Найти тему
Катехизис и Катарсис

Международная выставка-форум «Португалия»

Традиция проводить публичные выставки, посвящённые достижениям народного хозяйства, зародилась в революционной Франции в конце XVIII в. В течение первой половины XIX в. эта мода распространилась и на другие европейские государства, а в 1851 г. состоялась первая Всемирная промышленная выставка в лондонском Гайд-парке. Подобные выставки регулярно проводятся и сегодня – как на международном, так и на национальных уровнях.

В конце 1930-х гг. под впечатлением от Всемирных выставок в Париже и Нью-Йорке мысль о проведении собственной выставки пришла в голову португальскому диктатору Антониу ди Салазару. Его авторитарный режим
«Нового государства» («Estado Novo») успешно положил конец хаосу Первой республики, а также стабилизировал социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, подавив любую оппозицию.

Выставку решили приурочить к 800-летию провозглашения Португальского королевства в 1139/40 гг. и 300-летию восстановления независимости от Испании в 1640 г. Но в реальности она, конечно же, была призвана стать культурным апофеозом «Estado Novo», показав единение многообразных регионов колониальной империи и преемственность правящего режима со всеми предыдущими периодами португальской истории.

Над оформлением экспозиции работали десятки архитекторов, скульпторов и художников. Была перестроена западная часть Лиссабона, где у монастыря Жеронимуш XVI в. разбили огромную площадь Империи с выставочными павильонами.

Названия павильонов говорили сами за себя: «Основание нации», «Становление и Завоевание», «Независимость», «Великие географические открытия», «Португальцы в мире». Здесь же стояла специально изготовленная копия морского галеона. Историческая секция символически завершалась залом «Португалия в 1940 году». Таким образом, режим Салазара позиционировал себя как логическое продолжение эпохи Афонсу I – основателя Португалии, и Жуана IV – её освободителя от иноземного господства.

Кроме того, работали Колониальный павильон и павильон Бразилии – последняя хоть и не являлась колонией с 1822 г., но всё равно продолжала восприниматься как неотъемлемая часть «Португальского мира».

Другая секция была посвящена этнографии и народному хозяйству. Здесь располагались павильоны ювелирного дела, мореходства, искусств и промышленности, транспорта, ткачества и гончарного дела, кондитерских и хлебобулочных изделий.

Официальное открытие выставки состоялось 23 июня 1940 г. на следующий день после капитуляции Франции. В этом тоже был свой символизм – пока в Европе бушевала очередная война, нейтральная Португалия во главе с Салазаром оставалась островком спокойствия и стабильности. Экспозиция работала более пяти месяцев вплоть до начала декабря, и за это время её успели посетить около 3 млн. человек при тогдашнем населении континентальной Португалии в 7,7 млн.

Большую часть временных построек и павильонов снесли после окончания выставки, так как они не были предназначены для постоянного функционирования. От грандиозной экспозиции остались лишь площадь Империи, Музей народного искусства и проект Памятника первооткрывателям – в 1940 г. соорудили лишь деревянную конструкцию, которую позже снесли, а полноценный 56-метровый монумент из белого камня возвели через 20 лет в 1960 г.

Впрочем, художественное оформление выставки оказало влияние на всю последующую португальскую архитектуру 1940-х и 1950-х гг. В моду при активном государственном насаждении вошёл «псевдопортугальский стиль» («Português suave»), который активно заимствовал элементы национальной и региональной архитектуры XVII – XVIII вв. с покатыми крышами из красной черепицы, остроконечными башенками, арками и колоннами.

Больше о Салазаре и его режиме «Нового государства» можно прочитать в
недавно вышедшей книжке от @alpinaru – «Диктатор, который умер дважды». Невероятная история Антониу Салазара».

Стальной шлем