Найти тему
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Билл Эванс и другие.

Начало смотреть здесь.

Stan Getz with the Bill Evans trio. Album's "But Beautiful" cover/ 1974 year/
Stan Getz with the Bill Evans trio. Album's "But Beautiful" cover/ 1974 year/

Первая (и как оказалось, последняя) студийная проба нового квартета Стена Гетца убедила его видимо в том, что с этими ребятами вполне можно устроить и небольшой концертный тур. Но прежде, чем снова выйти на подиум, Стен Гетц ещё немного поработал в студии, но уже с настоящими супертяжеловесами пост бопа. Вновь с ним был квартет, в котором партнёрами Стена Гетца были такие звёзды, как пианист Билл Эванс (лидер знаменитого трио и один из ключевых партнёров Майлса Девиса в его знаменитых рекорд-сессиях Kind of Blue), басисты Ричард Девис (сотрудничавший с такими асами, как Эрик Долфи, Роланд Кёрк, Джеки Байард, Эндрю Хилл) и Рон Картер (восходящая звезда Второго Великого квинтета Майлса Девиса) а так же лучший по тем временам барабанщик Элвин Джонс (ключевой партнёр Джона Колтрейна в его Великом Квартете).

Первая сессия с Биллом Эвансом состоялась 22 апреля. Было записано три трека: «Come Sunday» (медленная баллада Дюка Эллингтона времён 1943 года), «6-Nix-Pix-Flix» (пьса из предыдущей сессия с Гэри Бёртоном) и «Carpetbagger's Theme» (композиция, многочисленные дубли которой будут записаны в последующие сессии). Судя по всему, эта сессия была пробой пера. Записанные в апреле треки никогда не были изданы лейблом, но совместная работа двух джазовых титанов, Стена Гетца и Билла Эванса, была продолжена в мае. Видимо партнерам, нужно было время, чтобы привыкнуть к манере игры друг друга и определиться с форматом взаимодействия. Слишком разной была манера их игры. Болезненная хрупкость Эванса и лучезарный блеск Гетца трудно сочетались в пределах квартета. Билл Эванс вообще не любил сотрудничать с «дудочниками», тем более, если «дудочник» был с амбициями. А Стен Гетц был именно таким. Нужно было найти компромисс между такими противоположными по характеру артистами, как Стен Гетц и Билл Эванс. И как показали дальнейшие события, у них это прекрасно получилось!

Stan Getz and Bill Evans/tablyrics.com
Stan Getz and Bill Evans/tablyrics.com

5 мая квартет Стена Гетца и Билла Эванса вновь собирается в студии. За ударной установкой дерзкий и неукротимый Элвин Джонс. У контрабаса изысканно пульсирующий Ричард Девис. В результате были записаны 4 композиции, три из которых вошли в первую редакцию релиза. Пьеса «My Heart Stood Still», невероятно захватывающая дискуссия тенорсаксофона и рояля, дуэт, больше похожий на дуэль. Видимо им хоть и не сразу, но удалось найти верный градус взаимодействия, что видно по количеству сделанных дублей (их было сделано 5 или 6). Но вариант, изданный впервые в 1973-году, просто великолепен в своей энергичной грациозности. Одно вступление Билла Эванса чего стоит.

Следующей пьесой, записанной в тот день была композиция «Grandfather's Waltz», которую удалось записать чуть ли не со второй попытки. Видимо на первой вещице ребята славно разогрелись и обрели в своей игре столь нужную «химию», поскольку следующие номера «Melinda» и «Dark Eyes» получились уже с первой попытки.

Пойманный кураж квартету удалось сохранить и в следующую сессию, которая состоялась на другой день, 6 мая. Правда на контрабасе многоопытного Ричарда Девиса сменил Рон Картер, ещё только начинающий свой творческий путь. Но это нисколько не отразилось на качестве записанного в тот день материала. Прежде всего, отметим "Funkallero". Эта полная драйва, вызывающая композиция Билла Эванса - очевидное событие второго сессионного дня. Прекрасны и великолепная баллада "But Beautiful" и свежая кавер-версия стандарта Кола Портера "Night and Day" . Немного выбивается из общего успешного ряда многострадальная композиция «Carpetbagger's Theme», с которой намучились ещё 22 апреля. Невероятная химия, присущая другим треком, здесь явно куда-то испарилась. Словно эту пьесу навязали исполнителям, так хорошо понимавшим друг друга до этого.

Результаты этих суперзвездных сессий, почему то разочаровали продюсера Крида Тейлора, не разглядевшего новаторской искры в игре квартета. Записанный материал ждал своего часа почти десятилетие, прежде чем лейбл, уже без Крида Тейлора, перешедшего в другую компанию, решился издать его в 1973 году на альбоме "Stan Getz & Bill Evans: Previously Unreleased Recordings".

Stan Getz & Bill Evans. Album's cover
Stan Getz & Bill Evans. Album's cover

Вступительные такты барабанов Элвина, как учащённое сердцебиение, элегантный ответ Эванса и шикарное соло Гетца следом. Это открывающий альбом трек "Night and Day". И далее почти три четверти часа изысканной пост-боповой эйфории, создаваемой красочной энергией пассажей Стена Гетца, поток которых Билл Эванс направляет в благородный полифонический мир современного джаза.

Track listing

1. "Night and Day" (Cole Porter) – 6:45

2. "But Beautiful (Johnny Burke, Jimmy Van Heusen) – 4:41

3. "Funkallero" (Bill Evans) – 6:40

4. "My Heart Stood Still" (Lorenz Hart, Richard Rodgers) – 8:37

5. "Melinda" (Burton Lane, Alan Jay Lerner) – 5:04

6. "Grandfather's Waltz" (Lasse Färnlöf, Gene Lees) – 6:28

Personnel

· Stan Getztenor saxophone

· Bill Evanspiano

· Richard Davisbass (tracks 4–6)

· Ron Carter – bass (tracks 1–3)

· Elvin Jonesdrums

Recorded May 5, 1964 (#4–6), May 6, 1964 (#1–3). Studio Van Gelder Studio, Englewood Cliffs, New Jersey

Продолжение см. здесь.