Дорогие друзья, всех приветствую!
Сегодня обещанная вторая часть прогулки - осматриваем уникальную выставку в музее Маурицхёйс, который давно именуется не иначе как "Шкатулка с шедеврами".
Если, вдруг, мало ли такое случится, на канал заглянет гость (сказать "гости" даже язык не поворачивается, и один-то вряд ли найдет дорогу на мой изолированный канал), то ему я предлагаю начать экскурсию с первой части выставки, отсюда.
Продолжаем узнавать причины, по которым та или иная картина не попадает в экспозиционные залы, а пребывает на долгом, а, порой, и пожизненном хранении в дальней ячейке запасников.
Несоответствие основной концепции Основу коллекции Маурицхейса составляют голландские и фламандские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков. Произведения искусства, не вписывающиеся в этот временной период, обычно остаются в хранилище, даже если они высокого качества.
Например, "Торжествующий Амур" немецкого художника Фридриха Бюри, прекрасный образец классицизма начала 19-го века отправлен в ссылку в запасники только потому, что "поздно родился".
Также среди произведений искусства в запасниках томится портрет принцессы Беатрикс, бывшей голландской королевы - произведение известного американского художника Энди Уорхола (1928-1987).
Она принадлежит музею уже давно. В 1987 году эта шелкография была вывешена в подземном вестибюле, хм... ну... такое себе место для монаршей особы, прямо неудобно говорить даже. В 2000 году в вестибюле сделали перепланировку, после чего портрету не нашлось места даже там, на задворках музея.
Портрет отправили в хранилище, где он находится по сегодняшний день - и где чувствует себя несомненно лучше, чем в подземной гардеробной. Оптимальные условия хранения, рекомендованный температурно-влажностный режим - залог долгого, благополучного бытования картины.
Королева посмотрела-посмотрела, как вредно для здоровья находиться на виду и в гуще событий, в пыли и углекислоте верноподанных и... отреклась от престола в пользу сына.
Она снова стала принцессой Беатрикс, посвежела и похорошела, чувствует себя превосходно. Думаю, даже не надо подписывать фотографию, сразу видно, где она "в экспозиции", а где - в условиях бережного "хранения".
Это было шутливое отступление, а теперь снова возвращаемся к экспонатам выставки.
Ещё одна причина, по которой картине не нашлось места в постоянной экспозиции - слишком большой размер произведения.
Тут уже, наверное, начинаются субъективные проблемы конкретно данного камерного музея, миниатюрной "шкатулки".
Маурицхейс был построен как частная резиденция, а не как музей. Этим объясняется интимный характер помещений, в которых мало места для крупных произведений. Так что коллекция состоит из картин скромных размеров по объективным причинам.
Исключения, конечно, есть. Например, "Бык" Паулюса Поттера, это одна из "изюминок" собрания картин, точнее сказать, огромная, значимая и всеми любимая "изюмища".
Любим он в особенности детьми, которым экскурсовод предлагает посчитать мух на этой картине, а задача это не простая, мух там и правда много!
Картина подписана и датирована 1647 годом. Поттеру, родившемуся в ноябре 1625 года, было всего 22 года, когда он завершил ее; он умер в 1654 году, не дожив до 30 лет. Картина вызывала большое восхищение и в 18-м, и 19-м веках.
В 1870-х годах французский художник и критик Эжен Фромантен уверенно утверждал, что этот Бык, "Ночной дозор" Рембрандта и его "Урок анатомии доктора Николаса Тульпа" (последняя также в собрании Маурицхейса) были тремя самыми известными картинами в Нидерландах. Одним словом, площадь два на три метра на стене Маурицхёйса надо заслужить!
А теперь переходим к "сбитому лётчику", то есть лебедю.
В 1821 году музей приобрел монументальный натюрморт с мертвым лебедем работы Яна Веникса. В то время картина виделась как парная к "Быку". Было принято вешать картины близко друг к другу, располагая и подбирая их по размеру.
На сегодняшний день вкусы и принципы развески произведений искусства изменились, и неудачливый "Лебедь" Веникса уже некоторое время не выставлялся в экспозиции из-за нехватки места.
Увы... "Он был взвешен, измерен и признан никуда не годным".
Но Маурицхейс ищет другой музей, который мог бы разместить это огромное полотно, поскольку в музейной практике принято предоставлять произведения в долгосрочную аренду учреждениям, у которых есть более подходящие места для их показа.
А теперь... Та-дам!!!
Вот оно, фото, которое заинтересовало читателей ещё в первой статье о запасниках месячной давности. Почему их так много?!
Слишком много однотипных картин - еще одна причина держать произведения в хранении.
Между 1611 и 1624 годами гаагский художник Ян ван Равестейн и его мастерская создали двадцать четыре портрета офицеров армии штатгальтера принца Маурица.
Серию завершил двадцать пятый портрет, выполненный неизвестной художницей Франсис де Гольц. С семнадцатого века серия висела во дворце Хонселаерсдейк, одном из загородных поместий землевладельца.
Постепенно, один за другим, портреты оказались в Маурицхейсе, однако они сразу были отправлены лежать и пылиться на чердак.
В 1875 году бравые офицеры были обнаружены, и по сути повторно открыты. Их оказалось так много, что они никогда не выставлялись серией.
В течение двадцатого века некоторые из этих портретов были переданы в долгосрочную аренду другим музеям и правительственным учреждениям. Из тех, что остались в Маурицхейсе, обычно выставлены на обозрение только два.
Это прискорбно, поскольку сохранившихся экземпляров столь обширной портретной серии немного. Впервые с восемнадцатого века все офицеры были призваны на действительную военную службу в "армию принца Маурица" на время выставки.
Следующая причина затворничества произведения, которое могло бы украсить собой экспозицию, мне, как реставратору, очень досадна.
Плохое состояние, требующее реставрации. Единственное, что утешает в этой ситуации - это причина временная. Утрата картиной экспозиционного вида, к счастью, обратима. После реставрации картины вновь возвращаются в залы, на всеобщее обозрение.
Примером картины в плохом состоянии на этой выставке является "Мужской портрет" художника Карела Слабберта из Зеландии. В течение многих лет он висел в далеко не идеальных условиях в тогдашней Голландской Ост-Индии.
Среди других проблем, экстремальный климат привел к резкому растрескиванию красочного слоя картины. Теперь картина нуждается в полномасштабной длительной реставрации, а у местных реставраторов, по их собственным словам, другие приоритеты.
Поэтому несколько лет назад они решили пока только законсервировать и хранить, а не реставрировать эту картину - по крайней мере, на данный момент.
Дорогие друзья, я снова не смогла в полной мере охватить всю выставку и её экспонаты, поэтому данную статью я завершу на этом месте - чтобы её размер остался в рамках приличия.
Если у вас будет желание вернуться к обзору экспонатов этой выставки - дайте знать в комментариях.
Прощаюсь ненадолго, до новой встречи.
Всем добра!