Найти тему
Яндекс Аренда

Как подготовить квартиру к сдаче: история одной собственницы

Оглавление

Кто не мечтает удачно сдать или выгодно продать свою квартиру? Только тот, кто сам ищет уютное и комфортное жильё без «бабушкиного ремонта». Хоумстейджер Кристина Полякова помогает готовить квартиры к выгодной продаже и сдаче в аренду. Нам она рассказала, что такое инвестремонт, показала, как проходит преображение одного из её объектов, и дала пять советов тем, кто планирует сдать квартиру быстрее и дороже среднего по рынку на Яндекс Аренде .

Знакомство с объектом

Объект, на примере которого можно разобрать полный цикл работы с недвижимостью, — трёхкомнатная квартира в Красном переулке в Екатеринбурге. Это обычный кирпичный дом, построенный в конце девяностых, с хорошим расположением — недалеко от набережной и центра города. Ремонт здесь делали давно, и он уже успел потерять свою актуальность: в квартире были фотообои, многоуровневые потолки с подсветкой и камин в коридоре.

-2

Так выглядела квартира на момент покупки

C хозяйкой квартиры мы познакомились, когда она жила здесь и хотела взять у меня консультацию, чтобы переосмыслить пространство для жизни. Я занимаюсь исключительно квартирами под аренду и продажу, поэтому тогда у нас не случилось магии, но позже хозяйка переехала жить в другую страну и пришла ко мне с актуальным запросом. На тот момент квартира стояла и не сдавалась уже год, поэтому нужно было за короткий период привести её в порядок, чтобы сдать максимально быстро и дорого.

Сначала хозяйка прислала фотографии, и я оценила объём работ. Позже поехала на объект, чтобы вживую всё посмотреть и потрогать. Это важно, чтобы на старте знать обо всех нюансах и недостатках, например, таких как качество покрытий. Многое можно оценить по фотографиям, но всё равно лучше увидеть живьём.

К началу работ у нас была тёмная квартира на первом этаже с гнетущей атмосферой, в которой трудно представить свою жизнь: первое ощущение — оттуда хочется уйти. Самое важное в нашей работе — повернуть это ощущение и сделать так, чтобы в пространстве хотелось задержаться. У меня так бывает с каждым объектом, когда сначала стараешься побыстрее закончить все дела и уйти, а со временем появляется желание остаться. Когда такое случается, это верный знак, что мы на правильном пути.

-3

Гостиная с хорошим, но морально устаревшим интерьером

После знакомства с объектом мы делаем анализ рынка и смотрим, сколько нужно вложить и что можно получить на выходе, потому что в инвестпроекте всё-таки каждый вложенный рубль должен отбиться. Сначала мы изучаем, что сдаётся в этом районе и какие есть вилки по ценам в этой локации. Когда понимаем, что хотим попасть в тот или иной сегмент, становится ясно, что именно нужно делать с квартирой. После этого мы просчитываем «дорожную карту» ремонта и собираем смету по затратам. Это разумный путь, потому что мы сразу понимаем, куда хотим попасть, и не тратим время и деньги на какие-то сложные концептуальные дизайны, которые по итогу не окупятся.

Что было «до»

В квартире были отдельная кухня, большая гостиная, две спальни, один санузел, достаточно просторный коридор и гардеробная. Ещё потолок из гипсокартона с очень холодной, почти больничной подсветкой и глянцевыми вставками. Всё это не добавляло уюта и без того тёмной квартире на первом этаже с минимумом естественного света. Мы полностью перетянули потолки и сделали много точечных источников тёплого света.

-4

На центральной фото тот самый камин, который мы сразу решили оставить, но выделить

На стенах были перламутровые обои с рисунком, которые мы закатали в актуальный матовый цвет. Они сохранили свою фактуру, но стали однотонными, поэтому картинка поменялась. Сами обои хорошо лежали на стенах, потому что в своё время был сделан качественный ремонт, пусть сам дизайн и потерял актуальность. Поэтому здесь нам удалось справиться малыми усилиями, даже не меняя покрытие, а просто перекрасив его. Ещё мы убрали неактуальные плинтуса и мебель, а всё ненужное продали через специальные онлайн-сервисы.

-5

Так гостиная выглядит после ремонта

Мы дополнительно зонировали гостиную с помощью света и текстиля — например, коврами отделили зону отдыха от рабочей. Вторую спальню сделали максимально универсальной, чтобы её можно было использовать как кабинет, детскую или гостевую комнату.

-6

Основная спальня

-7

Интерьер второй комнаты, которую мы стилизовали под кабинет

На самом деле это важный момент, если вы готовите квартиру на продажу или для сдачи: лучше не делать акцентов на таких пространствах, чтобы не сужать аудиторию. Все, наверное, видели эти квартиры с детской комнатой с двухъярусной кроватью и яркими обоями? Этот ход сразу говорит, что квартира подойдёт только семьям с детьми. Лучше такие пространства делать нейтральными, чтобы всегда можно было превратить комнату в ещё одну спальню или в кабинет — то есть подстроить под интересы жильцов.

Всего в ремонт мы вложили 300 000 рублей, а сдали квартиру за 90 000 рублей в месяц — это приличная сумма для Екатеринбурга. Нам понадобилось всего две недели, чтобы найти жильца. Обычно наши объекты сдаются быстрее, но хозяйка не торопилась и хотела выбрать того, кто ей больше всего понравится.

На просмотрах были люди, которым нужна корпоративная квартира для своих сотрудников, разные айтишники — то есть приличная платёжеспособная аудитория, которую не зацепила бы эта квартира до ремонта.

-8

Зона с камином после ремонта

Как устроен рынок

Вложения в продаваемое и сдаваемое жильё окупаются быстро, потому что это голубой океан возможностей. За последние пару лет ситуация начала меняться, но в целом культура создания уюта в сдаваемом и продаваемом жилье достаточно низкая.

Например, когда мы распродаём старую мебель с наших объектов, чаще всего её забирают на другие съёмные квартиры. То есть люди почему-то абсолютно не думают, что можно (и нужно!) в арендной квартире сделать всё хорошо, как для себя, — купить новый матрас, поставить простую, но классную мебель.

Хотя, как только ты меняешь отношение к своему арендатору — освежаешь ремонт, добавляешь свежую мебель, классное бельё, декор и посуду, продумываешь, как сделать жизнь человека здесь уютной и просто удобной, — сразу же на такие квартиры появляется абсолютно другая аудитория. Сколько на рынке лотов, где в ванной некуда поставить шампунь, потому что не продуман элементарный комфорт жильца!

-9

Ванную комнату мы почти не меняли, хватило расхламления и освежения

Люди, которые видят такие вложения, считывают подход и заботу собственника, ценят комфорт и эстетику, как правило, готовы платить за это больше. И они не будут разносить квартиру, а отнесутся к пространству бережно и заботливо. Получается, что люди готовы платить больше, а подходящих предложений на рынке мало, особенно если мы говорим о регионах.

Это видно даже на примере посуточной аренды, когда в уютные, продуманные квартиры приезжают совсем другие люди с другими ценностями и другим досугом. В долгосрочной сдаче арендодатели пока не всегда видят перспективу. Почему-то кажется достаточным немного расхламить квартиру, оставив там старую мебель, «бабушкин ремонт» и пыльное пианино, чтобы найти хорошего жильца.

-10

Гостиную дополнительно зонировали с помощью ковров и цветовых решений

Хоумстейджинг, редизайн и инвестремонт — в чём разница

Есть три вида процессов, которые помогают привести квартиру в порядок, но все они отличаются глубиной. Инвестремонт нужен, когда перед нами совсем «убитая» квартира, где надо менять все коммуникации, электрику, сантехнику и покрытия. Если капитальный ремонт не требуется и можно ограничиться перекрашиванием стен, то это редизайн. Под хоумстейджингом понимается преображение пространства без строительного вмешательства, исключительно через свет, текстиль и декор.

У всех трёх процессов одна цель — преобразить пространство так, чтобы быстрее или дороже (или и то, и другое) его сдать или продать.

Материал по темеПереклеиваем обои и обустраиваем пространство: как хоумстейджинг помогает продать жильё дороже
Материал по темеПереклеиваем обои и обустраиваем пространство: как хоумстейджинг помогает продать жильё дороже

Бюджет проекта

В разных проектах, конечно, разные бюджеты. Иногда бывает, что кто-то приходит и называет сумму, в которую нужно уложиться. Но чаще люди просто говорят о своих ожиданиях и целях, после чего мы считаем, сколько для этого нужно вложений.

Очень важно чётко понять окупаемость и целесообразность всех трат. Например, я точно знаю, что в Екатеринбурге мы не сможем продать двухкомнатную квартиру в хрущёвке дороже 8 000 000 рублей, поэтому до начала работ нужно реально оценить все вложения и потолок стоимости, который заложен качеством дома, расположением и инфраструктурой. В этом главное отличие инвестремонта от ремонта для жизни — для нас важно, чтобы все вложения клиента по итогу окупились.

Команда и время на каждый проект

Сейчас в команде помимо меня постоянно работают четыре человека — это два ведущих стейджера, ассистент и дизайнер, который продумывает инженерные сети. У нас есть костяк строителей, с кем мы постоянно работаем и в ком уверены, потому что они классные специалисты.

Сейчас мы одновременно делаем девять проектов, что тяжело. Важно, чтобы все параллельные проекты находились на разных этапах — так их легче контролировать. Самое сложное — завершающая стадия, когда обязательно случаются какие-то форс-мажоры. На один проект уходит примерно полтора-два месяца, но часто мы зависим от поставок мебели и материалов.

-12

Элементы первой спальни

Самое приятное и неприятное в ремонте

Конечно, самое приятное — это финальная стилизация интерьера, подбор текстиля, разных вазочек и ароматов дома. Ещё я очень люблю заниматься обустройством освещения, выбирать цвет стен и материалы. Эту работу я, как правило, не делегирую.

Из сложного и нелюбимого можно выделить инженерные коммуникации. Я достаточно глубоко разбираюсь в теме, но чаще стараюсь отдавать это дизайнеру-эксперту. Ещё одна часть работы, которая сильно выматывает, — финальное сведение бюджета, когда нужно подбить все чеки по проекту.

Большую часть нашего времени занимает рутина с организацией доставок и построением логистики. Например, в квартире на 80 кв. м с бюджетом в 1 000 000 рублей до 20 процентов всех закупок отправятся обратно на склад: брак, перепутали цвет или вообще привезли не то — с этим сложно что-то сделать, и каждый раз нужно снова организовывать всю логистику. Это рутинная часть работы, от которой никуда не деться.

-13

Кухня после ремонта

Про загородную недвижимость

Обычно люди приезжают в коттеджный посёлок, чтобы выбрать земельный участок. Они паркуются у вагончика офиса продаж и идут в поля, чтобы смотреть очень абстрактные дома.

Мы с партнёрами сделали первый демо-дом на Урале — такая история уже была реализована в Питере и Москве, а у нас не было. Застройщик сделал дом с базовым ремонтом, который есть в их пакете услуг, а мы укомплектовали его мебелью и полностью провели хоумстейджинг, то есть добавили текстиль, свет, ароматы и свечи.

В итоге потенциальные покупатели начали приезжать не куда-то в лес, а в этот дом, где можно выпить чай, обсудить все возможности ипотечного захода и покупку. При таких вводных решение купить квартиру, конечно же, принимают быстрее. Такие демо-дома помогают сократить цикл, потому что человеку легче представить себя в готовых интерьерах.

-14

Кто заказывает инвестремонт и хоумстейджинг

В основном ко мне приходят люди из соцсетей или через сарафанное радио. Сейчас мы мало кого берём, потому что у нас уже есть постоянные клиенты, которые регулярно инвестируют в покупку и улучшение недвижимости. Мне кажется закономерным процесс перехода на свои инвестпроекты, поэтому сейчас я оформляю первую собственную квартиру на продажу. После планирую с её продажи купить и сделать ещё одну — и так буду растить свой капитал.

Конечно, мы посмотрим, что произойдёт со вторичкой и ипотекой, но в любом случае будем подстраиваться и адаптироваться. Что точно известно — так это то, что люди не перестанут покупать и продавать жильё.

-15

Подписывайтесь, чтобы знать всё об аренде жилья