Часть третья, счастливая.
Дорогие друзья, всех приветствую!
Сегодня мы завершаем прогулку по выставке, посвященной Запасникам и хранящимся в них произведениям. Она проходила в музее Маурицхёйс - "доме Морица" в переводе с голландского.
Выставка небольшая, но показательная и содержательная. В запасниках музея хранится более 300 картин, и 52 из них на ней были представлены. В двух прошлых статьях мы знакомились с картинами - "неудачниками". Их передали музею в дар, завещали в наследство или сам музей приобретал их когда-то для последующей экспозиции. Они даже какое-то время благополучно висели в залах дворца, но...
Но потом ситуация, вкусы и время изменились. И они оказались...
Нет, не в темнице сырой, наоборот: свет, температура и влажность там оптимальные для хранения живописи. Один минус - их больше никто не видит.
Эти картины исчезли в недрах запасников, надолго ли - одному Богу известно. Такие временные выставки - единственная возможность для посетителей их увидеть.
В этой статье мы с вами познакомимся с картинами, которые можно назвать "счастливчиками": какое-то время они томились в хранении, некоторые достаточно долго, но... ситуация, вкусы и время изменились!
И для них нашлось место в экспозиции, в залах музея, куда они и отправились после окончания выставки. Действительно, это чистое везение!
Вре́менная стена-перегородка (на фото выше) на выставке имитирует специальную систему хранения, состоящую из выкатных сеток для бережного размещения и хранения картин. Такая система используется в большинстве запасников и соответствует современным музейным стандартам.
На такой сетке с ячейками не только удобно развешивать картины любого размера, экономно использовать место - размещая вперемешку, как мозаику, крупные картины и маленькие.
Сетка обеспечивает доступ и циркуляцию воздуха, а это предотвращает скапливание излишней влаги между тыльной стороной картины и глухой стеной. А где влага, там и плесень.
Итак, наша стена-сетка дополнительно помогает создать атмосферу запасников, настраивает посетителей на нужный лад. Однако, у нее есть ещё одна важная функция: она позволяет нам увидеть обороты картин, их тыльную сторону.
А посмотреть там есть на что.
Начнем вот с этой огромной картины, её размер 160 х 194 см, полтора на два метра, представляете? Удивляет не сам размер, мало ли больших холстов. Но это не холст... она написана на дереве! Чтобы получить основу такого внушительного размера, художнику (или его помощникам) пришлось соединить вместе ШЕСТЬ досок горизонтальной ориентации. Это очень серьезная конструкция, грандиозная по весу, и со временем она... правильно, развалилась!
Доски не просто разошлись и расклеились, они деформировались, изогнулись таким образом, что больше не входили в раму. В таком плачевном виде эта картина простояла на боку в запасниках пятнадцать лет!
Яркая, красочная композиция называется "Крещение евнуха королевы Эфиопии Кандакии".
В Новом завете есть упоминание о хранителе всех сокровищ Кандакии Эфиопской, которого по возвращении из Иерусалима крестил апостол Филипп:
"…муж Эфиоплянин евнух Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: «подойди и пристань к сей колеснице». Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: «разумеешь ли что читаешь»? Евнух отвечал, как могу разуметь если никто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти (на колесницу) и сесть с ним."
Сетка, на которой размещена картина, позволяет рассмотреть её и с тыльной стороны. Реставраторы показывают мастерский пример современной техники обрамления - он позволил стабилизировать положение досок и снова поместить картину в раму. Помощь в его изготовлении оказал бельгийский специалист Жан-Альбер Глатиньи. Если присмотреться, на фото ниже видны стыки всех шести досок.
Система укрепления деревянной основы живописи с оборотной стороны называется "паркетаж", он может иметь разную конструкцию, это тема для отдельной статьи. На выставке коллеги показали последний, наиболее эффективный и щадящий для произведения его вариант.
Если вам интересно прочитать про разные виды паркетажа, дайте знать в комментариях - вместе решим, быть или не быть статье. Паркетаж это та "темная" сторона жизни картины, которая всегда остаётся вне поля зрения при посещении музеев.
Пока реставраторы работали руками, запихивая паркетированную картину обратно в раму, искусствоведы трудились головой с применением других точных видов исследований.
Они провели повторную атрибуцию и выяснили, кто написал эту картину. Раньше её создание приписывали немецкому художнику Гансу Роттенхаммеру. Сегодня эксперты убеждены, что это совместная работа фламандских художников Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего, в которой Ван Бален нарисовал фигуры, а Брейгель - пейзаж.
Кстати, два автора одной картины это не предел. Говорят, что было и четверо... если верить искусствоведам, конечно.
Круглые парные портреты
Можно сказать, что их обороты - залог их счастья, удачи и размещения в экспозиции.
Это два портрета Питера Питерса Старшего (около 1540/1541–1603), они появились в музее по-отдельности.
Портрет неизвестного мужчины был куплен в 1953 года и с тех пор находился в хранении. Всё, что было известно исследователям - его возраст. На картине справа и слева надпись: "год 1597, мне 60 лет".
И вот, спустя сорок лет (!!!), в 1996 году музей получает в подарок портрет неизвестной женщины от частного коллекционера.
Подарок распаковывают и изучают, изучают и понимают - к неизвестному мужчине приехала... ЖЕНА. Портреты оказались парными!
Дендрохронологический анализ древесины подтвердил: оба портрета написаны на деревянных досках, выпиленных из одного дуба и составляют пару.
Вот такая романтическая история!
Я верю, что в реальной жизни они были мужем и женой. И их любовь при жизни была так сильна, что их портреты искали друг друга и нашли спустя 400 лет. Оба портрета теперь экспонируются.
Новое это хорошо забытое старое. Просмотр хранящихся в запасниках работ иногда преподносит сюрпризы кураторам, казалось бы, хорошо знакомым с коллекцией.
Некоторые картины, которые были изъяты из экспозиции и впоследствии исчезли из поля зрения, теперь прекрасно вписываются в нынешнюю экспозицию.
"Фантастический пейзаж со святым Иоанном на Патмосе", написанный фламандским художником Гансом Болом в 1564 году, считается одним из самых ранних пейзажей большого формата - 50,5 х 85,5 см! Вдобавок, он написан не маслом, а акварелью! В далёком 1972 году он был приобретён для коллекции музея и... сразу же отправлен в хранилище.
Он провёл там полвека, так как выбивался из общей тематики и хронологии экспозиции.
Однако, благодаря недавнему приобретению горного пейзажа Поля Бриля и цветочного натюрморта Людгера Тома Ринга Младшего, Маурицхейс теперь имеет больше картин, представляющих 16-й век и такие жанры, как пейзаж и натюрморт, которые стали очень популярными в семнадцатом веке. Теперь все эти три картины будут размещены в залах музея отдельным блоком.
Поль Бриль "Горный пейзаж со Святым Иеронимом"
Будучи молодым художником, Поль Бриль отправился из Антверпена в Рим, где стал самым влиятельным художником-пейзажистом своего времени.
Бриль написал этот пейзаж на меди, основе, которая превосходно подходит для прорисовки мелких деталей благодаря своей гладкой поверхности.
Слева мы видим святого Иеронима, который молится и совершает покаяние в одиночестве. Это воображаемый пейзаж, подобный тем, что писали фламандские художники в шестнадцатом веке.
Цвета варьируются от коричневого, зеленого и синего, создавая впечатление, что пейзаж простирается в бесконечность.
"Веселая компания в парке" 1614 года работы Эсайаса ван де Вельде, художника, работавшего в Харлеме, много лет ждала своего часа в хранении.
Пожелтевший слой лака сделал ее непригодной для экспонирования. А теперь всё её разнообразие цветов, оттенков и тонкая манера письма мастера снова отчетливо видны после недавней реставрации.
Группа молодых людей собралась за столом в красивом саду, накрытом вкуснейшими блюдами.
Они одеты в дорогую, модную одежду с великолепными кружевными воротниками и аксессуарами, например, веером из страусиных перьев.
Молодые люди и девушки активно общаются и самозабвенно флиртуют.
Веселые компании были новой темой в голландском искусстве начала 17-го века. Эсайас ван де Вельде был одним из пионеров жанра: эта картина - его первая "веселая компания".
Кажется, он все еще осваивался с новым для себя сюжетом: рентгеновские снимки показали, что старая сводница слева изначально была молодой модной женщиной.
Подошла к концу наша ознакомительная прогулка по выставке "Хранение:внутри и снаружи", а с ней и сказочке конец, то есть моей статье.
Прощаюсь с вами ненадолго, друзья!
Всем добра!