Начало здесь
1963-ий год, весна. Трилогия в стиле босса-новы завершена. Крид Тейлор не торопится издавать весь записанный материал, стремясь добиться максимального финансового эффекта с каждым альбомом. В 1962/64 годах страстное пламя босса-новы ярко горело, освещая популярную сцену в Европе и США. Мода на босса-нову приобрела характер всемирной лихорадки.
В марте 1963 года диск "Jazz Samba" взлетел на вершины хит-парада в разделе лучших поп-альбомов. Стен Гетц вдруг стал поп-звездой, гостил в теле-шоу Пэри Комо и был самым коммерчески успешным и музыкально значимым американским исполнителем в этом стиле. Благодаря успеху записей босса-новы у публики Стен Гетц оставался финансово обеспеченным до конца своей жизни. Такого успеха прежде не добивался ни один джазовый инструменталист. Но ему, в конце концов, надоело исполнять свои хиты big bossa nova, хотя нельзя не признать, что именно он сделал бразильское влияние постоянной частью джазового словаря. И это стало одним из его самых значительных достижений в общемировом джазовом наследии. Однако ему хотелось большего.
Стен Гетц мог бы легко "зависнуть" только на босса нове в течение последующих лет, но вместо этого он потихоньку завязывает с босса-новой и переносит свой творческий акцент на другие музыкальные формы. Его гастрольной группой в это время становится квартет, в составе которого появился вибрафонист Гэри Бёртон (1964-66), он записывался с Биллом Эвансом (1964), играл в 1965 году с Эдди Саутером на саундтреке к фильму " Mickey One" и создал классический альбом "Sweet Rain" (1967) в содружестве с Чиком Кориа. Однако, вернёмся в 1963-й год и расскажем обо всём по порядку.
21, 22, и 28 октября 1963 года в студии A&R Recording, New York City, джазовая команда в составе:
Stan Getz (tenor saxophone); Claus Ogerman, Lalo Schifrin (arranger, conductor); George Devens (vibraphone, percussion); Hank Jones (piano); Kenny Burrell (guitar); George Duvivier, Bob Bushnell (bass); Candido Camero, Jack Jennings, Osie Johnson, Mel Lewis (drums, percussion), записала коллекцию стандартов для альбома, получившего название .Reflections (Verve V/V6 8554)
Track listing
1. "Moonlight in Vermont" (Karl Suessdorf, John Blackburn) – 2:25
2. "If Ever I Would Leave You" (Frederick Loewe, Alan Jay Lerner) – 2:14
3. "Love" (Ralph Blane, Hugh Martin) – 2:41
4. "Reflections" (Lalo Schifrin) – 2:42
5. "A Sleepin' Bee" (Harold Arlen, Truman Capote) – 2:41
6. "Charade" (Henry Mancini, Johnny Mercer) – 2:39"
7. "Penthouse Serenade (When We're Alone)" (Val Burton, Will Jason) – 3:14
8. "Spring Can Really Hang You Up the Most" (Tommy Wolf, Fran Landesman) – 3:57
9. "Nitetime Street" (Lalo Schifrin,
10. "Blowin' in the Wind" (Bob Dylan) – 2:32
В 1963 году многие фанаты Стена Гетца посчитали, что Reflections несёт признаки того, что Стен Гетц полностью отказался от "подлинного джаза", окончательно свернув на скользкую коммерческую дорожку. Но это было их заблуждением. Стену Гетцу, уставшему от красивого однообразия бразильской экзотики, хотелось вернуться к более тонкому и зрелому творчеству, напомнив всем, что он не поп-звезда, а джазовый Мастер. Этот альбом, может быть и не принадлежит к творческим взлётам нашего героя, но безусловно содержит в своём составе ряд поразительных композиций, доказывающих тот факт, что никакие ожидания коммерческих успехов не заглушили в душе Стена Гетца его страстное служение Звуку и красоте. Альбом Reflections в этом смысле является продолжением той творческой линии, которую Стен Гетц проводил во времена работы над новаторским проектом Focus вместе с Эдди Сотером. На альбоме Reflections он дополнил опыт работы над «Фокусом» актуальной практикой периода босса-новы, объединив эти две концепции в рамках одного стиля. Пембертон Роуч в своей рецензии для портала All music определил этот альбом, как «…смелую и блестящую попытку исполнителя найти чистую музыку, стирая границы между джазом и поп-музыкой».
Среди настоящих жемчужин альбома такие треки, как: "Moonlight In Vermont" с потрясающей аранжировкой, "Love" с зажигательными латиноамериканскими ритмами и свойственной для Стена магией расслабления, Стильные аранжировки таких пьес, как "Spring Can Hang You Up The Most" и "Nite Street" изобилуют настоящими изюминками достойными того, чтобы обрести статус открытия в своём роде. Композиция "Penthouse Serenade" - просто находка для пытливых слушателей, которых ждёт немалое удовольствие от разгадывания её хитрых синкопированных метроритмических эффектов, умело раскрашенных Стэном Гетцем.
Наступил 1964-ый год. Популярность Стэна Гетца стремительно росла благодаря увлечению публики босса-новой. Впереди был триумф с вручением целой коллекции Грэмми за его достижения в сфере развития нового направления в музыке. Но работа в студии исчерпала свой потенциал, связанный с босса-новой. Стен Гетц, стремясь продолжить восходящий путь к славе, решает организовать новое комбо, вернувшись к своему излюбленному формату пост-бопа. Такой группой стал квартет, в котором со знаменитым тенор саксофонистом играли юный выпускник Беркли Гэри Бёртон (Gary Burton, вибрафон), Джин Черико (Gene Cherico, контрабас) и Джо Хант (Joe Hunt, барабаны). С этим квартетом Стен Гетц работал не столько в студии, сколько выступал на концертах. Порой к ним присоединялась и Аструд Жильберто в качестве приглашённой вокалистки.
Но поначалу они записали студийный альбом . Это событие произошло 4 марта 1964-го года. Но издан этот альбом был только 30 лет спустя по причине, понятной, пожалуй, лишь продюсеру Криду Тейлору. Тот, как всегда следовал своей «хитрой» маркетинговой стратегии и придержал готовый материал, чтобы не мешать продвижению ранее выполненных записей босса-новы, на прибыль от которых Тейлор очень рассчитывал. Но в итоге, «прозевал» если не шедевр, то в любом случае очень сильное предложение, альтернативное существовавшим в тот период направлениям джаза.
После двухлетней эйфории, подаренной успешной волной босса-новы, Стен Гетц вернулся к своей прежней идее, с которой он вернулся в США из Скандинавии. Продолжая поиски своего пути к джазу будущего, начатые во время работы над альбомами “Focus” и “Reflections“. Этот джаз Стен Гетц видел построенным исключительно на красоте. И хотел вернуть в джаз принципы, на которых строил свою игру гениальный Чарли Паркер в последние годы жизни. Но с учётом того, что было сделано в джазе за 10 лет, прошедшие со дня ухода великого джазового новатора. И попробовал осуществить эту идею в своём излюбленном формате квартета. Результатом стал отличный альбом Nobody Else But Me, к сожалению пролежавший на полках студийного архива 30 лет.
Track listing
1. "Summertime" (George Gershwin, Ira Gershwin, DuBose Heyward) – 7:00
2. "6-Nix-Quix-Flix" (Gary Burton) – 6:28
3. "Here's That Rainy Day" (Jimmy Van Heusen, Johnny Burke) – 5:09
4. "Waltz for a Lovely Wife" (Phil Woods) – 6:51
5. "Out of Focus" (Gary Burton) – 7:09
6. "Nobody Else but Me" (Jerome Kern, Oscar Hammerstein II) – 4:13
7. "Sweet Sorrow" (Michael Gibbs) – 6:06
8. "Little Girl Blue" (Richard Rodgers, Lorenz Hart) – 3:41
9. "What Is This Thing Called Love?" (Cole Porter) – 4:26
10. "Waltz for a Lovely Wife" [Single Version] – 3:10
Personnel
· Stan Getz – tenor saxophone
· Gary Burton – vibraphone
· Gene Cherico – bass
· Joe Hunt – drums
Собирая свой квартет, с которым были записаны эти треки, Стен Гетц, не найдя вовремя подходящего пианиста, решился заменить рояль вибрафоном. Так в его группе оказался Гэри Бёртон, которому в тот момент был всего 21 год.
Несмотря на свой молодой возраст, будущая звезда джаз-фьюжна, уже знал себе цену. Двум незаурядным мастерам было нелегко ужиться. Каждый следовал своим принципам, и поначалу между Стеном и Гэри проскакивали искры напряжённости. Которые им приходилось гасить во время студийной работы. Эта единственная студийная запись двух корифеев демонстрирует их взрывное взаимодействие, отражая как их недостатки, так и отличное взаимопонимание, которое им удалось обрести в студии, что пригодилось в их дальнейшей концертной работе.
В конечном итоге это сотрудничество стало удачным решением, поскольку в этой студийной записи 1964 года можно обнаружить массу очень приятных, энергичных и даже блестящих джазовых пассажей, во многом являющихся прелюдией к музыке Стена Гетца начала 1970-х, которую он запишет на альбом "Капитан Марвел" с другим мелодистом, клавишником Чиком Кориа.
После несколько приевшейся за два года бразильской тематики, Стен Гетц вновь напомнил о себе прежнем, своими изобретательными, сочными импровизациями, для которых его партнёры, прежде всего Гэри Бёртон, создавали своим ненавязчивым точным аккомпанементом исключительно благодатный бекраунд. Но и Стен Гетц оставлял достаточный простор для их сольных партий.
Наглядными примерами этого является трепетное исполнение Стеном Гетцем баллады "Here's That Rainy Day" или его полная самоотдача в пьесе "What Is This Thing Called Love?" Но лучшими по накалу страсти и захватывающей дух обработке являются, безусловно, кавер-версия "Summertime" и оригинальная композиция Бёртона, "Out of Focus", в которой звучит одна из лучших его сольных партий на альбоме. Так же заслуживает похвалы, пожалуй, и титульная композиция. Стен Гетц плетёт в ней исключительно красивые и замысловатые кружева, а Гэри Бёртон удачно подхватывает нить мелодии и продолжает её развитие своими чёткими волшебными палочками, тогда как басист с барабанщиком создают сочный и точный свинг на всём протяжении пьесы. Если басист Джин Черико и барабанщик Джо Хант исполняют в ансамбле роль своеобразных йоменов, то Гэри Бёртону удаётся по-настоящему раскрыть уникальную сторону мастерства Стена Гетца, особенно в таких номерах, как “6-Nix-Quix-Flix” и “Out of Focus". Много лет спустя, уже после смерти Стена Гетца, Бёртон, рассказывая про эту совместную работу, признался, что Гетц действительно (цитата) "беспокоился о том, что босса-нова хоронит его джазовую идентичность". Этот сет по-прежнему выделяется в обширной дискографии Стена Гетца как запоминающийся вариант возможного пути, по которому джаз мог бы пойти на одной из наиболее драматичных развилок своей истории.
Продолжение здесь