Рекорды параллельного импорта авторынок установил в марте как на фоне роста общих объемов продаж, так и в преддверии начала действия новых правил ввоза. Продолжающееся лидерство китайских автомобилей в структуре параллельного импорта свидетельствует о стабильном спросе на китайскую продукцию. Параллельный импорт продолжают использовать как новые бренды, так и марки, не имеющие официальных представительств в России. Об этом сообщили «Московской газете» в пресс-службе банка «Открытие»
Почему в России весной увеличился объем продаж «параллельных» автомобилей, с чем это связано? Россияне не слишком доверяют «китайцам» и поэтому стремятся ввозить санкционные модели? Но ведь и в рамках параллельного импорта машины из Китая — на первом месте. В чем тогда причина рекордных продаж по этой схеме?
«Последние два года на российском автомобильном рынке мы наблюдаем штормовую волатильность, связанную с известными геополитическими событиями. Модель параллельного импорта оказалась очень привлекательной для поставщиков-физлиц, так как позволяет существенно оптимизировать расходы при налогообложении, утилизационном и таможенном сборе на новый легковой автомобиль при ввозе на территорию Российской Федерации через страны участники ЕАЭС. Однако с введением новых правил правительством РФ для физических лиц при ввозе новых иномарок с 1 апреля текущего года ситуация изменится, условия поставок выровняются для всех участников рынка, что повлияет на объемы импорта, продажи на внутреннем рынке и ценовую политику в целом. Что касается структуры поставщиков на российском рынке новых легковых автомобилей, то она останется в тех же величинах и будет развиваться в сторону китайских массовых и премиальных брендов», — сказал нашему изданию профессор кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.
Каковы перспективы параллельного автоимпорта?
«Прежде всего, следует отметить, что феномен параллельного импорта машин в Россию стал следствием западных санкций и ухода ряда иностранных автопроизводителей с нашего рынка. В условиях дефицита предложения и отсутствия официальных поставок ввоз транспортных средств по схеме параллельного импорта стал единственной возможностью удовлетворить спрос изысканных российских покупателей. При этом нельзя списывать рост популярности «серых» машин только на санкционный фактор. Ключевым драйвером для потребителей стала привлекательная цена на такие автомобили. Отсутствие необходимости уплачивать многочисленные пошлины и сборы позволяло импортерам предлагать модели по более низким ценам в сравнении с официальным рынком. Доминирование китайских брендов в структуре параллельного импорта обусловлено сразу несколькими причинами. Во-первых, автомобили из Китая и так уже воспринимаются россиянами как более доступная альтернатива из-за большей локализации производства и оптимизации логистических цепочек. Во-вторых, китайский автопром в последние годы вышел на качественно новый уровень и предлагает широкий модельный ряд современных кроссоверов и электромобилей. В-третьих, высокая конкуренция на внутреннем рынке Китая вынуждает автопроизводителей выходить на экспорт, в том числе используя каналы параллельного импорта. Наконец, наличие общей границы с РФ и развитые логистические маршруты сделали транспортировку машин из Китая в Россию более оперативной и менее затратной. Интересна и структура потребительского спроса. По данным аналитиков, россияне в рамках параллельного импорта особенно активно приобретали кроссоверы и электромобили премиального класса, которые ранее были менее доступными для массового покупателя из-за высокой стоимости. Таким образом, рекорд продаж «серых» машин в марте 2024 года вызван совокупностью факторов: сохраняющийся дефицит официального предложения на фоне санкций, привлекательные цены из-за оптимизации затрат, выгодная логистика и широкий ассортимент качественных китайских моделей с хорошим соотношением цены и комплектации. Однако уже в ближайшие месяцы следует ожидать ограничения параллельного импорта новыми правилами, что неизбежно скажется на объемах и стоимости таких поставок», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.