Найти в Дзене
Hélène Fourment

"Шкатулка" с секретом

Дорогие друзья, всех приветствую! Сегодня обещанная вторая часть прогулки - осматриваем уникальную выставку в музее Маурицхёйс, который давно именуется не иначе как "Шкатулка с шедеврами". Если, вдруг, мало ли такое случится, на канал заглянет гость (сказать "гости" даже язык не поворачивается, и один-то вряд ли найдет дорогу на мой изолированный канал), то ему я предлагаю начать экскурсию с первой части выставки, отсюда. Продолжаем узнавать причины, по которым та или иная картина не попадает в экспозиционные залы, а пребывает на долгом, а, порой, и пожизненном хранении в дальней ячейке запасников. Несоответствие основной концепции Основу коллекции Маурицхейса составляют голландские и фламандские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков. Произведения искусства, не вписывающиеся в этот временной период, обычно остаются в хранилище, даже если они высокого качества. Например, "Торжествующий Амур" немецкого художника Фридриха Бюри, прекрасный образец классицизма начала 19-го века отправл

Дорогие друзья, всех приветствую!

Сегодня обещанная вторая часть прогулки - осматриваем уникальную выставку в музее Маурицхёйс, который давно именуется не иначе как "Шкатулка с шедеврами".

Дворец своим задним фасадам отражается в воде - это остатки бывшего крепостного рва
Дворец своим задним фасадам отражается в воде - это остатки бывшего крепостного рва
Если, вдруг, мало ли такое случится, на канал заглянет гость (сказать "гости" даже язык не поворачивается, и один-то вряд ли найдет дорогу на мой изолированный канал), то ему я предлагаю начать экскурсию с первой части выставки, отсюда.
Залы музея Маурицхейс
Залы музея Маурицхейс

Продолжаем узнавать причины, по которым та или иная картина не попадает в экспозиционные залы, а пребывает на долгом, а, порой, и пожизненном хранении в дальней ячейке запасников.

Выставка "На складе и вне его", Маурицхейс, Гаага.  Фотограф: Иво Хукстра
Выставка "На складе и вне его", Маурицхейс, Гаага. Фотограф: Иво Хукстра

Несоответствие основной концепции Основу коллекции Маурицхейса составляют голландские и фламандские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков. Произведения искусства, не вписывающиеся в этот временной период, обычно остаются в хранилище, даже если они высокого качества.

Фридрих Бюри, "Торжествующий Амур", 1806 год или ранее. Холст, масло, 152 х 121 см. Инв.номер 272
Фридрих Бюри, "Торжествующий Амур", 1806 год или ранее. Холст, масло, 152 х 121 см. Инв.номер 272

Например, "Торжествующий Амур" немецкого художника Фридриха Бюри, прекрасный образец классицизма начала 19-го века отправлен в ссылку в запасники только потому, что "поздно родился".

Фрагмент картины "Торжествующий Амур"
Фрагмент картины "Торжествующий Амур"

Также среди произведений искусства в запасниках томится портрет принцессы Беатрикс, бывшей голландской королевы - произведение известного американского художника Энди Уорхола (1928-1987).

Энди Уорхол, Портрет королевы Беатрикс, 1985 год. Трафаретная печать на бумаге, 100 х 80 см. Инв. номер 1080
Энди Уорхол, Портрет королевы Беатрикс, 1985 год. Трафаретная печать на бумаге, 100 х 80 см. Инв. номер 1080

Она принадлежит музею уже давно. В 1987 году эта шелкография была вывешена в подземном вестибюле, хм... ну... такое себе место для монаршей особы, прямо неудобно говорить даже. В 2000 году в вестибюле сделали перепланировку, после чего портрету не нашлось места даже там, на задворках музея.

Хранение картин в Маурицхейсе
Хранение картин в Маурицхейсе

Портрет отправили в хранилище, где он находится по сегодняшний день - и где чувствует себя несомненно лучше, чем в подземной гардеробной. Оптимальные условия хранения, рекомендованный температурно-влажностный режим - залог долгого, благополучного бытования картины.

Королева посмотрела-посмотрела, как вредно для здоровья находиться на виду и в гуще событий, в пыли и углекислоте верноподанных и... отреклась от престола в пользу сына.

-8

Она снова стала принцессой Беатрикс, посвежела и похорошела, чувствует себя превосходно. Думаю, даже не надо подписывать фотографию, сразу видно, где она "в экспозиции", а где - в условиях бережного "хранения".

Это было шутливое отступление, а теперь снова возвращаемся к экспонатам выставки.

Ещё одна причина, по которой картине не нашлось места в постоянной экспозиции - слишком большой размер произведения.

Тут уже, наверное, начинаются субъективные проблемы конкретно данного камерного музея, миниатюрной "шкатулки".

Экспозиция в одном из залов музея
Экспозиция в одном из залов музея

Маурицхейс был построен как частная резиденция, а не как музей. Этим объясняется интимный характер помещений, в которых мало места для крупных произведений. Так что коллекция состоит из картин скромных размеров по объективным причинам.

-10

Исключения, конечно, есть. Например, "Бык" Паулюса Поттера, это одна из "изюминок" собрания картин, точнее сказать, огромная, значимая и всеми любимая "изюмища".

-11

Любим он в особенности детьми, которым экскурсовод предлагает посчитать мух на этой картине, а задача это не простая, мух там и правда много!

-12

Картина подписана и датирована 1647 годом. Поттеру, родившемуся в ноябре 1625 года, было всего 22 года, когда он завершил ее; он умер в 1654 году, не дожив до 30 лет. Картина вызывала большое восхищение и в 18-м, и 19-м веках.

-13

В 1870-х годах французский художник и критик Эжен Фромантен уверенно утверждал, что этот Бык, "Ночной дозор" Рембрандта и его "Урок анатомии доктора Николаса Тульпа" (последняя также в собрании Маурицхейса) были тремя самыми известными картинами в Нидерландах. Одним словом, площадь два на три метра на стене Маурицхёйса надо заслужить!

А теперь переходим к "сбитому лётчику", то есть лебедю.

Ян Веникс (1639/1643–1719), Мертвый лебедь. Холст, масло, 245,5 х 294 см.
Ян Веникс (1639/1643–1719), Мертвый лебедь. Холст, масло, 245,5 х 294 см.

В 1821 году музей приобрел монументальный натюрморт с мертвым лебедем работы Яна Веникса. В то время картина виделась как парная к "Быку". Было принято вешать картины близко друг к другу, располагая и подбирая их по размеру.

-15

На сегодняшний день вкусы и принципы развески произведений искусства изменились, и неудачливый "Лебедь" Веникса уже некоторое время не выставлялся в экспозиции из-за нехватки места.

Слишком большой для маленькой компании картин
Слишком большой для маленькой компании картин

Увы... "Он был взвешен, измерен и признан никуда не годным".

Но Маурицхейс ищет другой музей, который мог бы разместить это огромное полотно, поскольку в музейной практике принято предоставлять произведения в долгосрочную аренду учреждениям, у которых есть более подходящие места для их показа.

А теперь... Та-дам!!!

-17

Вот оно, фото, которое заинтересовало читателей ещё в первой статье о запасниках месячной давности. Почему их так много?!

Слишком много однотипных картин - еще одна причина держать произведения в хранении.

Между 1611 и 1624 годами гаагский художник Ян ван Равестейн и его мастерская создали двадцать четыре портрета офицеров армии штатгальтера принца Маурица.

Портрет Даниэля де Эртена (....-1625), 1612 год. Холст, масло, 114,5 х 96,4 см.
Портрет Даниэля де Эртена (....-1625), 1612 год. Холст, масло, 114,5 х 96,4 см.

Серию завершил двадцать пятый портрет, выполненный неизвестной художницей Франсис де Гольц. С семнадцатого века серия висела во дворце Хонселаерсдейк, одном из загородных поместий землевладельца.

Постепенно, один за другим, портреты оказались в Маурицхейсе, однако они сразу были отправлены лежать и пылиться на чердак.

Ян Антонис ван Равестейн (и мастерская) - Портрет офицера, 1621 год, 115×97 см.
Ян Антонис ван Равестейн (и мастерская) - Портрет офицера, 1621 год, 115×97 см.

В 1875 году бравые офицеры были обнаружены, и по сути повторно открыты. Их оказалось так много, что они никогда не выставлялись серией.

В течение двадцатого века некоторые из этих портретов были переданы в долгосрочную аренду другим музеям и правительственным учреждениям. Из тех, что остались в Маурицхейсе, обычно выставлены на обозрение только два.

Ян Антонис ван Равестейн (и мастерская) - Портрет Николааса Шмельцинга (1561-1629)
1611 год, 115×97 см.
Ян Антонис ван Равестейн (и мастерская) - Портрет Николааса Шмельцинга (1561-1629) 1611 год, 115×97 см.

Это прискорбно, поскольку сохранившихся экземпляров столь обширной портретной серии немного. Впервые с восемнадцатого века все офицеры были призваны на действительную военную службу в "армию принца Маурица" на время выставки. 

Следующая причина затворничества произведения, которое могло бы украсить собой экспозицию, мне, как реставратору, очень досадна.

Плохое состояние, требующее реставрации. Единственное, что утешает в этой ситуации - это причина временная. Утрата картиной экспозиционного вида, к счастью, обратима. После реставрации картины вновь возвращаются в залы, на всеобщее обозрение. 

Карел Слабберт, Мужской портрет, 1653 год. Масло, дерево, 68,1 х 57,3 см. Инв.номер 751.
Карел Слабберт, Мужской портрет, 1653 год. Масло, дерево, 68,1 х 57,3 см. Инв.номер 751.

Примером картины в плохом состоянии на этой выставке является "Мужской портрет" художника Карела Слабберта из Зеландии. В течение многих лет он висел в далеко не идеальных условиях в тогдашней Голландской Ост-Индии.

На фрагменте с лицом видно, что проблема не только в многочисленных трещинах, но и в грубой расчистке прошлых веков: усы и борода мужчины почти полностью смыты до имприматуры/подмалевка.
На фрагменте с лицом видно, что проблема не только в многочисленных трещинах, но и в грубой расчистке прошлых веков: усы и борода мужчины почти полностью смыты до имприматуры/подмалевка.

Среди других проблем, экстремальный климат привел к резкому растрескиванию красочного слоя картины. Теперь картина нуждается в полномасштабной длительной реставрации, а у местных реставраторов, по их собственным словам, другие приоритеты.

-23

Поэтому несколько лет назад они решили пока только законсервировать и хранить, а не реставрировать эту картину - по крайней мере, на данный момент.

Дорогие друзья, я снова не смогла в полной мере охватить всю выставку и её экспонаты, поэтому данную статью я завершу на этом месте - чтобы её размер остался в рамках приличия.

Если у вас будет желание вернуться к обзору экспонатов этой выставки - дайте знать в комментариях.

Прощаюсь ненадолго, до новой встречи.

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки