Найти тему

Мёртвая природа человека в полотнах Караваджо

Бунтарь и новатор Микеланджело Меризи, назвавший себя по месту рождения Караваджо, стал основоположником реалистического направления в живописи. Он был способен писать полотна с неимоверной для своего времени скоростью, создавая многофигурные композиции без эскиза. Да и зачем таковые, если рисуешь с натуры? Подлинность изображения стояла у Караваджо во главе угла, но натурщиками были люди из низов, что впоследствии стало поводом для обвинения художника в богохульстве со стороны Церкви - когда проститутки изображали святых. Своим обращением к натуре он противостоял движению маньеристов, создававших искусственные образы на основе художественного багажа. Фигуры маньеристов отличались непропорциональностью, цвета бывали слишком яркими и контрастными, а движения - необоснованными. Искусство Караваджо, напротив, отличается скудной цветовой гаммой, обширными пустыми пространствами, канувшими во тьму и осветленными композиционно фигурами. Такая игра со светом и тенью станет одной из отличительных черт барочной живописи, как и экспрессивные выражения чувств, изображаемых Караваджо в своих самых значительных произведениях.

Мальчик, чистящий фрукты (1592-1593), Караваджо
Мальчик, чистящий фрукты (1592-1593), Караваджо

На рубеже веков в Италии идет борьба католиков с протестантами. Сторонники Лютера и Кальвина критиковали Католическую церковь за ее роскошь и требовали убрать из храмов картины. Церковь заказывала художникам картины, вызывающие у прихожан восхищение и этим покупала их расположение. В этой игре участвовали и картины Караваджо, сыграв свою роль в деле господства Католической церкви, хотя почти каждая из его картин вызывала скандал. Современники считали Караваджо скандалистом, провокатором и невыносимым человеком. Караваджо неоднократно подвергался арестам и препровождался в тюрьму, чем доставлял затруднения своим покровителям. Иногда ему удавались авантюрные побеги.

Гвидо Рени "Архангел Михаил"
Гвидо Рени "Архангел Михаил"

Почти с детства Караваджо находился под покровительством дома Колонна. В 13 лет он поступил на учебу живописи к ученику Тициана Симоне Петерцано. Так как его семья впоследствии пострадала от чумы, и его матери стало сложно ухаживать за пятью детьми, герцог Колонна решает нанять ученика у Петерцано, заключив с ним контракт на четыре года. Петерцано был склонен отходить от маньеризма в сторону ломбардского реализма, и эта манера была передана в раннем творчестве Караваджо. Также в его ранних картинах видно влияние Леонардо да Винчи. Был он знаком и с искусством современников и деятелей Высокого Возрождения. Полный страстного желания самостоятельной деятельности в 18 лет Караваджо направляется в Рим.

"Мальчик, укушенный ящерицей", Караваджо (1596). Караваджо писал знаменитую художницу своего времени Софонисбу Ангуиссолу, которая знала самого Микеланджело. Она создавала сцены из повседневной жизни, а на одном из ее рисунков изображен сын художницы, которого рак схватил за палец. Этот рисунок подсказал Караваджо сюжет первой картины, которую он написал по приезде в Рим.
"Мальчик, укушенный ящерицей", Караваджо (1596). Караваджо писал знаменитую художницу своего времени Софонисбу Ангуиссолу, которая знала самого Микеланджело. Она создавала сцены из повседневной жизни, а на одном из ее рисунков изображен сын художницы, которого рак схватил за палец. Этот рисунок подсказал Караваджо сюжет первой картины, которую он написал по приезде в Рим.

В Риме шли стройки грандиознейших храмов, и Папа Сикст V приглашал сюда великих художников для оформления архитектурных чудес того мира: Собор Святого Петра на тот момент был самым большим сооружением в Европе и мире. Имея при себе несколько готовых картин, Караваджо, однако, не возымел в Риме успеха. Вкусы публики тогда были захвачены маньеризмом и классицизмом, а Караваджо предлагал бытовой сюжет. Его интересовала гедонистическая жизнь и проявление чувственности, соблазн и удача, удовольствия и веселье. Первые его картины отражают эти интересы художника.

Чтобы сделать себе имя в Риме, молодые художники копировали мастеров Возрождения, в основном Микеланджело и Рафаэля, им следовало проникнуться их идеализмом. Караваджо поселился в бедных районах города, где проживали и его коллеги в ожидании заказов. Вскоре Караваджо наняли в студию художника Лоренцо Сичилиано. Затем взрывной и неуступчивый характер Караваджо привлек младшего брата кардинала, опекавшего небезызвестного Бенвенуто Челлини, Пандольфо Пуччи. Он пригласил его в свой дом, полностью обеспечил его и стал заказывать копии с благочестивых картин, которые отсылал в монастырь капуцинов в Реканати. У Караваджо появилось свободное время для осуществления собственных замыслов.

"Музицирующие мальчики", Караваджо (1595). Амур на заднем плане - намек на гомоэротизм. Караваджо имел склонность к гомосексуализму, и на этой картине изобразил сам себя позади двух фигур на переднем плане.
"Музицирующие мальчики", Караваджо (1595). Амур на заднем плане - намек на гомоэротизм. Караваджо имел склонность к гомосексуализму, и на этой картине изобразил сам себя позади двух фигур на переднем плане.
"Лютнист", Караваджо (1596). Надпись на картине: "Вы знаете, что я Вас люблю"
"Лютнист", Караваджо (1596). Надпись на картине: "Вы знаете, что я Вас люблю"

Вскоре Караваджо покидает резиденцию монсеньора Пуччи и уходит к своему другу из миланской мастерской Лоренцо Сичилиано Антиведуто Граматику, пользующемуся успехом у публики.

Внезапно Караваджо заболевает римской лихорадкой, его отвозят в монастырский госпиталь Консолацьони для бедных. Там его помещают в комнате для смертников. Караваджо выжил благодаря тому, что его заметил знакомый монсеньора Пуччи, попросивший перевести художника в палату с сиделками. Отныне в его картинах появляется тема смерти.

"Больной Вакх", Караваджо (1593)
"Больной Вакх", Караваджо (1593)

"Больной Вакх" написан в зеркальном отображении, это автопортрет Караваджо, в котором видна его болезнь. Божок больше не находится в восхищении перед кистью винограда, дарующей сладость и опьянение. Название у картины появилось позже, к тому же поздние толкователи усмотрели в этой фигуре страдающего Христа, что сомнительно для далекого от веры Караваджо. Картина написана в мастерской Чезаре д'Арпино, одного из самых известных художников Рима, который после болезни приютил Караваджо.

Д'Арпино принадлежал к обществу "Безрассудные", члены которого отдавали предпочтение божественному перед способностью человека постигать все разумом. В соответствии с контрактом, Караваджо в его мастерской должен был выполнять гирлянды из цветов и листьев на фресках - предел божественного для разума Караваджо. И он ведь добился в этом грандиозного успеха. В этой же мастерской Караваджо был нарисован первый в истории живописи натюрморт, который долгое время считался работой голландских живописцев, а также изображение юноши с корзиной с фруктами.

"Корзина фруктов", Караваджо (1596)
"Корзина фруктов", Караваджо (1596)
"Юноша с корзиной фруктов", Караваджо (1593)
"Юноша с корзиной фруктов", Караваджо (1593)
"Вакх", Караваджо (1596) Раннее творчество художника пытается обращаться к гедонистическим сюжетам, но их видение Караваджо становится прозаичным: на фруктах видна гнильца и следы гусениц, некоторые листья уже завяли и подсохли. Поэтичные толкователи считают, что это символика бренности бытия, но скорей всего, никакого дополнительного смысла Караваджо в картины никогда не вкладывал. Для его существовала лишь конкретная реальность. В отражении на графине можно рассмотреть художника, работающего за мольбертом. Юноша утомлен и протягивает бокал вина, как будто сам уже пресытился им. Из-за того что Караваджо был помешан на отрисовке деталей, можно заметить и грязь под ногтями модели.
"Вакх", Караваджо (1596) Раннее творчество художника пытается обращаться к гедонистическим сюжетам, но их видение Караваджо становится прозаичным: на фруктах видна гнильца и следы гусениц, некоторые листья уже завяли и подсохли. Поэтичные толкователи считают, что это символика бренности бытия, но скорей всего, никакого дополнительного смысла Караваджо в картины никогда не вкладывал. Для его существовала лишь конкретная реальность. В отражении на графине можно рассмотреть художника, работающего за мольбертом. Юноша утомлен и протягивает бокал вина, как будто сам уже пресытился им. Из-за того что Караваджо был помешан на отрисовке деталей, можно заметить и грязь под ногтями модели.

Так как у Караваджо так и не появился источник постоянного заработка, его друг Валентино предложил ему писать религиозные сюжеты. Но у Караваджо появляется новый "Вакх", а затем "Гадалка". Караваджо так и не принялся за религиозные сюжеты, его религиозность находилось на уровне язычества и магии. Возможно, сыграл свою роль и процесс над Джордано Бруно, который на основе новаторской теории Коперника создал трактат о магии, заявив, что коперник слишком сухо подошел к вопросу движения небесных тел, и за математическими выкладками лежит нечто большее, что использовал для критики католицизма и устоявшейся морали. Характер Караваджо тоже требовл бунта против морали и правила, особенно если это непостижимая для него святость.

Федерико Дзуккари в 1590 году пишет о нем: "Я не удивляюсь, что у Караваджо столько восхвалителей, потому что экстравагантность его характера и его живописи более чем достаточна, чтобы породить подобные эффекты, а наши высокие господа, считающие себя тем большими знатоками, чем больше их богатство и чем выше чины, признают прекрасным все, что имеет оттенок новизны и неожиданности".

"Гадалка", Караваджо (1594) Картина написана поверх другой ради экономии на холстах
"Гадалка", Караваджо (1594) Картина написана поверх другой ради экономии на холстах

На путь религиозной живописи Караваджо вступил, потому что художнику требовалось прикрытие и религиозная опека, которой стал кардинал Франческа Мария дель Монте - один из богатых собирателей искусства того времени. К тому же религиозные сюжеты - единственное, что могло приносить регулярный заработок. Картины со святыми требовались везде в католическом мире. Караваджо согласился работать на кардинала, пообещал писать религиозные картины, но попросил свободу в выборе тем.

Предметом изображения художника становится экстаз. Это состояние было созвучно его темпераменту и стало одной из стилевых особенностей изображений эпохи барокко.

"Экстаз святого Франциска", Караваджо (1595)
"Экстаз святого Франциска", Караваджо (1595)

"Экстаз святого Франциска" исследователи стали считать первым зрелым произведением Караваджо. Видимо, их подкупила тематика - вечные темы, противопоставляемые бытовым сюжетам. Хотя именно здесь появляется особая работа над светом и тенью Караваджо.

"Обращение Савла", Караваджо (1601) Пораженный голосом с небес Савл падает с коня навзничь с распростертыми руками.
"Обращение Савла", Караваджо (1601) Пораженный голосом с небес Савл падает с коня навзничь с распростертыми руками.

Будучи подопечным кардинала Караваджо наконец-то смог полностью отдаться своему вдохновению - "ярости мгновения". Он оказался весьма продуктивным художником, рисующим по несколько полотен в год, отличающихся редкостной проработкой и детализацией. У него были как религиозные, так и жанровые сцены. У Караваджо появляется новая живописная манера, описанная Иоахимом фон Задрартом: "Для того чтобы достичь совершенной округлости и естественного рельефа, он старательно выбирал себе темный погреб или другое мрачное помещение, в которое сверху падал маленький луч света для того, чтобы сумрак своими темными тенями оказывал мощное сопротивление падающему на модель свету, и таким путем достигал эффекта высокой рельефности". Исследователи творчества Караваджо назовут эти свето-пространственные опыты "погребным светом", так как Беллори писал, что Караваджо "забился в погреб и не знает, как из него выйти". Беллори пишет: "всю силу своего зрения и все мастерство он обращал на изображение живой плоти, кожи и крови, а также на естество вещей, оставив в стороне все иные помыслы об искусстве".

"Кающаяся Магдалина", Караваджо (1597). Желтый цвет одежд говорит о том, что на картине женщина низкого социального статуса. Это совпадает и с тем, кем была Магдалина, и кем была натурщица, ее изображающая. Портретность в изображении натуры стала новаторством Караваджо.
"Кающаяся Магдалина", Караваджо (1597). Желтый цвет одежд говорит о том, что на картине женщина низкого социального статуса. Это совпадает и с тем, кем была Магдалина, и кем была натурщица, ее изображающая. Портретность в изображении натуры стала новаторством Караваджо.
"Марфа и Мария Магдалина", Караваджо (1598)
"Марфа и Мария Магдалина", Караваджо (1598)
"Шулеры", Караваджо (1594) Бытовые темы считались вульгаризацией искусства, но зрителя подкупала работа над деталями и психологизм отыгранной сцены. Сохранилось свыше 50 копий данной картины, а также переработки сюжета другими художниками. Сам Караваджо неоднократно писал по две копии своих картин. Композиция фигур станет одной из узнаваемых черт караваджистов.
"Шулеры", Караваджо (1594) Бытовые темы считались вульгаризацией искусства, но зрителя подкупала работа над деталями и психологизм отыгранной сцены. Сохранилось свыше 50 копий данной картины, а также переработки сюжета другими художниками. Сам Караваджо неоднократно писал по две копии своих картин. Композиция фигур станет одной из узнаваемых черт караваджистов.
"Медуза", Караваджо (1597) Картина выполнена на деревянном парадном щите. Считается, что это также автопортрет художника.
"Медуза", Караваджо (1597) Картина выполнена на деревянном парадном щите. Считается, что это также автопортрет художника.
"Поцелуй Иуды", Караваджо (1598)
"Поцелуй Иуды", Караваджо (1598)
"Жертвоприношение Исаака", Караваджо (1602)
"Жертвоприношение Исаака", Караваджо (1602)
"Святая Екатерина Александрийская", Караваджо (1598) Екатерина Александрийская - одна из популярнейших католических святых. ее качествами являются красота, бесстрашие, девственность и ум. Она имела благородное происхождение и пришла к христианству после чудесного видения. Римский император Максимин за обращение ею пятидесяти философов на диспуте в христианство приказал казнить Екатерину на колесе с шипами. Колесо разбилось в момент, когда Екатерина его коснулась. По другой версии, на небе внезапно появился ангел и сжег колесо, а на палачей обрушил град камней. Максимин ее обезглавил. Она стала покровительницей библиотек, а также учителей и архивистов, а также всех, чьи средства к существованию зависят от колес. На картине Караваджо нарисована одна из его знакомых проституток Филлиде Меландрони.
"Святая Екатерина Александрийская", Караваджо (1598) Екатерина Александрийская - одна из популярнейших католических святых. ее качествами являются красота, бесстрашие, девственность и ум. Она имела благородное происхождение и пришла к христианству после чудесного видения. Римский император Максимин за обращение ею пятидесяти философов на диспуте в христианство приказал казнить Екатерину на колесе с шипами. Колесо разбилось в момент, когда Екатерина его коснулась. По другой версии, на небе внезапно появился ангел и сжег колесо, а на палачей обрушил град камней. Максимин ее обезглавил. Она стала покровительницей библиотек, а также учителей и архивистов, а также всех, чьи средства к существованию зависят от колес. На картине Караваджо нарисована одна из его знакомых проституток Филлиде Меландрони.
"Иоанн Креститель", Караваджо (1602) На то, что это пророк и предтеча указывает только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща. Символом предтечи был ягненок, но на картине присутствует взрослый баран - символ похоти. Моделью послужил Чекко ди Караваджо - слуга и ученик Караваджо, и вероятно, его любовник.
"Иоанн Креститель", Караваджо (1602) На то, что это пророк и предтеча указывает только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща. Символом предтечи был ягненок, но на картине присутствует взрослый баран - символ похоти. Моделью послужил Чекко ди Караваджо - слуга и ученик Караваджо, и вероятно, его любовник.
"Юдифь и Олоферн", Караваджо (1599) Целомудренная и богобоязненная Юдифь отправляется в стан врага и убивает военачальника, пока он пьян. Для XVII века сюжет был актуален в контексте контрреформации и подавления ересей. Образ Юдифи призывает к казни еретиков и представляется образцом добродетели. Лицо Юдифи выражает решимость и отвращение, она держится на расстоянии от жертвы и не прилагает больших усилий. Новым для сюжета стало изображение момента убийства, в то время как ранее художники изображали Юдифь с уже отрезанной головой Олоферна. Обезглавливание во времена Караваджо было одной из обыкновенных казней для преступников из аристократии. Изначально Юдифь была с обнаженной грудью, которая впоследствии стала прикрыта корсажем. Для изображения служанки использованы наброски Леонардо да Винчи с головой старика. В лице Олоферна узнаются черты Караваджо.
"Юдифь и Олоферн", Караваджо (1599) Целомудренная и богобоязненная Юдифь отправляется в стан врага и убивает военачальника, пока он пьян. Для XVII века сюжет был актуален в контексте контрреформации и подавления ересей. Образ Юдифи призывает к казни еретиков и представляется образцом добродетели. Лицо Юдифи выражает решимость и отвращение, она держится на расстоянии от жертвы и не прилагает больших усилий. Новым для сюжета стало изображение момента убийства, в то время как ранее художники изображали Юдифь с уже отрезанной головой Олоферна. Обезглавливание во времена Караваджо было одной из обыкновенных казней для преступников из аристократии. Изначально Юдифь была с обнаженной грудью, которая впоследствии стала прикрыта корсажем. Для изображения служанки использованы наброски Леонардо да Винчи с головой старика. В лице Олоферна узнаются черты Караваджо.
"Юдифь и Олоферн", Караваджо (1607)
"Юдифь и Олоферн", Караваджо (1607)
"Обезглавливание Иоанна Крестителя", Караваджо (1608) Единственная картина с подписью Караваджо (в крови Иоанна). Для караваджо характерно минимум деталей и реквизита, а значительная часть картины - пустое пространство. Картина является алтарной и написана по заказу Ордена госпитальеров, в который вступил Караваджо на Мальте.
"Обезглавливание Иоанна Крестителя", Караваджо (1608) Единственная картина с подписью Караваджо (в крови Иоанна). Для караваджо характерно минимум деталей и реквизита, а значительная часть картины - пустое пространство. Картина является алтарной и написана по заказу Ордена госпитальеров, в который вступил Караваджо на Мальте.
"Отдых на пути в Египет", Караваджо (1597). Сюжет не имеет библейской основы и появился в корпусе легенд в раннем средневековье. Он был популярен в живописи Возрождения, но картина Караваджо  имеет оригинальную композицию. Пейзаж имеет символическое значение: рядом с Иосифом сухое растение, а вокрг Девы Марии - цветущая природа. Ангел делит картину пополам. В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из "Песни песней".
"Отдых на пути в Египет", Караваджо (1597). Сюжет не имеет библейской основы и появился в корпусе легенд в раннем средневековье. Он был популярен в живописи Возрождения, но картина Караваджо имеет оригинальную композицию. Пейзаж имеет символическое значение: рядом с Иосифом сухое растение, а вокрг Девы Марии - цветущая природа. Ангел делит картину пополам. В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из "Песни песней".

На рубеже веков Валентино предложил Караваджо контракт, согласно которому художник должен украсить библейскими сценами одну из самых посещаемых церквей Рима - сан Луиджи деи Франчези. Два монументальных полотна Караваджо так и стоят там с тех времен.

"Мученичество святого Матфея", Караваджо (1599 - 1600) Изначальная версия картины, раскрытая рентгенографией, была решена в классическом стиле и имела всего три фигуры. Во второй версии фигурам придана экспрессия. Далее картина обросла фигурами. Пространство задано с помощью фигур, а не архитектурных линий. Ритм задается чередованием света и тени. Картина вызвала сенсацию, будучи первым изображением для широкой аудитории. Сюжет показывает убийство святого Матфея убийцей, подосланы эфиопским царем. Ангел протягивает пальмовую ветвь - знак мученичества.
"Мученичество святого Матфея", Караваджо (1599 - 1600) Изначальная версия картины, раскрытая рентгенографией, была решена в классическом стиле и имела всего три фигуры. Во второй версии фигурам придана экспрессия. Далее картина обросла фигурами. Пространство задано с помощью фигур, а не архитектурных линий. Ритм задается чередованием света и тени. Картина вызвала сенсацию, будучи первым изображением для широкой аудитории. Сюжет показывает убийство святого Матфея убийцей, подосланы эфиопским царем. Ангел протягивает пальмовую ветвь - знак мученичества.
"Призвание апостола Матфея", Караваджо (1599 - 1600) Самое известное произведение Караваджо, ставшее го визитной карточкой. За столом идет подсчет дневной выручки мытаря Левия Матвея, изображенный как бытовая сцена. Данная картина демонстрирует использование техники тенеброзо - художественного метода Караваджо в изображении тени и света. Художников, которые использовали тенеброзо, стаи называть тенебристами. Действие света равносильно действию слова. Особое напряжение предполагает чтение картины против потока света. Фигуру Иисуса практически полностью скрывает апостол Петр. Жесты персонажей сняты с "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Жест Иисуса - это жест Адама с фрески о сотворении жизни Микеланджело, так как Иисус является вторым Адамом.
"Призвание апостола Матфея", Караваджо (1599 - 1600) Самое известное произведение Караваджо, ставшее го визитной карточкой. За столом идет подсчет дневной выручки мытаря Левия Матвея, изображенный как бытовая сцена. Данная картина демонстрирует использование техники тенеброзо - художественного метода Караваджо в изображении тени и света. Художников, которые использовали тенеброзо, стаи называть тенебристами. Действие света равносильно действию слова. Особое напряжение предполагает чтение картины против потока света. Фигуру Иисуса практически полностью скрывает апостол Петр. Жесты персонажей сняты с "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Жест Иисуса - это жест Адама с фрески о сотворении жизни Микеланджело, так как Иисус является вторым Адамом.

Особенностью выполнения заказа для капеллы Контарелли стало то, что Караваджо не стал рисовать фрески, а предложил заменить их большеформатными картинами. Связано это было с тем, что леса заняли бы пространство зала, где регулярно проводились службы. Более, чем трехметровые, холсты стали открытием своего времени. Ранее таких размеров были только фрески.

"Апостол Матфей с ангелом", Караваджо (1602) Предполагаемый центральный образ для алтаря капеллы, который не был принят, потому что в Матфее воплощены черты простого крестьянина, он лысый, бородатый и с босыми ногами. Позы признаны неподобающими. Матфей напоминает беграмотного, руководимого ребенком.
"Апостол Матфей с ангелом", Караваджо (1602) Предполагаемый центральный образ для алтаря капеллы, который не был принят, потому что в Матфее воплощены черты простого крестьянина, он лысый, бородатый и с босыми ногами. Позы признаны неподобающими. Матфей напоминает беграмотного, руководимого ребенком.
"Апостол Матфей с ангелом", Караваджо (1602) Второй вариант картины для алтарного изображения. Жесты ангела дают точные указания, апостол Матфей в напряжении, его поза неустойчива, но на лице сосредоточенность, рука в опоре.
"Апостол Матфей с ангелом", Караваджо (1602) Второй вариант картины для алтарного изображения. Жесты ангела дают точные указания, апостол Матфей в напряжении, его поза неустойчива, но на лице сосредоточенность, рука в опоре.

В 1601 году у Караваджо появляются ученики. Желающих делать заказы тоже стало больше, заказывают алтарные изображения не хуже тех, которые видели в Сан Луиджи деи Франчези.

"Уверение Фомы", Караваджо (1600 - 1602) Эмоции апостолов указывают на то, что не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Караваджо и сам был далек от веры, что принесло картине успех. Произведение неоднократно копировали.
"Уверение Фомы", Караваджо (1600 - 1602) Эмоции апостолов указывают на то, что не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Караваджо и сам был далек от веры, что принесло картине успех. Произведение неоднократно копировали.
"Успение Марии", Караваджо (1604 - 1606) Оригинальный для католической традиции сюжет, в котором Мария не была вознесена после смерти. Тогда в католическом мире господствовало утверждение, что Мария была взята на небо живой, что и изображалось на картинах. В 1950 году это утверждение сделали догматом Католической церкви. Изображение Караваджо было заказом для церкви Санта-Мария-делла-кала и получило негативный отзыв. В качестве натурщицы была использована утонувшая в Тибре проститутка, ее поза была признана неподобающей, смущали отекшие ноги. В изображении отсутствовал набожный трепет, не подчеркивалась святость Марии. Эмоции спрятаны в ладони в противоречие маньеристам, изображающим величайшую скорбь. Изображено драматическое молчание. Эмоции изображены подлинными, а не символическими.
"Успение Марии", Караваджо (1604 - 1606) Оригинальный для католической традиции сюжет, в котором Мария не была вознесена после смерти. Тогда в католическом мире господствовало утверждение, что Мария была взята на небо живой, что и изображалось на картинах. В 1950 году это утверждение сделали догматом Католической церкви. Изображение Караваджо было заказом для церкви Санта-Мария-делла-кала и получило негативный отзыв. В качестве натурщицы была использована утонувшая в Тибре проститутка, ее поза была признана неподобающей, смущали отекшие ноги. В изображении отсутствовал набожный трепет, не подчеркивалась святость Марии. Эмоции спрятаны в ладони в противоречие маньеристам, изображающим величайшую скорбь. Изображено драматическое молчание. Эмоции изображены подлинными, а не символическими.
"Смерть Марии", Карло Сарачени (1610) Изображение, которое утвердили для церкви Санта-Мария-делла-Скала. Автор - лидер движения караваджистов. Сарачени и Орацио Борджианни были обвинены проивником Караваджо в нападении на Рануччо Томассони, который был убит самим Караваджо.
"Смерть Марии", Карло Сарачени (1610) Изображение, которое утвердили для церкви Санта-Мария-делла-Скала. Автор - лидер движения караваджистов. Сарачени и Орацио Борджианни были обвинены проивником Караваджо в нападении на Рануччо Томассони, который был убит самим Караваджо.
"Положение во гроб", Караваджо (1603) Единственное религиозное произведение Караваджо, которое было принято без промедления и позитивно.
"Положение во гроб", Караваджо (1603) Единственное религиозное произведение Караваджо, которое было принято без промедления и позитивно.
"Распятие святого Петра", Караваджо (1601) Картина для церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Одна из пары заказанных картин (вторая - "Обращение Савла"). Истории Петра и Павла - важные темы для контрреформации. Обе сцены сильны эмоционально, но "Распятие святого Петра" полно напряжения и со стороны тех, кто взялся нести крест.
"Распятие святого Петра", Караваджо (1601) Картина для церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Одна из пары заказанных картин (вторая - "Обращение Савла"). Истории Петра и Павла - важные темы для контрреформации. Обе сцены сильны эмоционально, но "Распятие святого Петра" полно напряжения и со стороны тех, кто взялся нести крест.
Стены капеллы Черази в церкви Санта Марии дель Пополо с полотнами Караваджо на боковых стенах.
Стены капеллы Черази в церкви Санта Марии дель Пополо с полотнами Караваджо на боковых стенах.

Караваджо было чуждо религиозное мироощущение, ему приходилось давать иную трактовку религиозным сюжетам - эмоциональную. В эмоции на картинах изображается психологизм в отношении к окружающему миру и проявляется автобиографизм художника.

Караваджо был очень чувствителен к критике и после каждого отказа окунался в разгульную жизнь, которая несла ему еще больше проблем. И происходило это до тех пор, пока художника не откапывал где-нибудь Валентино и не всучал ему интересный заказ.

"Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской - проработав две недели, он предается месячному безделью, со шпагой на боку и ножом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться в рукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно".
"Нарцисс", Караваджо (1597). Теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти сказал: "Изобретателем живописи был Нарцисс. Что такое живопись, если не возможность посредством искусства заключить в объятия ту самую водную гладь?"
"Нарцисс", Караваджо (1597). Теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти сказал: "Изобретателем живописи был Нарцисс. Что такое живопись, если не возможность посредством искусства заключить в объятия ту самую водную гладь?"
"Амур-победитель", Караваджо (1601) Вергилий: "Всё побеждает Амур, и мы покоримся Амуру". Картина имела успех в интеллектуальных кругах Рима. Торговцы же распускали сплетни, что это реплика со статуи Микеланджело "Победа" и было не ясно, является ли дерзкое изображение ангела-хулигана обнажением гомосексуальности Караваджо или же Микеланджело.
"Амур-победитель", Караваджо (1601) Вергилий: "Всё побеждает Амур, и мы покоримся Амуру". Картина имела успех в интеллектуальных кругах Рима. Торговцы же распускали сплетни, что это реплика со статуи Микеланджело "Победа" и было не ясно, является ли дерзкое изображение ангела-хулигана обнажением гомосексуальности Караваджо или же Микеланджело.

За сочинение нашумевшего в Риме клеветнического пасквиля о живописце Бальоне Караваджо был отправлен в тюрьму, где продолжал себя вести не лучшим образом. Его высказывания на суде пестрили ложью, наговорами и изобиловали дерзостью. За Караваджо пришлось заступаться троим кардиналам и маркизу Джустиниани, после чего художник раскаялся и пообещал больше не совершать неблаговидных поступков, попросил прощения у Бальоне и был отпущен на свободу.

"Люди достойные - это те, кто разбирается в живописи и не усомнится в достоинствах тех, кого я назвал хорошими живописцами, - говорил на суде Караваджо, - негодные же мазилы и невежды сочтут хорошими живописцами таких же невежд, как и они сами".
"Давид с головой Голиафа", Караваджо (1610) На мече в руке Давида аббревиатура, толкующаяся как сокращение латинской фразы, означающей "смирение убивает гордыню". Лицо Давида выражает смирение и сострадание, он задумчив, а не ликующ. Голова Голиафа - автопортрет караваджо.
"Давид с головой Голиафа", Караваджо (1610) На мече в руке Давида аббревиатура, толкующаяся как сокращение латинской фразы, означающей "смирение убивает гордыню". Лицо Давида выражает смирение и сострадание, он задумчив, а не ликующ. Голова Голиафа - автопортрет караваджо.

После того, как Караваджо избивает нотариуса, которого художник обвинил в том, что тот уделяет внимание его любовнице, изображенной на картине "Мадонна ди Лорето" в образе Марии, Караваджо покидает Рим. Он принимает покровительство герцога Марцио Колонна. Благодаря протекции герцога Колонна заказы Караваджо становятся многочисленнее.

"Мадонна ди Лорето", Караваджо (1604) По канону Марию изображали в этом сюжете парящей на крыше дома, поднятой ангелами. По легенде Святой дом ангелы унесли в безопасное место (в Лорето, город в Италии), когда во времена крестовых походов сарацины изгнали крестоносцев со Святой земли. Картина Караваджо противоречила требованиям Тридентского собора католической церкви.
"Мадонна ди Лорето", Караваджо (1604) По канону Марию изображали в этом сюжете парящей на крыше дома, поднятой ангелами. По легенде Святой дом ангелы унесли в безопасное место (в Лорето, город в Италии), когда во времена крестовых походов сарацины изгнали крестоносцев со Святой земли. Картина Караваджо противоречила требованиям Тридентского собора католической церкви.
"Мадонна Палафреньери", Караваджо (1606) Картина для алтаря братства конюших в соборе Святого Петра. Змея - это изображения змея-искусителя. Мария прижимает голову змея к земле, хотя по канону это делает именно Христос. Один из секретарей кардинала: "Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты". Сюжет стал слишком бытовым и низменным в такой интерпретации.
"Мадонна Палафреньери", Караваджо (1606) Картина для алтаря братства конюших в соборе Святого Петра. Змея - это изображения змея-искусителя. Мария прижимает голову змея к земле, хотя по канону это делает именно Христос. Один из секретарей кардинала: "Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты". Сюжет стал слишком бытовым и низменным в такой интерпретации.
"Святой Франциск в раздумье", Караваджо (1606) некоторые критики рассматривают картину как отражение напряженности натуры самого художника
"Святой Франциск в раздумье", Караваджо (1606) некоторые критики рассматривают картину как отражение напряженности натуры самого художника

Конкуренты Караваджо, успешно проходящие экзамен на понимание католической догматики в живописи, бодро взбирались на вершину славы - в Академию Святого Луки, и были удостоены чести получить рыцарский крест. Для Караваджо эта возможность была потеряна, да и его искусство было забыто до XX века. Теоретик и историк искусства XVII века Джованни Пьетро Белори включит Караваджо в свои "Жизнеописания" (1672), сказав, что он "перевернул вверх дном все представления о том, что украшает живопись и как надо вести себя художнику". Беллори был сторонником "прекрасной натуры" в искусстве. Караваджо же писал нечто ужасающее, ставя в авторитет одну лишь природу, не домысливая ее до идеала. Его картины были театральной постановкой, получившей пространственную глубину, но не символическую. Караваджо писал с натуры, в то время как его современники пренебрегали этим, предпочитая следовать за чувством изящества. Караваджо критиковали, что тот рисовал "без правил" и "без теории", его картины были срисовкой действительности. Флорентийский живописец Винченцо Кардуччи в своем труде "Книга о живописи" (1633) сравнит появление Караваджо в живописи с явлением Антихриста и сочтет это плохим знамением.

Караваджо погружался в мир улиц и попадал во все более грязные истории. Он был пойман на убийстве папского стражника, а, чтобы обелить себя, заявил, что камень упал ему на голову в то мгновенье, когда под ним проходил этот человек. Караваджо на допросе держали в кандалах, а наказание он получил в виде избиения. Картина "Бичевание Христа" могла иметь отсылки к страданиям ее автора.

"Бичевание Христа", Караваджо (1607)
"Бичевание Христа", Караваджо (1607)
"Бичевание Христа", Караваджо (1606)
"Бичевание Христа", Караваджо (1606)

Самое худшее, что бедствия ничему не учили Караваджо. Он снова попадал в потасовки, даже будучи в черных списках Католической церкви. После очередного убийства в перепалке во время игры в мяч, Караваджо приговаривают к смертной казни. Каждый страж правопорядка имел право привести приговор в исполнение в любом месте, где обнаружат Караваджо. Даже покровителям художника надоело его покрывать. Отравленный ненавистью и страхом смерти в любой момент Караваджо в последний период своего творчества создает произведения, наполненные страстью, силой и величием.

"Ужин в Эммаусе", Караваджо (1606). Сюжет о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Христос был узнан и тут же стал невидим для учеников. Караваджо уходит от тщательности проработки ранних работ в сторону эмоциональной составляющей сюжета. Персонажи картин Караваджо становятся меньше, освобождая место окружающему пространству. Свет становится более мрачным, трагическим мерцающим.
"Ужин в Эммаусе", Караваджо (1606). Сюжет о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Христос был узнан и тут же стал невидим для учеников. Караваджо уходит от тщательности проработки ранних работ в сторону эмоциональной составляющей сюжета. Персонажи картин Караваджо становятся меньше, освобождая место окружающему пространству. Свет становится более мрачным, трагическим мерцающим.
"Мадонна с четками", Караваджо (1607) Мадонна является святому Доминику, который держит в руках розарий - традиционные католические четки, и Петру-мученику (справа). Мученик Петр часто изображался с мечом в голове, был убит последователями катарийской ереси. В сложной игре рук люди тянутся к святому Доминику. Святой Доминик и святой Петр были покровителями самых непокорных испанским властям неаполитанских монастырей - Сан Пьетро ин Монторио и Сан Доменико Маджоре. Монахи-доминиканцы узнали в изображенных персонажах самих себя и были возмущены.
"Мадонна с четками", Караваджо (1607) Мадонна является святому Доминику, который держит в руках розарий - традиционные католические четки, и Петру-мученику (справа). Мученик Петр часто изображался с мечом в голове, был убит последователями катарийской ереси. В сложной игре рук люди тянутся к святому Доминику. Святой Доминик и святой Петр были покровителями самых непокорных испанским властям неаполитанских монастырей - Сан Пьетро ин Монторио и Сан Доменико Маджоре. Монахи-доминиканцы узнали в изображенных персонажах самих себя и были возмущены.
"Семь деяний милосердия", Караваджо (1607) Накормить голодного, напоить жаждущего, дать приют страннику, одеть нагого, посетить больного, посетить заключенного в темницу, похоронить мертвого. Караваджо создал сложную композицию, хотя ранее эти деяния изображались на отдельных картинах. Картина вызвала бешеный интерес, каждый коллекционер хотел выкупить ее у церкви Пио-Монте-делла-Мизерикордия, на что был наложен строгий запрет. Это предписание исполняется до сих пор. С картины запрещено снимать копии.
"Семь деяний милосердия", Караваджо (1607) Накормить голодного, напоить жаждущего, дать приют страннику, одеть нагого, посетить больного, посетить заключенного в темницу, похоронить мертвого. Караваджо создал сложную композицию, хотя ранее эти деяния изображались на отдельных картинах. Картина вызвала бешеный интерес, каждый коллекционер хотел выкупить ее у церкви Пио-Монте-делла-Мизерикордия, на что был наложен строгий запрет. Это предписание исполняется до сих пор. С картины запрещено снимать копии.

Не сидящего на месте Караваджо потянуло в новое место - на Мальту. Картины мальтийского периода отличаются от остального творчества Караваджо и поначалу считались написанными другими авторами.

"Пишущий святой Иероним", Караваджо (1607) Святой Иероним занимается в своей келье переводом Библии с гречесокго на латынь. На этой картне присутствует традиционная иконографическая символика Иеронима: красная одежда и кардинальская шляпа, череп, камень, распятие, рукопись Иеронима. Из нового добавлена только свеча. Камнем Иероним истязал себя в пустыне, считая силу кулака недостаточной для покаяния; череп - элемент ванитас. Картина написана для капеллы кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери.
"Пишущий святой Иероним", Караваджо (1607) Святой Иероним занимается в своей келье переводом Библии с гречесокго на латынь. На этой картне присутствует традиционная иконографическая символика Иеронима: красная одежда и кардинальская шляпа, череп, камень, распятие, рукопись Иеронима. Из нового добавлена только свеча. Камнем Иероним истязал себя в пустыне, считая силу кулака недостаточной для покаяния; череп - элемент ванитас. Картина написана для капеллы кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери.
"Портрет Алофа де Виньянкура", Караваджо (1608) Скандальным нововведением в пафосное изображение стало введение мальчика-пажа, несущего шлем господина, смотрящего в сторону зрителя.
"Портрет Алофа де Виньянкура", Караваджо (1608) Скандальным нововведением в пафосное изображение стало введение мальчика-пажа, несущего шлем господина, смотрящего в сторону зрителя.
"Спящий Амур", Караваджо (1608) Новая интерпретация Амура как будто говорит об умиротворении страстей художника.
"Спящий Амур", Караваджо (1608) Новая интерпретация Амура как будто говорит об умиротворении страстей художника.

Но вскоре Караваджо снова попадает в тюрьму по неизвестной причине. Как вариант, вступив в орден, нарушил его обеты и был не только отлучен, но и наказан - посажен в каменный мешок. Из местной тюрьмы Караваджо сбегает и объявляется на Сицилии.

"Погребение святой Луции", Караваджо (1608) Тема картины обоснована тем, что святая Луция является покровительницей Сиракуз. Картину признали неуравновешенной.
"Погребение святой Луции", Караваджо (1608) Тема картины обоснована тем, что святая Луция является покровительницей Сиракуз. Картину признали неуравновешенной.
"Воскрешение Лазаря", Караваджо (1609) Снова пустое полотно, фигуры сосредоточены внизу. Лазарь изображен без погребальных пелен. Один из присутствующих касается носа, как если бы чувствовал запах гниения тела.
"Воскрешение Лазаря", Караваджо (1609) Снова пустое полотно, фигуры сосредоточены внизу. Лазарь изображен без погребальных пелен. Один из присутствующих касается носа, как если бы чувствовал запах гниения тела.
"Се человек", Караваджо (1605) Картина считается еще одним автопортретом художника.
"Се человек", Караваджо (1605) Картина считается еще одним автопортретом художника.
"Иоанн Креститель", Караваджо (1610)
"Иоанн Креститель", Караваджо (1610)
"Мученичество святой Урсулы", Караваджо (1610) Изображен очередной момент смерти, которому Караваджо непременно дает паузу, наполненную напряжением, болью, осмыслением.
"Мученичество святой Урсулы", Караваджо (1610) Изображен очередной момент смерти, которому Караваджо непременно дает паузу, наполненную напряжением, болью, осмыслением.

Не известно, как умер Караваджо. Он мог пасть жертвой сплетен, которые сам и провоцировал, он мог быть убит, а мог покончить жизнь самоубийством. Караваджо представляли больным, уставшим человеком, который мог умереть и просто так - от болезни или отравления краской. О болезненном состоянии художника говорят и его картины, похожие на автопортреты. Некоторые ватиканские документы намекают на то, что Караваджо был убит семьей Томассони в качестве мести за убийство Рануччо Томассони. Сейчас эта версия считается самой правдоподобной.

"Не будь его кончина столь безвременной, Микеланджело Меризи мог бы еще принести великую пользу искусству своей живописью с натуры, несмотря на свое неумение отбирать для нее лишь хорошее и не изображать дурного".

Конкурент и биограф Караваджо Джованни Батиста Бальоне напишет: "Его смерть, как и его жизнь, была недостойной".