Найти в Дзене

Как опровергнуть сделку, совершенную под влиянием обмана.

Оглавление

Современный человек совершает сделки практически ежедневно. Достаточно зайти в магазин за продуктами или сдать вещи в химчистку, чтобы понять, что закон исходит из принципа, что участники таких правоотношений ведут себя добросовестно. Однако на практике все происходит иначе.

1. Что такое обманная сделка.

Если договор был подписан под влиянием обмана, то потерпевшая сторона имеет право обратиться в суд, чтобы признать сделку недействительной в соответствии с пунктом 1 статьи 179 Гражданского кодекса. Такая операция считается недействительной с момента ее заключения, и все ее возможные юридические последствия аннулируются.

Действующие нормы гражданского права не дают исчерпывающего определения обмана. Однако сложившаяся судебная практика понимает его как некорректное представление участника сделки о ситуации, которое возникло в результате умышленных действий партнера или других лиц.

Обман может проявляться в двух формах:

  • Активная форма: использование поддельных документов, несбыточных обещаний, приписывание товару или услуге несуществующих свойств.
  • Пассивная форма: умышленное замалчивание сведений, которые могли бы повлиять на решение контрагента о вступлении в сделку.

Обман формирует у потенциальной жертвы неправильное представление об обстоятельствах будущей операции, в результате чего она принимает решение, которое заведомо невыгодно для нее.

Чтобы суд признал недействительной сделку, заключенную под влиянием другого лица, необходимо доказать, что действия контрагента имели прямой умысел.

2. Специфика сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы и неблагоприятных обстоятельств, характеристики.

  • Сделки данного типа заключаются в сложных и неблагоприятных обстоятельствах.
  • Признание сделки недействительной может быть осуществлено только по решению суда после обращения потерпевшей стороны.
  • Сроки исковой давности по делам о сделках данного типа – общие, согласно нормам законодательства.
  • Последствия признания сделки недействительной устанавливаются в соответствии с нормами гражданского законодательства.
  • Сделки данного вида являются оспоримыми.

Для подачи иска необходимо, чтобы одна из сторон знала о том, что сделка совершается не на законных основаниях. Если виновным является третья сторона, то иск может быть подан при условии, что одна из сторон знала или должна была знать о неблагоприятном влиянии третьей стороны.

3. Признание недействительной сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы и неблагоприятных обстоятельств.

Признание недействительности таких сделок, согласно нормам гражданского законодательства, осуществляется исключительно по решению суда. Для того чтобы суд принял решение, необходимо исковое заявление от пострадавшей стороны.

Последствия признания сделки недействительной имеют правовые последствия – необходимо вернуть все, что было получено по факту заключения сделки. Возможна также выплата компенсации пострадавшей стороне.

4. Признаки кабальной сделки, примеры.

Кабальная сделка – это соглашение, которое заключается на невыгодных условиях для одной из сторон, которая считается пострадавшей. Факторами, влияющими на согласие одной из сторон принять такие условия, могут быть психологическое или физическое давление, а также другие внешние обстоятельства. Например, продажа недвижимого имущества по цене, значительно ниже рыночной стоимости.

Признаки кабальной сделки:

  • Факторы, которые повлияли на заключение сделки, признаются по закону тяжелыми;
  • В наличии условия, невыгодные для одной из сторон;
  • Кабальная сделка является результатом определенного стечения обстоятельств, которые совпали с совершением данной сделки;
  • В наличии факт того, что одна из сторон воспользовалась тяжелым положением другой стороны в своих интересах, что является незаконным.

Данная сделка может быть признана кабальной только по решению суда после подачи искового заявления пострадавшей стороной.

5. Чем обман отличается от заблуждения.

В сделках, которые были заключены под влиянием обмана, очевидно, что были нарушены нормы права. Однако судебные процессы по таким делам могут затягиваться, а сами процессы могут быть довольно запутанными.

Основная сложность в таких делах заключается в том, чтобы истец смог доказать факт обмана со стороны ответчика. Это сложная юридическая конструкция, которую часто путают с понятием "заблуждение".

6. Обман потребителя по Закону о защите прав потребителя.

Есть несколько способов, которыми недобросовестный продавец может обмануть покупателя:

  • Обмерить товар. Это может произойти, если продавец продаст товар меньшего размера, чем требуется покупателю.
  • Обвесить товар. В этом случае продавец продаст товар меньшего веса, чем требуется покупателю.
  • Обсчитать покупателя. Это может произойти, если продавец возьмет у покупателя больше денег, чем того требуют правила купли-продажи, или не вернет лишнюю сумму, полученную от покупателя.
  • Предоставить ложные данные о товаре. Производитель может скрыть настоящую информацию о качестве, размере или весе товара.
  • Предоставить ложную информацию о сроке годности или ассортименте товара. Также здесь может идти речь о продаже подделок.

Обман потребителя: статья 14.7 КоАП РФ.

Для защиты прав потребителей в законе существует данная статья, которая призвана защитить законные интересы граждан и рассказать об ответственности виновников.

В случаях, когда продавец обмеривает, обвешивает или обсчитывает покупателя, ему грозит административный штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Для государственных служащих эта цифра составляет от 10000 до 30000 рублей, а для юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей.

Если покупателю предоставляются ложные данные о качестве, размере и прочих характеристиках товара, административный штраф для граждан составляет от 3000 до 5000 рублей. Для государственных служащих такого рода обман обойдется в сумму от 12000 до 20000 рублей, а юридическим лицам придется заплатить от 100000 до 500000 рублей.

Статья обман потребителей — 200 УК РФ.

Раньше обман клиентов можно было рассматривать в соответствии с КоАП, а также с УК РФ.
Однако, Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ была декриминализирована ответственность за ущемление прав покупателя по УК РФ, и статья 200 УК РФ утратила силу. С 2003 года данная статья относится к области административных правонарушений.
Когда статья 200 УК РФ утратила силу, все граждане, осужденные по ней, формально не считаются уголовно осужденными.

Изложение и основные положения.
Необходимость уголовной ответственности за обман потребителей решает суд. За обмеривание или обман покупателя в организациях, занимающихся продажей товаров или оказанием услуг населению и ИП, в значительном размере предусмотрены штраф, обязательные или исправительные работы.

Если потребителя обмануло лицо, ранее судимое за такое деяние, совершено группой лиц или в крупном размере, то наказание выбирается из лишения свободы или должности.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки.

Обман потребителей, принесший значительный ущерб, наказывается:

  • штрафом в размере 100-200 МРОТ или зарплаты за 1-2 месяца;
  • обязательными работами на 180-240 часов;

исправительными работами на 1-2 года.

Если деяние совершено ранее судимым за обман потребителя лицом, группой по сговору или организованной, в крупном размере, то все участники преступления получают 2 года тюрьмы и лишаются должности на 3 года.

7. Виды обмана покупателей.

Действия, которые представляют собой обман покупателя, могут быть совершены организациями и частными предпринимателями при продаже товаров или оказании услуг населению. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №18 от 2006 года определяет, что к ответственности могут быть привлечены должностные лица и другие сотрудники организаций, индивидуальные предприниматели (например, кассиры в магазинах).

Обман потребителей, согласно статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, может быть совершен в различных формах:

  • Обман при подсчете стоимости покупки — обсчет.
  • Обман при расчете с покупателем.
  • Обман за счет продажи товара с истекшим сроком хранения.
  • Обман за счет продажи товара с дефектом, известному продавцу.
  • Обман за счет продажи товара с дефектами, неизвестные продавцу.
  • Обман за счет продажи некачественного товара, качество которого известно для продавца.
  • Обман за счет продажи некачественного товара, качество которого неизвестно для продавца.
  • Обман за счет продажи фальсифицированного товара, качество которого известно для продавца.
  • Обман за счет продажи фальсифицированного товара, качество которого неизвестно для продавца.
  • Обман за счет продажи физиологически опасного товара, свойства которого не известны для продавца.
  • Обман за счет продажи физиологически опасного товара, свойства которого известны для продавца.

8. Действия потребителя в случае обмана.

В случае обнаружения обмана, вы можете предпринять следующие действия:

1. Прежде всего, рекомендуется обратиться с письменной претензией к продавцу или производителю, которые допустили обман. В претензии можно потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а также, в установленных законом случаях, уплаты неустойки (пени) (п. 1 ст. 1064, ст. 1095 ГК РФ; ст. 23 Закона № 2300-1).

2. Также вы можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роспотребнадзора, органы внутренних дел (полицию), органы прокуратуры. По результатам рассмотрения жалобы и проверки изложенных в ней фактов, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за обман потребителей (п.п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322; пп. 1 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона № 2300-1; ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 22, п. 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

3. Если вы предварительно обращались с претензией непосредственно к изготовителю (исполнителю, продавцу) и он вам отказал или не ответил, проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки возможно. Исключение, когда можно сразу обратиться в Роспотребнадзор – случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также случаи причинения такого вреда (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).

4. Жалобу также можно направить в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер (абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона № 2300-1).

5. Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались удовлетворить ваши требования или не ответили на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1).

Отметим, что правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей наделены также должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) (пп. 7 п. 4 ст. 40, абз. 3 ч. 1 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона № 2300-1; п. 4 ст. 27 Закона № 2202-1; ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ; п.п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

9. Как можно доказать факт обмана.

Если речь идет о обвесах и обсчетах, доказательством может служить чек, на котором указана необходимая информация. В случае спора из-за несоответствия качества товара заявленному, в качестве доказательств можно использовать гарантийный талон.

Еще один способ подтвердить свою правоту – фотографии покупки и показания людей, которые присутствовали при выборе. Наличие свидетелей особенно важно, когда необходимо доказать, что продавец приписал товару несуществующие характеристики.

Таким образом, если после покупки вы поняли, что вас ввели в заблуждение, то закон на вашей стороне и вы имеете право вернуть товар и получить обратно свои деньги. Но чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется быть более внимательным в момент выбора и оплаты.

10. Куда обращаться, если обманули в магазине.

Если вы стали жертвой обмана со стороны магазина, у вас есть несколько вариантов действий, чтобы защитить свои права как потребителя.

Прежде всего, вы можете обратиться к руководству магазина. Это стоит сделать сразу же после того, как вы обнаружили обман. Если руководство торговой точки откажет вам в удовлетворении претензии, привлеките свидетелей, чтобы зафиксировать отказ, или отправьте претензию заказным письмом с уведомлением.

Если руководство магазина не желает решать спор мирным путем, вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор. Сотрудники этого учреждения проведут проверку торговой точки и, если обнаружат нарушения, привлекут руководство к административной ответственности.

Если вы не хотите ждать, обратитесь с заявлением в прокуратуру. Это позволит быстро рассмотреть вашу жалобу и наказать недобросовестного продавца.

В суд можно обращаться только после того, как вы использовали все другие варианты решения спора. Направьте исковое заявление и приложите копии претензий продавцу. Это покажет, что вы пытались урегулировать проблему мирным путем, но ваши требования были проигнорированы.

Подавая претензию, укажите срок на ответ. Если продавец проигнорирует ваши требования или нарушит срок их исполнения, вы можете взыскать неустойку за каждый день просрочки. Через суд также можно потребовать уплаты штрафа и компенсации морального вреда.

Обратите внимание, что с помощью опытного юриста вы сможете решить спор в кратчайшие сроки. Он разъяснит ваши права как потребителя и грамотно оформит все необходимые документы: претензию продавцу, жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру, исковое заявление в суд и т.д.

Помните, что порядок действий при обмане потребителя – сначала претензия, потом суд.

11. Что предпринять пострадавшему.

Если потребитель считает, что его права были нарушены, он имеет право восстановить их.

Прежде всего, необходимо направить продавцу или исполнителю претензию. Этот документ составляется в произвольной письменной форме, используя обычную бумагу.

В тексте претензии следует указать:

  • сведения о продавце – название и адрес места нахождения;
  • данные о потребителе – фамилию, имя, отчество полностью и место жительства, контактный телефон;
  • наименование приобретенного товара или вид оказанной услуги;
  • информацию, которая была недостоверной, например, внесение ложных данных в договор при его заключении;
  • требования потребителя;
  • дату оформления претензии.

Составленное обращение должно быть подписано инициатором. Если это условие не будет выполнено, продавец имеет право не рассматривать претензию как анонимную.

Продавец обязан дать ответ на обращение потребителя. Если он этого не сделает, потребитель может обратиться в уполномоченные официальные инстанции, которые имеют компетенцию рассматривать заявления такого характера.

12. Подача жалоб.

Покупатель направляет составленное заявление адресату. Это является безусловной обязанностью самого потребителя. В действующем законодательстве предусмотрено несколько способов подачи жалоб.

Самым распространенным из них является личное обращение. В этом случае человек имеет возможность убедиться, что жалоба доставлена продавцу. В ходе личного посещения можно провести беседу и получить ответы на интересующие вопросы.

Почтовую пересылку используют в тех случаях, когда инициатор находится далеко от получателя. В такой ситуации письмо следует отправлять с уведомлением о доставке и специальной корреспонденцией.

Направить жалобу также можно в режиме
онлайн. Такой вариант предполагает наличие у инициатора доступа к интернет-ресурсам. Этот способ является одним из самых простых, так как позволяет передать обращение получателю практически мгновенно.

13. Что делать в случае игнора.

Не стоит считать негативный ответ игнорированием претензии.

Если продавец не отреагировал на претензию покупателя, то в зависимости от совершенного правонарушения, защита прав потребителя может перейти в юрисдикцию служб по защите прав потребителей или прокуратуры.

Если покупатель хочет восстановить свои права или вернуть деньги, ему лучше обратиться в службу по защите прав потребителей. Эти органы рассматривают дела быстрее и имеют реальные рычаги воздействия на продавцов.

Если же покупатель хочет наказать сторону, которая вводит потребителя в заблуждение, то при наличии оснований стоит сразу обратиться в прокуратуру. После прокурорского разбирательства этот продавец, вероятно, лишится права осуществлять торговлю (товаром или в принципе, в зависимости от обстоятельств).

14.Органы по рассмотрению жалоб.

Законом определены официальные бюджетные инстанции, куда потребитель может обратиться за защитой своих прав.

Прежде всего, рассматривать жалобы уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В рамках своей компетенции, Роспотребнадзор имеет право проводить разбирательства по любым вопросам, связанным с процессом потребления. Чаще всего люди обращаются именно в эту службу.

Можно также направить жалобу в местные органы власти. Они, аналогично Роспотребнадзору, могут провести разбирательство в рамках возникшего спора.

Прокуратура, как орган, осуществляющий общий надзор, также имеет полномочия рассматривать обращения потребителей. В этом случае будет проведена проверка всех фактов нарушений. Впоследствии прокурор может внести представление или направить предписание об устранении выявленных недостатков. Кроме того, надзорная инстанция может инициировать процедуру привлечения виновных к ответственности.

15. Право на судебную защиту.

Нередко бывает, что обращение в уполномоченные органы не приносит желаемого результата. В таких случаях каждый человек имеет право обратиться в суд. Это право определено статьей 17 Закона о защите прав потребителей.

В Верховном суде РФ было рассмотрено обращение одного из потребителей. Предметом иска было решение нижестоящей организации об оставлении без изменений решения Роспотребнадзора и отклонении жалобы заявителя.

В ходе разбирательства было установлено следующее: Управление Роспотребнадзора привлекло заявителя к административной ответственности за совершение нарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ. Ему был назначен денежный штраф. В связи с этим заявитель обратился в Управление Федеральной службы с жалобой, которая была отклонена. Поэтому заявитель направил исковое заявление в суд с просьбой об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу на основании малозначительности правонарушения.

Однако иск был отклонен. На основании изложенного заявитель просил отменить ранее вынесенные решения суда и Роспотребнадзора, так как его право на личное участие в процессе было нарушено.

В процессе изучения предоставленных документов было установлено, что заявитель являлся поставщиком коммунальных услуг. При расчете суммы оплаты он необоснованно включил в платеж дополнительные расходы, что послужило поводом для привлечения к административной ответственности. В ходе судебного заседания действия должностных лиц Роспотребнадзора были признаны законными.

Тем не менее, процедура рассмотрения была нарушена: на момент направления судебных повесток заявитель фактически отсутствовал по месту жительства, о чем он надлежащим образом проинформировал судебную инстанцию и просил перенести заседание на другую дату.

Поэтому было принято решение о возврате материалов в нижестоящую судебную инстанцию для проведения повторного разбирательства.

16. Порядок обращения в суд.

Чтобы инициировать судебное разбирательство в качестве потребителя, необходимо выполнить несколько обязательных шагов.

Прежде всего, следует составить исковое заявление. В тексте заявления необходимо указать всю необходимую информацию.
К ней относятся:

  • Полное наименование суда, куда направляется иск.
  • Сведения об инициаторе – его полные фамилия, имя и отчество, адрес проживания, контактный телефон и электронная почта, если она есть.
  • Данные об ответчике – его название и месторасположение.
  • Обстоятельства начала договорных отношений – дата и место заключения соглашения, его предмет, сроки и порядок выполнения обязательств, стоимость и способ взаиморасчета.
  • В чем выразилось нарушение прав. В данном случае это будет введение в заблуждение, то есть предоставление ложной информации.
  • Какие последствия это повлекло.
  • Требования истца.
  • Перечень прилагаемой документации.
  • Подпись инициатора.

В данном случае потребитель освобождается от уплаты госпошлины.

К исковому заявлению необходимо приложить имеющиеся документы, подтверждающие требования. Ими могут быть – договор купли-продажи или оказания услуг, кассовые чеки об оплате товара, накладные, акты выполненных работ, гарантийный талон, аудио- и видеозаписи. Можно представить оригиналы документов или их заверенные копии.

17. Введение суда в заблуждение.

Введение в заблуждение в судебном процессе может быть осуществлено путем предоставления неверных показаний или сведений со стороны истца, свидетеля, эксперта или переводчика.

В уголовном процессе подсудимый не может быть обвинен во введении суда в заблуждение, так как он имеет право не свидетельствовать против себя. Однако, другие участники уголовного процесса, которые дали заведомо ложные показания, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 307 УК РФ и приговорены к
лишению свободы на срок до 5 лет.

В гражданском процессе ответчик, который дал неверные показания, несет ответственность в соответствии со статьями 99, 151 и 1064 ГК РФ, в виде денежной компенсации, выплачиваемой в пользу пострадавшей стороны. Эти же статьи могут быть применены к правонарушителю, который являлся другой стороной процесса – истцом, свидетелем, экспертом или переводчиком. В таком случае компенсация также выплачивается в пользу пострадавшей стороны.

18. Последствия преступления.

Обман потребителей может привести к серьезным последствиям. В первую очередь, это экономический и моральный ущерб для потребителя. Когда человек покупает некачественный товар или становится жертвой обмана, он теряет свои деньги и испытывает негативные эмоции.

В некоторых случаях последствия могут быть еще более серьезными. Если продукт имеет истекший срок годности или содержит опасные канцерогены, это может привести к тяжелым заболеваниям у потребителя, которые потребуют значительных затрат или даже могут закончиться летальным исходом.

Чтобы предотвратить такие ситуации, законодательство предусматривает
уголовную ответственность за обманные действия в отношении потребителей. Кроме того, надзор за рынком осуществляет специальная инстанция – Роспотребнадзор. Ее задача – защищать потребителей от обмана со стороны продавцов товаров и услуг и обеспечивать нормальные условия взаимодействия на рынке.

19. Какая ответственность за введение в заблуждение потребителя.

Умышленное введение в заблуждение с целью получения выгоды от продажи товаров (работ, услуг) может привести к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств конкретного случая, его последствий и мер, которые примет потерпевшая сторона.

  • Гражданско-правовая ответственность.
  • Административная ответственность.
  • Уголовная ответственность.

20. Заключение.

В заключение, хотелось бы добавить следующее:

Введение в заблуждение покупателя в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП) РФ может быть квалифицировано как административное или даже уголовное преступление.

Если вы стали жертвой обмана, важно действовать быстро и в соответствии с законом. В качестве наказания за такое деяние может быть назначен штраф или даже заключение на продолжительный срок.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!