Русич" на Революционной - с хорошей кухней и хорошей атмосферой. Но он уже давно не работает, увы.
И вот тут я и увидел. Что-то наверняка недавнее. Торговый центр "Малина" (8 квартал, угол Степана Разина и Спортивной) - и там...
В общем, теперь знаю, куда буду приходить обедать во время визитов в автомобильную нашу столицу.
Финальный (как я думал) аккорд путешествия - снова поездка на 18-м троллейбусе. Уже обратно. На этот раз - от и до, от конечной до конечной. Тем более, Википедия пишет, что тольяттинский 18-й - самый протяжённый внутригородской троллейбус в России. И тут... хотелось бы ей поверить.
И прямо вот очень быстро доехал. Ход мягкий, я особо дороги и не заметил, что длинная. Хотя, это я, может, по Тольятти изголодался.
А когда приехал на Речной (какие там виды на Жигулевские горы и Волгу!) - там меня ждал классный бонус. На который я даже уже и не рассчитывал.
22-й. Тот самый, что мне не попался утром - на пути вниз по Ярославской на Коммунистическую.
18-й только парковался для перерыва - а у 22-го водитель как раз поднимал токоприёмники, собираясь отправляться в путь. И я понял, что хоть две остановки, но должен проехать. На самом кольце обычно не сажают - поэтому я чуть ли не бегом пр пустился к Речпорту, где была следующая остановка. И я успел! Я был первым и единственным пассажиром, севшим на конечной, и проехал я всего ничего - но я успел закрыть этот гештальт.
И схему движения сфотографировал (см. выше)
И на душе было какое-то беспричинное счастье; я понял, что не зря меня тянуло, и не зря я приехал. И ещё, думаю, буду приезжать. Тольятти жив. И его троллейбус жив. И я постараюсь тоже какое-то хорошее участие принимать в их жизни...
_________________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)