Найти тему
Сквозь искусство

Все автопортреты Рембрандта Харменса Ван Рейна

Оглавление

Приветствую всех любителей прекрасного, а тем более любителей прекрасных себя. Сегодня я начинаю новую рубрику на канале — художники в отражении. Умение делать крутые селфи идёт с нами через века, поэтому если уж и учиться, то у лучших. Поэтому предлагаю начать цикл с самого значимого любителя себяшек — Рембрандта Харменса Ван Рейна.

Предок всех селфи!

Рембрандт был не первым, кто нарисовал автопортрет в истории искусства, но он по праву может считаться одним из первых художников, кто изучал процесс старения на собственном примере и поэтому каждый из его автопортретов рассказывает нам историю, сначала становления, а затем и угасания Рембрандта как человека, но не как мастера.

Поэтому предлагаю вам посмотреть все дошедшие до наших дней публичные автопортреты мэтра, начиная с 1626 по 1669 годы в хронологическом порядке.

В мастерской художника, 1626. Холст, масло, 27х32.
В мастерской художника, 1626. Холст, масло, 27х32.

Совсем юный Рембрандт выглядывает в нашу сторону из угла комнаты, всем своим видом показывая, насколько он восхищен работой.

Автопортрет, 1629. Дерево, масло, 16х13. Пинакотека Альта, Мюнхен
Автопортрет, 1629. Дерево, масло, 16х13. Пинакотека Альта, Мюнхен

Посмотрите, как юн и молод был художник на первых двух автопортретах. И как возмужал на последующих двух.

Автопортрет в вельветовом берете, 1634. Холст, масло, 58х48. Стаатлих Музей, Берлин. Германия
Автопортрет в вельветовом берете, 1634. Холст, масло, 58х48. Стаатлих Музей, Берлин. Германия

Не усики? а пропуск! (c)

Автопортрет в шляпе. 1640. Холст, масло, 102х80. Лондонская Национальная Галерея
Автопортрет в шляпе. 1640. Холст, масло, 102х80. Лондонская Национальная Галерея

К сожалению, я не могу сказать, какое именно событие повлияло на отсутствие автопортретов у Рембрандта длинной в целых 15 лет, но ясно одно, за эти годы он явно набрался опыта и отпечатки старости оставили свои первые следы.

Рембрандт. Автопортрет, 1656. Холст, масло, 49х41. Исторический Музей, Вена
Рембрандт. Автопортрет, 1656. Холст, масло, 49х41. Исторический Музей, Вена

Автопортрет. 1658. Холст, масло, 134х104. Коллекция Фрик, Нью-Йорк
Автопортрет. 1658. Холст, масло, 134х104. Коллекция Фрик, Нью-Йорк

Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66. Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США
Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66. Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США

Автопортрет, 1659. Холст, масло, 85х66. Вашингтон, Национальная Галерея Искусств
Автопортрет, 1659. Холст, масло, 85х66. Вашингтон, Национальная Галерея Искусств

Чем мне всегда нравился Рембрандт, помимо своей игры со светом, так это натуралистичностью своих картин. Посмотрите на эти шикарные черные точки на носу, на морщины лба, на впадину щеки, это же просто потрясающе!

Автопортрет художника у мольберта, 1660. Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция
Автопортрет художника у мольберта, 1660. Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция

Автопортрет, 1660. Холст, масло, 81х68. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
Автопортрет, 1660. Холст, масло, 81х68. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91. Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие
Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91. Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие

В копилку интересных фактов об автопортретах в целом и Рембрандта в частности. Выше первый автопортрет Рембрандта за работой. В целом художники до Рембрандта себя за работой практически не писали. Новшество на новшестве!

Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65. Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия
Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65. Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия

Автопортрет Рембрандта, 1669. Холст, масло, 86х71. Национальная Лондонская Галерея, Великобритания
Автопортрет Рембрандта, 1669. Холст, масло, 86х71. Национальная Лондонская Галерея, Великобритания

Автопортрет, 1669. Холст, масло, 59х51. Мауриц Хаус, Гаага
Автопортрет, 1669. Холст, масло, 59х51. Мауриц Хаус, Гаага

Вместо послесловия

Ну что, интересно было посмотреть на то, как при помощи автопортретов наблюдал за своим угасанием один из самых известных портретистов 17 века?

Если вам понравилась статья, то пожалуйста, не забывайте также подписываться на ЮтубТелеграм и поддерживать автора на Бусти! Каждый подписчик — это огромная радость для меня. Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!

PS. А если вы хотите увидеть больше потрясающих портретов и прокачать свою насмотренность, то рекомендую пройти мой авторский курс по развитию самого полезного навыка 21 века.