Найти в Дзене
Психолог Юлия Стриж

НИМФОМАНКА: история страсти, жажды и пустоты (психоаналитический анализ драмы Ларса фон Триера 2013г.)

драма состоит из двух частей
драма состоит из двух частей

Ларс фон Триер тот ещё насмешник над моралью, нравственностью и общепринятыми правилами. Он мыслит противоположностями: женское и мужское, божественное и человеческое, нравственное и греховное.

При этом, кто грешник, а кто святой зачастую непонятно до конца картины. Жертва и палач меняются местами, садист и тиран оказывается на месте пострадавшего. 

Женщина берет верх над мужчиной. 

Слабый оказывает яростное сопротивление сильному. 

В картинах Триера всегда много телесного, чувственного, плотского. Они настолько натуральны, что хочется в смущении закрыть глаза.

Стыд, отвращение, ярость, желание, страсть, боль, страдание, тоска, отчаяние, депрессия, безумие…

Автор любезно делится этими непростыми чувствами, не спрашивая нашего разрешения. 

Но разве разочарование и тоска просят у нас позволения войти?

Героиня «Нимфоманки» с мужским именем Джо врывается в наш мир избитая, нагая, практически уничтоженная. Она рассказывает случайному прохожему (удивительно похожему на фигуру психоаналитика!) историю страсти, чувственности, ненасытной жажды. 

Нимфомания - это далеко не про страсть и желание, это пронзительный крик о помощи. 

отношения Джо с матерью были холодными и дистантными
отношения Джо с матерью были холодными и дистантными

Фильм делится на восемь глав, каждая из которых имеет свое название. Такое деление было выбрано режиссером неслучайно: восемь глав (как деление в романе, саге) погружает нас в личную историю героини. Мы, подобно Селигману, становимся слушателями или зрителями, подглядываем за их парой.

Джо рассказывает о близких и теплых отношениях с отцом, который в некотором роде заменил ей отсутствующую мать. Джо тоскует по матери, поскольку ее было катастрофически мало в жизни героини. Ее женственность не была признана матерью, с которой Джо не может идентифицироваться, поэтому ее гендерная идентичность размыта, не определена.

Джо с отцом в детстве
Джо с отцом в детстве

О чем же тоскует Джо?

Образ Джо - это ответ Триера традиционным представлениям о женщине. Она свободна, сексуальна, раскованна. 

Она выбирает мужчин. 

Она их соблазняет.

Она их бросает. 

Ее поведение больше похоже на мужское. «Ловелас», «Казанова», «Дон Жуан»…Типичные мужские образы.

главная героиня с мужским именем Джо
главная героиня с мужским именем Джо

Для Джо (женщины, не мужчины) Триер подбирает определение «нимфоманка», ненасытная, жадная до чувств, манящая, поглощающая.

В «Нимфоманке» обыгрывается тема власти над мужчинами. Через своё тело Джо получает контроль над чувствами мужчин. Эмоционально она не вовлечена в отношения с ними. Ее равнодушие и холодность разжигают их страсть. 

Она никогда не будет им принадлежать. Она всегда выше. Она побеждает и символически лишает их мужского достоинства.

Триер противопоставляет чувственной Джо асексуальный мужской образ, Селигман. Выражает ли он образ отца или нейтрального психоаналитика, которому исповедуется Джо?

Возможно, это часть самой героини, часть ее морали и нравственности, с которой она, наконец, смогла соприкоснуться?

в конце фильма Джо остается в глубоком одиночестве
в конце фильма Джо остается в глубоком одиночестве

Как бы то ни было, плотское побеждает нравственное, инстинкты берут верх над разумом. Нимфоманка Джо теряет все: отца, сына, любимого, себя…Трагедия героини в том, что ее пустоту не заполнит ни один сексуальный партнёр.

Настоящая драма героини, что ей нечего предложить кроме физического полового акта. 

Смотрели «Нимфоманку» Триера? Какие чувства вызвала главная героиня Джо?

Не забывайте подписываться на канал, ставить лайки и оставлять комментарии. Этим Вы очень поможете моему каналу. Благодарю!