Найти в Дзене

Покатушки по Тольятти. Троллейбус и не только

Утро, ещё темно. Иду в сторону электрички. Обычно я так отправляюсь на работу, но этот день у меня выходной. И поеду я в этот раз в другую сторону.
До этого так садился 7 лет назад, в 2016-м. В принципе, мне в Тольятти и обратно гонять легко и удобно. Электричка в 10 минутах ходьбы от дома, дорога занимает ровно час, проезд - 70 рублей. А вот если на автобусе, то это бы мне пришлось сначала в Самару плюхать до автовокзала. Ну, или до аэропорта. Оттуда - полтора-два часа езды, не меньше 300 рублей. Так что мне везёт. Меня давно тянуло навестить город, на который я завязан душой с 1992 года - хоть я и не тольяттинец по рождению. У меня сначала отец туда переехал, и я к нему регулярно ездил в гости. Потом папа ушёл на небо, а я жил и работал в Автограде ещё 9 лет. Потом вернулся в Самару. А Тольятти не отпускал. Тем более, когда я ещё подвизался делать блог, посвящённый ГЭТ. Который в Тольятти... ну, пострадал, скажем так. Но удержался. И держится. Так что в этот раз я и город хотел пов
Фото автора
Фото автора

Утро, ещё темно. Иду в сторону электрички. Обычно я так отправляюсь на работу, но этот день у меня выходной. И поеду я в этот раз в другую сторону.

До этого так садился 7 лет назад, в 2016-м. В принципе, мне в Тольятти и обратно гонять легко и удобно. Электричка в 10 минутах ходьбы от дома, дорога занимает ровно час, проезд - 70 рублей.

А вот если на автобусе, то это бы мне пришлось сначала в Самару плюхать до автовокзала. Ну, или до аэропорта. Оттуда - полтора-два часа езды, не меньше 300 рублей. Так что мне везёт.

Меня давно тянуло навестить город, на который я завязан душой с 1992 года - хоть я и не тольяттинец по рождению.

У меня сначала отец туда переехал, и я к нему регулярно ездил в гости. Потом папа ушёл на небо, а я жил и работал в Автограде ещё 9 лет. Потом вернулся в Самару.

А Тольятти не отпускал. Тем более, когда я ещё подвизался делать блог, посвящённый ГЭТ. Который в Тольятти... ну, пострадал, скажем так. Но удержался. И держится.

Схема ныне действующих маршрутов тольяттинского троллейбуса. Вполне себе приличная. Фото автора
Схема ныне действующих маршрутов тольяттинского троллейбуса. Вполне себе приличная. Фото автора

Так что в этот раз я и город хотел повидать, и с тольяттинским троллейбусом пообщаться лично. Ну, в пределах возможного. Всё-таки 9 рабочих маршрутов осталось после... оптимизации.

Чем плохи оба тольяттинских вокзала – они как-то на отшибе находятся. Непосредственно рядом с ними нет городских транспортных потоков – нужно прошагать какое-то расстояние. Ну, ладно, давно города не видел, можно прогуляться. Пофотографировать и порадоваться. Вот, например – храм, который напротив станции «Жигулёвское Море». Его очень долго строили – ну, вот, пожалуйста, вид уже вполне себе.

Прекрасный утренний вид. Фото автора
Прекрасный утренний вид. Фото автора

Чтобы добраться до троллейбуса, проезжаю одну остановку на маршрутке (пешком неудобно, нет нормальной дороги для пешеходов). Уж 20 лет минуло, а в Тольятти в маршрутках по-прежнему пассажиры платят на выходе. В Самаре - только при входе.

На выходе меня и ждал первый облом. Я собирался сесть на Колхозном рынке на 21-й троллейбус (тот, который фактически «загородный»). Потом увидел на остановке расписание. Оказывается, с 1 ноября по 31 марта данный маршрут делает всего два рейса в день. Где-то с 12:00 до 14:00. Понятно, я бы не смог столько выждать (время было около 8:30).

Делать нечего, иду в сторону Речного вокзала. Чтобы оттуда, на другом троллейбусе – до Нового города. Но уже настроение испортилось, уже пошли мысли, что приезжал зря, лучше бы дома посидел, делами позанимался. Тем более – пока спускался вниз по Ярославской и сворачивал на Коммунистическую, ни разу не попался мне троллейбус 22-го маршрута, который должен там ходить. Может он уже тоже… того? В интернет специально залез, посмотрел – нет, вроде жив. Где же он тогда?

Тут вспомнил: когда в душе раздрай, надо поискать хорошие сигналы вокруг себя. И только так подумал – увидел вот это:

Фото автора
Фото автора

Стало легче. Дойдя до Речного вокзала, я увидел, что нужный мне 18-й троллейбус как раз собирается отправляться в путь.

Фото автора
Фото автора

Забегу вперёд и скажу сразу всё, что "наблюл" о тольяттинском троллейбусе за весь этот день:

- да, маршрутов и машин стало заметно меньше по сравнению с прошлыми годами. И депо осталось одно, вместо прежних трёх

- но! - ВСЕ машины, которые я видел - новые, красивые, белоснежные. Ну, с небольшими вкраплениями жёлтого и оранжевого. 3 модели: "Тролза ОПТИМА", "Тролза МЕГАПОЛИС", "БКМ 321" (последнюю белорусы нам поставляют). Ни одной старой ЗИУшки не встретил. В Самаре, например, да - больше машин, депо и маршрутов, но в основном пока гоняются именно ЗИУ

- в силу новизны и особого дизайна издалека сложно бывает отличить троллейбус от автобуса. Цвет один, а "штанги" у троллейбуса тоже белые, и их заметно только тогда, когда он уже близко

- как-то так вышло, что как только я оказывался на остановке, практически сразу подходил нужный мне троллейбус (ну, кроме 21-го). Наверное, это мне повезло, возможно, тольяттинцы ждут и дольше. А может, просто подстраиваются под график

- горожане на троллейбусе ездят. В какое-то время, на каких-то участках бывает достаточно свободно - а потом раз! - и чуть ли не битком. Тем более, что, как я уже сказал, машины новые, скорость у них хорошая. Раньше, помню, на ЗИУ от речного вокзала до 8 квартала путь занимал около 3 часов. Сейчас то же самое расстояние - за 1,5 часа. Почувствуйте разницу

- так или иначе я соприкоснулся со всеми 9 маршрутами (кроме уже упомянутого 21-го, до него в следующий раз доберусь). Проехал я на 18-м, 14-м и 22-м маршрутах (подробно чуть ниже); по дороге чаще всего видел 7-й маршрут, попались и 1-й, и 2-й, и 4-й, и 13-й (последний - кольцевой, обратный 14-му). Так что у меня прямо от сердца отлегло, и я понял, что всё-таки ездил не зря.

Дом, где когда-то жил папа, потом я. Тольятти, Автозаводский район, 19 квартал, бульвар Татищева, дом 7. Фото автора
Дом, где когда-то жил папа, потом я. Тольятти, Автозаводский район, 19 квартал, бульвар Татищева, дом 7. Фото автора

Итак, еду на 18-м - но не до конца, а до 19 квартала. Потянуло на место, где раньше жил и... работал тоже, было и такое).

Раньше этой поликлиники тут не было. Фото автора
Раньше этой поликлиники тут не было. Фото автора

Прошёл мимо бывшего моего дома, двинулся в сторону поликлиники (раньше там охранником трудился). Вдруг вижу - большое новое здание. Ничего себе отстроили! Мелькнула даже мысль, что это школу номер 90 приспособили для здравоохранения. Но школа оказалась на месте. Как и старая, МОЯ поликлиника. Теперь 2 поликлиники в этой локации, 19 квартал рулит!

Старая поликлиника на Автостроителей, 9. Тут я и работал как раз. Всё та же). Фото автора
Старая поликлиника на Автостроителей, 9. Тут я и работал как раз. Всё та же). Фото автора

Как и 2 храма теперь тоже там. Когда я жил, один был, маленький, в честь Иоанна Кронштадтского. Потом рядом возвели большой, в честь Александра Невского. Я впервые за 20 лет решил зайти, оставить записки об упокоении и свечку поставить за усопших сродников. Заглянул, а там служба (не ожидал). Я уже двинулся со двора, но из храма вышла женщина, чуть ли не силой (но по-доброму, такое бывает) завела меня обратно. Я ей объяснил, что не хотел службе мешать, но она ответила, что нормально всё. В общем, и записку подал, и свечку поставил, и на храм немного пожертвовал. И двинулся дальше по Автостроителей - к троллейбусу.

Улица Автостроителей - "судоходная" (т.е. имеет троллейбусное сообщение) - но не вся. Рогатенькие курсируют по ней на участке от Дзержинского до развилки Свердлова-40 лет Победы. 2 маршрута: 13-й и 14-й. Они, как я уже писал, кольцевые, обратны друг другу. Поэтому я стал ждать, какой же появится быстрее. Быстрее пришёл 14-й. Я быстренько перешёл улицу. Кстати, в Тольятти очень много пешеходных переходов без светофора. А вот подземных переходов почти нет. В Новом городе я их знаю 2: на углу Свердлова и Революционной и на углу Свердлова же и Московского проспекта. Точнее, знал: возможно, эти переходы уже пришли в негодность. Зато в Тольятти есть несколько переходов надземных (в Самаре такой один, по-моему).

Тольятти, Автозаводский район, улица Автостроителей. Маршрут № 14, троллейбус БКМ 321. Фото автора
Тольятти, Автозаводский район, улица Автостроителей. Маршрут № 14, троллейбус БКМ 321. Фото автора

14-й троллейбус. Тоже новенький, остановки объявляет диктофон, плюс бегущая строка. Проходим Дзержинского ПОЛНОСТЬЮ (уже радует), дальше Московский, Заставная, малое колечко в районе Учебного центра и проектного управления ВАЗа - снова пересекает Дзержинского и выходим на Революционную. Это центральная улица Автозаводского района (а Мира - центральная улица Центрального района))). Много хороших видов, много народу, много солнца. И троллейбусы часто навстречу попадаются.

Ещё один памятный знак из 19 квартала. Фото автора
Ещё один памятный знак из 19 квартала. Фото автора

Поворот на Приморский бульвар. На данный момент в Тольятти несколько троллейбусных линий бездействуют. В Старом городе - на Комсомольской и Горького, в Новом - бОльшая часть Московского проспекта, проспекта Степана Разина, часть Приморского бульвара. А также линия на КВЦ ВАЗа с разворотным кольцом возле оного. Бог даст, заработает.

По Приморскому доезжаем до пересечения со Степана Разина. И вот тут 14-й троллейбус меня реально озагадил.

Потому что, высадив ВСЕХ пассажиров и объявив конечную, повернул направо, на Степана Разина, не стал разворачиваться на кольце возле музыкальной школы, а проехал по тому же проспекту ещё минимум 2 остановки. Пустой!

И только, выехав на Спортивную, наконец, закольцевался и тронулся в обратный путь.

Окраина Нового города, Степана Разина - Спортивная. Теперь здесь флагшток с огромным триколором (в Самаре тоже такой видел на Красной Глинке). Вдалеке - здание с краном, который... внутри этого здания. Как-то так косякнули строители. Теперь это здание потихонечку разбирают. Ещё 20 лет назад оно было, помню его. Фото автора
Окраина Нового города, Степана Разина - Спортивная. Теперь здесь флагшток с огромным триколором (в Самаре тоже такой видел на Красной Глинке). Вдалеке - здание с краном, который... внутри этого здания. Как-то так косякнули строители. Теперь это здание потихонечку разбирают. Ещё 20 лет назад оно было, помню его. Фото автора

Мог бы и подвезти, между прочим. А так пришлось пешкарусом топать по не очень убранному от снега и льда тротуару.

Разворотное троллейбусное кольцо возле детской музыкальной школы. На Спортивной тоже есть троллейбусная линия, но она, по-моему, всегда была резервной, регулярные маршруты по ней не ходили. Фото автора
Разворотное троллейбусное кольцо возле детской музыкальной школы. На Спортивной тоже есть троллейбусная линия, но она, по-моему, всегда была резервной, регулярные маршруты по ней не ходили. Фото автора

Но - нет худа без добра. Зато я наделал немало интересных фото - а ещё вывел меня троллейбус на очень интересное место.

Время было как раз обеденное. И я уже подумывал - куда пойти. В "Точку" я и так в любой точке схожу. А вот что-то фирменное, тольяттинское... Раньше был очень славный трактир "Русич" на Революционной - с хорошей кухней и хорошей атмосферой. Но он уже давно не работает, увы.

И вот тут я и увидел. Что-то наверняка недавнее.
Торговый центр "Малина" (8 квартал, угол Степана Разина и Спортивной) - и там...

Семейная столовая "Шведский стол". Фото автора
Семейная столовая "Шведский стол". Фото автора
Фото автора
Фото автора

В общем, теперь знаю, куда буду приходить обедать во время визитов в автомобильную нашу столицу.

Фото автора
Фото автора

Финальный (как я думал) аккорд путешествия - снова поездка на 18-м троллейбусе. Уже обратно. На этот раз - от и до, от конечной до конечной. Тем более, Википедия пишет, что тольяттинский 18-й - самый протяжённый внутригородской троллейбус в России. И тут... хотелось бы ей поверить.

И прямо вот очень быстро доехал. Ход мягкий, я особо дороги и не заметил, что длинная. Хотя, это я, может, по Тольятти изголодался.

А когда приехал на Речной (какие там виды на Жигулевские горы и Волгу!) - там меня ждал классный бонус. На который я даже уже и не рассчитывал.

Фото автора
Фото автора

22-й. Тот самый, что мне не попался утром - на пути вниз по Ярославской на Коммунистическую.

18-й только парковался для перерыва - а у 22-го водитель как раз поднимал токоприёмники, собираясь отправляться в путь. И я понял, что хоть две остановки, но должен проехать. На самом кольце обычно не сажают - поэтому я чуть ли не бегом пр пустился к Речпорту, где была следующая остановка. И я успел! Я был первым и единственным пассажиром, севшим на конечной, и проехал я всего ничего - но я успел закрыть этот гештальт.

И схему движения сфотографировал (см. выше)

И на душе было какое-то беспричинное счастье; я понял, что не зря меня тянуло, и не зря я приехал. И ещё, думаю, буду приезжать. Тольятти жив. И его троллейбус жив. И я постараюсь тоже какое-то хорошее участие принимать в их жизни...

_________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)