Дамы и господа, мы продолжаем нашу рубрику - "Посиделки на кухне", где мы предлагаем вашему вниманию диалог двух авторов нашего паблика, рассуждающих на тему музыки, рока, метала, прогрессива, жанровых тенденций и тому подобных интересных и интригующих тем. Диалог представлен в достаточно свободном ключе - можете относиться к рубрике, как к письменному подкасту.
Сегодня Антон Мордвинов и Николай Чувиков обсуждают последний альбом американской группы Metallica - "72 Seasons" и пытаются понять... как воспринимается альбом спустя год с его релиза? Изменилось ли их восприятие представленных на нём песен? Достоин ли этот лонгплей места в истории тяжёлой музыки? Или же ему место в отстойнике?
АНТОН: Здравствуй, Коля. Уже год, как вышел свежий, на данный момент, альбом Metallica - "72 Seasons". Пыл отрицания и туман эйфории прошли, пришло время трезво оценить сие творение.
НИКОЛАЙ: Ой. Сложно начать этот разговор. Я правда не хочу ругать Metallica, у меня ощущение, что я сам себя предаю, когда так делаю. Тем более, что я люблю почти все их альбомы (кроме "Lulu"), и даже "St. Anger" кажется мне офигенной и вполне необычной работой. Даже исходную рецензию я написал очень общо, намерено не вдаваясь в детали и сделав упор на ностальгию. Но да, согласен, пришло время выложить карты на стол.
АНТОН: Твои сомнения укрепились со временем или ты переосмыслил первые впечатления от альбома?
НИКОЛАЙ: Давай так. Я не считаю альбом провалом и даже не могу назвать его плохим. Он… средний. Очень средний. И я понял это с самого начала - мне понравились риффы, некоторые музыкальные решения, пара-тройка песен. Однако я подумал: может, я просто не в настроении; может пройдет время, и я пойму “72 Seasons”. Но время идёт, я недавно переслушал альбом, и всё то же… вполне приличная музыка, но настолько средняя, что не вызывает ровным счётом никаких эмоций. Так что я, скорее, сначала не поверил своим впечатлениям, а потом понял, что они правдивы.
АНТОН: Удивительно. У меня совсем иначе получилось: первое впечатление об альбоме было будто о поездке на мощном автомобиле по прямому автобану. Альбом при первом прослушивании казался ровным, без особых событий. Переслушиваю его сегодня и обнаруживаю множество увлекательных поворотов, которые проскочил год назад. Оказывается, альбом весьма насыщен зрелым и вполне цепляющим музыкальным материалом. Да, ни следа прога, но при этом композиции и аранжировки на голову выше, чем на "Re-Load", с которым его уместно сравнивать.
НИКОЛАЙ: Тут даже не спорю, на альбоме и правда много интересных музыкальных решений и отличных риффов. Мой вопрос к нему немного в другом - он почему-то не цепляет. То ли выразительных мелодий мало, то ли структура его монотонна, то ли атмосферы никакой… он мне кажется больше не альбомом, в сборником би-сайдов.
АНТОН: Цепляет-не цепляет - сугубо субъективный критерий. Меня цепляет, тебя - нет, тут и говорить не о чём. Насчёт атмосферы не соглашусь, она-таки есть, и выразительных мелодий полный альбом. Только композиции построены непривычным образом, нет обычных эволюций, всё происходит блочно и вокруг каждого блока мелодии накручиваются вариации. Отсюда и кажущаяся монотонность, когда мы просто ожидаем услышать линейное развитие мелодий и в упор не замечаем деталей.
НИКОЛАЙ: Не соглашусь насчёт субъективности. Есть такая вещь как хук - он может быть как гитарный, так и вокальный. Обычно, главный вокальный хук заключён в припеве, и он может быть как удачным, так и нет. Metallica - мастера хуков обоих типов. И если гитарные на "72 Seasons" водятся в обилии, то вокальных очень мало - мало запоминающихся припевов, мало хитов.
А вот вторая твоя мысль интересна. Может я ждал от Metallica чего-то в духе их позднего творчества и так не увидел того, что лежит на поверхности - неординарных для группы структур. Но опять же…
АНТОН: Полагаю, дело ещё в настроении, самочувствии и энергетическом уровне слушателя. Я при прослушивании "72 Seasons" пил крепкий кофе, собственноручно сваренный в медной турке, в предвкушении удовольствия от альбома. Соответственно, я был бодр, внимателен, энергичен и настроен положительно на восприятие музыки.
НИКОЛАЙ: Оооо, исходно я тоже был очень положительно настроен к альбомы. Слушай, Метла - это в принципе очень важная для меня группа. Это моё детство, моя нить Ариадны в тяжёлой музыке, моя ностальгия. Так что я просто физически не могу не радоваться их новой музыке. Так что первое просушивание тоже было светлым и радостным - даже при том, что я ничего не понял, и всё смешалось в кашу. Проблема моя возникла позднее, когда я осознал, что на альбоме есть песни, но нет хитов. А «хит» и Металлика - это чуть ли не синонимические понятия.
АНТОН: Ну а касательно альбома могу добавить, что слушать его было интересно ещё и потому, что он получился максимально откровенным. Metallica не пытались молодиться и заигрывать с прошлым, а выдали материал, который вместил багаж их жизненого опыта. Взрослая музыка от взрослых дядь для взрослых дядь. Они и повзрослели вовремя и закономерно ("Black Album", потом "Load"), испытали кризис среднего возраста ("St. Anger"), пожаловались на глухоту ("Death Magnetic"), тряхнули стариной ("Hardwired to self-destruct") и наконец выговорились на этом альбоме, поделились опытом с такими же, как они, стариками.
НИКОЛАЙ: Николай: Вот. Откровенность. Мне как раз показалось наоборот - ощущение такое, что это Metallica от нейросети. Вроде все компоненты на месте, а вот огня, живости, нутра нет. Опять же: может я плохо расслушал, может поддался на общий истеричный вой (надоели, кстати, Метлу бесконечно засирать, пора уже взяться за кого ещё), но вот не вижу здесь того, что привык ждать от Metallica, вне зависимости от жанра, за который они берутся - ХИТОВ!
АНТОН: Ну, и много хитов ты можешь назвать с двух предыдущих альбомов?
НИКОЛАЙ: С "Hardwired" - "Atlus Rise", "Moth To The Flame", закрывашка (забыл название). С "Magnetic" - "That Was Just Your Life", "Broken, Beat & Scarred", "Cyanide".
АНТОН: Ну хоть не выжатый из потной майки "The Unforgiven 3". Как по мне, хитовость закончилась после "Re-Load". Дальше были куски риффов, кое-как склеенные в единую композицию. Такой подход на прежних альбомах казался ещё сырым, а на "72 Seasons" они наконец достигли в этом мастерства.
НИКОЛАЙ: Вот это интересно, я часто слышу мнение про склеенные риффы и, скажу честно, у меня никогда такого впечатления не возникало. Например, упомянутые мною песни как раз всегда казались мне очень органично сконструированными, слушающимися на одном дыхании. Эта проблема несомненно присутствует, но не на всех песнях - больше всего она заметна на "All Nightmare Long" например. Немного на "Unforgiven III" - но я всё равно эту песню люблю.
АНТОН: Что-то Хэтфилд с Ульрихом утратили с годами, что раньше давало им возможность писать цельные композиции. Полагаю, способность запоминать и планировать. Не исключаю, что длительное пристрастие к кокаину их подвело.
И они со временем приспособились к короткой памяти и смогли с этим работать лучше.
НИКОЛАЙ: Может мои глаза затмевает ностальгия, но правда, я всегда считал эту проблему надуманной. Однако готов согласиться, что "72 Seasons" - более плотный альбом. Там в другом фишка… ладно, я слукавил. Есть там один хит: "Lux Aeterna". Но опять же… один
АНТОН: Только потому, что ты его запомнил. Много хитов ты бы назвал у Weather Report или Mahavishnu Orchestra, у Заппы?
НИКОЛАЙ: Запомнил - это важно. Приведенные тобой коллективы немного другую музыку играют, но даже у Yes, Genesis, King Crimson были хуковые песни - крючки, за которые цепляется ухо слушателя и посредством которых он знакомиться с более сложными песнями альбома.
АНТОН: Я намеренно не привёл в пример Yes и King Crimson именно потому, что у них чёткие и явные структуры. А у перечисленных команд композиции скорее текстурные, чем конструктивные. Полагаю, Metallica смогли в достаточной мере усложнить свои новые композиции, чтоб они не казались просто свалкой риффов, при этом пожертвовав запоминаемостью.
НИКОЛАЙ: Ну, песни Weather Report и Mahavishnu Orchestra больше на импровизации построены. Это как требовать хуков от Оскара Питерсона... А вот Метлу, видимо, надо переслушивать. Не поверишь, меня мучает совесть, что я критикую Метлу. Мне это прямо неестественным чем-то кажется. Сразу возникают мысли: «Я неправ!»
АНТОН: Ну и последний аргумент: я долгое время не понимал Dire Straits, их музыка казалась мне скучной и примитивной, пока не послушал внимательно. И тогда прозрел и понял, что у них суть в деталях, в множествах мелких нюансов, касаний струн, намёков, тембров, оттенков. В этом их кайф.
Да, ты несомненно прав, альбом явно следует внимательно переслушать и уловить детали.
НИКОЛАЙ: Насчёт Dire Straits согласен, они не так просты, как может показаться на первый взгляд. Но опять же… на «72 Seasons» нет таких деталей и нюансов или же я просто их не услышал. Плюс на удивление ровная подача - будто каждую песню ждёшь некоего апофеоза, а его всё нет и нет. Но да, буду переслушивать, попробую понять происходящее. Если, конечно, есть, что понимать…
АНТОН: Я считаю, что есть. На каждой композиции есть за что зацепиться. Не знаю, что ещё добавить…
НИКОЛАЙ: На том и порешим! Через полгодика можно вернуться к диалогу и оставить по комментарию - изменились ли мнения…
Прошлые публикации про METALLICA:
- Рецензия: METALLICA - S&M2 (2020)
- ПЯТНИЧНЫЙ ДИСКУС НА КУХНЕ: Metallica - Load (1996) WTF?!
- ПЯТНИЧНЫЙ ДИСКУС НА КУХНЕ: Metallica - St. Anger (2003) WTFF?!
- Рецензия: METALLICA - 72 Seasons (2023)
- АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ: Рецензия: Metallica - 72 Seasons (2023)
Прошлые "Посиделки на кухне":
- Об альбоме "The Pros And Cons Of Hitch Hiking" Роджера Уотерса