- Вот Дом, который построил Пост.
- А это картины, которые в темных запасниках хранятся в Доме, который построил Пост.
- А это реставраторы, которые покажут нам картины (которые никто не видит), которые в темных запасниках хранятся в Доме, который построил Пост...
Уфф... Начинаю уставать...
Всех приветствую, дорогие друзья!
Сегодня наша традиционная встреча по пятницам. А путь наш с вами сегодня лежит во Дворец Маурицхёйс! Он был выстроен в 1633-1644 годах для принца Иоганна-Морица Нассау-Зигенского. Строил его выдающийся архитектор Питер Пост по планам Якоба ван Кампена.
Это один из первых дворцов в Нидерландах в классическом стиле, заимствованном из ренессансной Италии. С 1822-го года по настоящее время в нём располагается Королевская галерея Маурицхёйс (дословно дом Морица), второе по значимости собрание художественных ценностей Нидерландов.
Это небольшой музей с такой же небольшой в количественном плане коллекцией. Однако, неспроста его называют "Шкатулкой с шедеврами": большинство предметов коллекции - настоящие шедевры высочайшей художественной и культурной ценности.
А ещё мне очень нравится, как кураторы и команда реставраторов музея организуют выставки, презентации, реставрацию отдельных картин на глазах у посетителей музея. Они делают это ежегодно, это запланированные и продуманные мероприятия с самой широкой интерактивной программой для посетителей, особенно для детей.
Однако...
Запасники любого музея, в том числе и Маурицхёйса, всегда закрыты для посещения, это вызывает у посетителей интерес и множество вопросов.
- Какие именно картины там хранятся?
- Как они там оказались?
- Почему они не висят в залах музея?
- И действительно ли в запасниках хранятся неизвестные сокровища?
В первой статье я вам уже немного рассказала о запасниках, правильнее - фондохранилищах, показала самые старые, архивные фото, как выглядело и осуществлялось хранение экспонатов в прошлом, в начале и середине 20-го века. А в этой, на примере фото, предоставленных специалистами Маурицхёйса, мы увидим современные способы хранения экспонатов.
Начнём же нашу прогулку по выставке!
Музей Маурицхейс организовал целую выставку, посвященную теме запасников и невидимой части его коллекции. Он распахнул их двери и представил в залах экспозиции то, о чём остальные музеи рассказать не спешат. Они дали возможность своим посетителям всё осмотреть и найти ответы на волнующие их вопросы.
В коллекции Маурицхейса примерно 850 произведений, около 250 из них находятся в постоянной экспозиции здания музея, еще 150 выставлены в галерее принца Уильяма V, а еще 150 переданы в долгосрочную аренду музеям в Нидерландах и за рубежом.
В фондах хранится всего 300 произведений искусства - немного по сравнению с другими коллекциями. Тем не менее, жаль, что эти предметы из кладовой редко, если вообще когда-либо, выставляются напоказ.
Нас пригласили побывать "за кулисами"!
Нам открыли доступ к внутреннему устройству Маурицхейса, в хранилище предметов коллекции, которые по разным причинам не могут быть продемонстрированы в залах музея.
Мы можем осмотреть эти предметы и решить, согласны ли мы с выбором кураторов, искусствоведов и хранителей - что экспонировать, а что - нет?
Картины на выставке неспроста представлены на подобных перегородках, сделанных из металлической сетки с ячейками среднего размера. Именно так сейчас хранятся картины в фондохранилищах большинства музеев - оптимально и очень компактно.
Огромные рамы с сеткой расположены довольно близко друг к другу - хранитель пройти между ними не сможет, но это и не требуется. Система направляющих в полу и на потолке даёт возможность выкатить раму в центр помещения, осмотреть картины, провести развеску, замену. Картины любого размера (кроме самых крупных, большемерных) на этих сетках удобно размещать с обеих сторон, а свободная постоянная циркуляция воздуха вокруг картин даёт возможность поддерживать правильный температурно-влажностный режим, не допускать концентрации повышенной влажности между оборотом картины и глухой стеной, не даёт образоваться плесени. Одним словом, картинам на такой сетке очень хорошо!
Качественный отбор
Музей предъявляет высокие требования к качеству выставленных произведений из-за ограниченного пространства в залах и того факта, что коллекция уже состоит из самых первоклассных произведений. Это тот случай, как с Зимним дворцом Петра Первого, о котором я вам рассказывала в целом цикле статей. Я сказала, что Эрмитаж снизил планку, выставив в его стенах копии 19 века, хотя мог выставить оригиналы первой четверти 18 века. Так вот, Маурицхейс по принципиальным причинам этого как раз не делает, они очень высоко "держат планку".
Картины (которые с радостью имели бы и выставляли в других музеях) остаются в хранилищах, потому что в залах Маурицхейса для них просто нет места.
Их можно назвать "скамейкой запасных": они появляются, когда произведение искусства из постоянной экспозиции отправляется на реставрацию или передается на выставку. Некоторые художники настолько хорошо представлены в коллекции, что приходится делать непростой выбор. Например, в Маурицхейсе есть восемь работ талантливого художника-пейзажиста Яна ван Гойена, из которых только одна представлена в залах музея.
Три "Ван Гойена" включены в выставку, так что посетители могут увидеть, поддержать или не согласиться с выбором куратора: которая из них достойна висеть в залах музея.
Ниже - ещё одна его работа. Ван Гойен был одним из первых художников, нарисовавших голландский пейзаж. Он также был очень продуктивным. Он мог работать очень быстро, поскольку использовал мало цветов и создавал простые композиции: темный передний план, берег, уходящий по диагонали вдаль и туманный, далёкий горизонт:
Именно такую планировку он выбрал для вида на реку. На противоположном берегу находится деревня с эффектной церковной башней и высоким стогом сена. Темный силуэт весельной лодки на переднем плане усиливает ощущение глубины.
Ниже ещё одна его работа, по сравнению с первыми двумя она действительно менее интересная и значимая. Она бережно сохраняется, но в экспозицию вряд ли когда-нибудь попадет.
Некоторые картины никогда не покидают хранилища по другой причине: кураторы полагают, что их не стоит смотреть по эстетическим соображениям. Некрасивые, неприятные.
Картина "Старик с кружкой и трубкой" работы неизвестного голландского художника XVII века никогда не экспонируется.
Она была подарена в 1906 году арт-дилером Лео Нардусом, который, вероятно, намеревался с помощью подобных подарков построить хорошие отношения с Маурицхейсом. Однако нельзя сказать, что эта картина обогатила коллекцию.
Иногда кураторы вообще не знают, как некоторые картины оказались в коллекции! Время от времени произведения искусства передаются в музей в качестве пожертвования или завещания, при этом музею они не нужны, но приходится их принять. Они не попадают в экспозиционные залы, а пополняют ряды запасников.
Размер этой картины невелик. Рама у нее красивая, а вот качество живописи весьма посредственное.
Иногда знаменитая покупка впоследствии оказывается досадной "королевской" ошибкой. В 1821 году король Вильгельм I приобрел для Королевского кабинета живописи Маурицхейса коллекцию, в которую вошли работы таких великих мастеров, как Рафаэль, Тициан и Веласкес. К сожалению, это оказалась коллекция работ низкого качества, которые быстро распродали.
Одна из немногих картин, сохранившихся до сегодняшнего дня в Маурицхейсе, первоначально приписывалась кисти Рафаэля. Эта женская фигура теперь считается работой неизвестного итальянского художника, и картина не покидала хранилища в течение многих лет.
Эта картина была отобрана для нашей выставки, чтобы проиллюстрировать пример некачественной живописи в собрании Маурицхейса. Но внезапно она оказалась гораздо более интересной, чем ожидалось.
Новые технические исследования показали - к радости специалистов в этой области - что это один из самых ранних сохранившихся образцов фигуры на позолоченной коже.
Дорогие друзья, чтобы наша экскурсия снова не выросла до неимоверного размера, разбила её на две части.
Если вам было интересно это путешествие в закрома фондохранилища, продолжение вас ждёт во второй части.
Всем добра!