Найти тему
Moscow Meltdown

ПЯТНИЧНЫЙ ДИСКУС НА КУХНЕ: Metallica - Load (1996) WTF?!

Автор: Николай Чувиков

Дамы и господа, мы продолжаем нашу новую рубрику - "Пятничный дискус на кухне", где мы предлагаем вашему вниманию диалог двух авторов нашего паблика, рассуждающих на тему музыки, рока, метала, прогрессива, жанровых тенденций и тому подобных интересных и интригующих тем. Диалог представлен в достаточно свободном ключе - можете относиться к рубрике, как к письменному подкасту.
Сегодня Антон Мордвинов и Николай Чувиков будут рассуждать на тему одного из самых противоречивых альбомов Metallica - "Load". Почему его так не любят? Есть ли в альбоме что хорошее? Почему Метла вообще на него решилась? Давайте обсуждать!

НИКОЛАЙ: В плане Metallica мне сложно быть объективным, ибо именно с этой группы у меня началась вся любовь к рок-музыке. Если до 1998 года я слушал исключительно русскую попсу (Газманов, Киркоров, Насыров, сборники Европа Плюс), то потом в мою жизнь почти одновременно вторглись альбомы “Reload” и “Master Of Puppets”, и вся жизнь переменилась. Первый диск мне дал послушать мой друг Николай Макаров, а второй мне подогнал первый муж моей сестры - Денис Быков (он же потом подкинул мне "The Wall" и показал концертник "Pulse"). Так что на протяжении очень долгого времени я считал Metallica своей любимой группой и не воспринимал никакой критики в их адрес. Я до сих пор люблю почти всю их дискографию вне зависимости от жанра, а в последнее время пришёл к выводу, что лучшими альбомами группы являются “Master Of Puppets” (предсказуемо) и “Load”. И именно в связи с этим моим мировоззрением я и решил инициировать это обсуждение. А у тебя какая история с Метлой?

АНТОН: Моё знакомство с Метелицей началось, пожалуй, в 1997 году, когда увидел по ТВ клип "The Unforgiven II". Песня и видеоряд поразили образностью, чувственностью и нежной грубостью. С тех пор при упоминании Metallica в первую очередь возникает образ опалённых солнцем стен. К тому времени я уже был воспитан на кассетах и пластинках из коллекции родителей, причём другой музыки извне достать было трудно, возникло вынужденное музыкальное затворничество. Моими любимцами тогда были и остаются по сей день The Beatles, Queen, Pink Floyd, Deep Purple, Alan Parsons Project, Manfred Mann's Earth Band. И ничего тяжелее альбома "House of Blue Light" я тогда не знал. И вот - Metallica. Я тогда стал спрашивать нечто подобное, и отец принёс с работы сборники баллад Scorpions и Guns N' Roses. От этого у меня сложилось впечатление о том, что эти команды в основном балладные, и Metallica дополняли троицу. Однажды, у кого-то взял послушать переписанную кассету с Metallica. На кассете оказался "Load". Альбом сразу же очаровал своей атмосферой, густой, насыщенной музыкой с тягучим звуком, гитары звучали будто буры в шахтах, было ощущение шершавого камня. Обрадованный открытием, я поехал в столицу и купил кассету с "ReLoad". В точности то же самое, что "Load", но совершенно другое, более быстрое, прямолинейное, менее атмосферное звучание. Потом у соседа добыл кассеты с "Master of Puppets" и сборником Sepultura. Мой слух оказался к такому звуку не готов, музыка упорно пряталась за какофонией шума. Но любопытство таки победило и я стал слушать эти кассеты в ускоренном режиме, для чего в соседней деке зажимал rec. Со временем восприятие адаптировалось и я смог слушать эти записи на нормальной скорости.

НИКОЛАЙ: Точно, вспомнил, меня тоже удивила разница звучаний. Только я из этого сделал совсем другой вывод - я решил, что Metallica - это не группа, а жанр. А все эти песни играют разные группы - да, я был странный в этом плане. Лишь когда отец купил мне сборник баллад и “Heavy Best”, я осознал, что Metallica - это именно группа. А дальше начал знакомится с дискографией. "Master Of Puppets" - мой первый личный фирменный альбом, отец привёз из Чикаго, когда он в США в командировку летал. До сих пор считаю альбом идеальным образчиком Трэша в его совершенном виде. Скоростной, изобретательный, никакой тяжести ради тяжести. Потом был "Ride The Lightning", который почти так же хорош, но не совсем - знаю, что говорю ересь, но до сих пор "Fade To Black" не люблю. Потом в коллекцию попал "Reload", который на момент 1998-1999 годов казался мне самой современной и крутой музыкой из всех возможных. Со временем альбом поднадоел, но до сих пор считаю его очень сильной и разноплановый работой, в которой, в зависимости от настроения, нравятся абсолютно разные песни. Потом мне подарили "Kill ‘em All" и сначала я даже не знал, что и думать - альбом показался слишком примитивным и панковским. Но со временем я его полюбил, и даже если я его до сих пор не ставлю высоко в своём рейтинге альбомов Метлы, я прекрасно осознаю всю его важность для метала. Я помню, читал в книге "Всадники Апокалипсиса" историю о том, как Metallica были на разогреве у какой-то группы (то ли Overkill, то ли Saxon), и они настолько впечатлили публику, что та освистала хэдлайнеров. И я могу их понять: в начале 80хх Metallica, наверное, казались одной из самых тяжелых и энергичных групп в мире.

АНТОН: Вряд-ли Metallica могли разогревать Overkill. Точно были Saxon, возможно Mercyful Fate или Motorhead.

НИКОЛАЙ: Или может Exciter? Вообще не помню, надо будет книгу найти. В любом случае…
Одноимённый альбом (чёрный) я купил себе, когда родители отправили меня на две недели в Англию - учиться. Эффект был сногсшибательным: я слушал альбом без остановки. Опять же - со временем альбом искренне надоел, но я часто к нему возвращаюсь и вспоминаю, как же он хорош.
"Garage Inc" мне подарили как раз в 1999 году, помню, что подделку из магазина «Дагиш». Опять же, в свои 12 лет я даже примерно не подозревал, что это альбом каверов, а не оригинальный материал. Причём жанровые скачки меня вообще не смущали - я вообще считаю, что именно Metallica приучили меня к мультижанровости.
А вообще Гараж хорош - удивительно, как много на нем песен, которые превосходят оригинал.
"Death Magnetic" - с каждым годом всё больше нравится альбом. От него за километр разит искусственностью, но металликовский шарм никуда не делся. Люблю эту запись.
"Hardwired" же только выиграл бы от сокращения раза в два - хороший альбом, местами фантастический, но много порожняка. Одного диска хватило бы с лихвой.
Остались "Load" и "St.Anger", но о них отдельно…

АНТОН: Дебютный "Kill 'em all" до сих пор считаю одним из идеальных металлических дебютов. Он, во-первых, уникален, при этом следует принципу преемственности, по-сути, являясь образцом эволюции Heavy Metal. Он полон молодой бурлящей энергии, новаторства и изобретательности. "Ride The Lightning" долгое время считал самым сочным, за счёт искристого тембра гитар и ещё довольно высокого голоса Хэтфилда. Самым трудным для восприятия при первом знакомстве оказался "...and Justice for All". Он казался очень сухим, скупым на выразительные средства. Тогда ещё не осознавал, но явно чувствовал, что чего-то сильно ему не хватает. Оказалось, не хватает баса. В последствии "...and Justice" стал для меня одним из любимых альбомов, когда расслушал его техничность, даже прогрессивность. Вообще, его можно считать одним из первых альбомов прогрессивного трэша. Чёрный долгое время казался монотонным, с многократно повторяющимися жужжащими риффами. Потом, конечно же, и его распробовал. "Load" до сих пор считаю веховым альбомом, очень зрелым, от помудревших творцов для серьёзных слушателей. Совершенно уникальный сплав хэви, гранжа, блюза и тяжёлого рока звучит до сих пор очень вкусно, погружающе. "ReLoad" в своё время слишком сильно заслушал и уже не могу о нём адекватно судить, но после "Load" мне он казался шагом назад, будто найдя ранее идеальную формулу, они убрали из неё ключевой элемент. Дед Магнитик меня доводил до головной боли своим низведённым в кирпич динамическим диапазоном. Как только рвздобыл рип из Guitar Hero, слушаю только его. "Hardwired" оказался настолько долгожданным, что сразу же обломал завышенные ожидания. Как и на Деде Магнитике будто набросали в кучу риффов, кое-как их составили в последовательности без какой либо композиции вообще.

НИКОЛАЙ: Точно! "And Justice For All"!!! Забыл про него!! Хм, мне всегда казалось, что на современных альбомах Метла как раз-таки пытается имитировать стилистический подход "And Justice For All". А сам альбом… хм. Мне он нравится, но меня всегда смущала излишне тёмная атмосфера. Ощущение безысходности вводит чуть ли не в депрессию. Плюс не особо люблю занудный инструментал "To Live Is To Die". Но альбом чрезвычайно сильный - ему бы ещё хорошее сведение и бас, так была бы вообще бомба.
Ок, прошлись по дискографии, а теперь настало время взяться за основную тему нашего разговора: альбом “Load”. Честно скажу, я не помню, когда впервые услышал этот альбом, но зато я помню, что исходно он показался мне скучнее чем “Reload”. Более того, ещё до появления у меня альбома, я прочитал книгу «Metallica: Всадники Апокалипсиса», где автор достаточно нелестно отзывался об этой записи. А так как я был маленьким дебилом, то я принимал слова всяких писак на веру. Так что исходно я отнёсся к “Load” очень предосудительно. Мне понравилось лишь несколько песен и всё. Однако важно при этом помнить, что мозг ребёнка не так сильно цепляется за жанры и рамки - у меня не было никакого диссонанса в голове от разности альбомов Metallica - я воспринимал это как должное. Так что рано или поздно я начал проявлять всё больше интереса к “Load”. Мне нравилось всё больше и больше песен, и в итоге я гонял альбом днями и ночами.

АНТОН: С "Load" у меня, пожалуй, сработал синдром утёнка, поэтому альбом кажется очень уютным, тёплым. Особенно нравятся чуть-ли не думовые мотивы в "Until it sleeps", "King Nothing", "Bleeding Me", элементы кантри и вестерна в "Cure" и "Ronnie", общая приблюзованность, и даже пригранжованность. Большая длительность альбома вовсе не утомляет, композиции не кажутся затянутыми, наоборот, они будто увлекательные беседы в уютной комнате, обшитой состаренным деревом под бутылку доброго бурбона.
"Load" - взрослый, зрелый альбом. Перед его записью вся команда, вслед за Джейсоном, остригла патлы, от чего испытала сильнейший кайф и облегчение. От того и альбом получился таким кайфовым и более лёгким. Отчасти, музыкальный курс, взятый на Чёрном альбоме, продолжен, особенно это заметно в композициях "Ain't my bitch", "2x4", "Wasting my hate", но риффинг уже гораздо более разнообразен.

НИКОЛАЙ: Вот насчёт остриженных волос у меня прямо есть предположение, что многие фанаты «тру-метала» стриггерили именно из-за этого. Мол, как это?! - металлюги, да с короткими волосами? Некошерно!!
Да и насчёт разнообразия: мне очень удивительно, когда критики альбома говорят о том, что на “Load” Metallica опопсела. Причём часто кивают в сторону таких жанров как альтернатива и гранж. Хотя, парадокс-парадокс, таковых там как раз и нет. Я бы сказал, что это очень стоунеровый и блюзовый альбом. Есть и кантри, и соул, и классический хэви, и даже немного прогрессива. Одно можно сказать точно: эта музыка была ни на что не похожа.

АНТОН: "Load" стал закономерным продолжением Чёрного альбома, когда Metallica уже отошла от Thrash Metal 90-х, вдохновлённого британским хэви, открыли для себя новые интересные жанры. Чёрный был очень коммерчески успешным за счёт заметного облегчения звука и сильного упрощения композий. На "Load" вопрос тяжести не стоял вообще, зато пришли разнообразие и снижение темпа.

НИКОЛАЙ: Да, но почему фанаты чёрный альбом приняли, а "Load" до сих пор многие называют худшим альбомом группы?

АНТОН: Чёрный ещё металлический, а "Load" уже совсем другой. Худшим "Load" считают люди с крайне ограниченным кругозором. Для них если не дж-дж-дж, тататата - уже не труъ

НИКОЛАЙ: Ну, я бы конечно не стал про ограниченный кругозор говорить сразу. Мне кажется тут дело в том, что многие слушатели Метлы начали фанатеть по ней ещё в подростковые годы, когда любая музыка кажется верхом свершений. Так что когда они вырастают, и их же любимая группа выпускает что-то совсем иное, то тебя заведомо будет крыть. Особенно в том случае, если именно на подростковые годы пришлись твои лучшие годы, а тут - работа, быт, рутина, ещё и Metallica нечто непривычное и непонятное записывает.
Хорошим сравнением могут послужить Звездные войны. Я помню, какое количество говна развели фанаты киновселенной, когда Лукас выпустил свои приквелы. «Призрачную угрозу» так вообще называли грехом против всего человечества - почище холокоста. Это потому что их смотрела та прослойка, что привыкла к оригинальной трилогии фильмов и не готова была к новой интерпретации вселенной. Однако одновременно с ними приквелы смотрели дети - новое поколение, новые зрители. И что мы видим? Дисней выпускает трилогию сиквелов, которая берёт очень много от оригинальной трилогии, но теперь критике подвергаются именно новые фильмы - а приквелы уже оказываются шедеврами. Потому что выросло уже новое поколение, которое привыкло к стилистике приквелов.
Так же и с Метлой. Они играли Трэш, потом перешли в эксперименты, схлопотали тонну критики, потом снова ушли в трэш и снова схлопотали тонну критики.

АНТОН: Когда люди вырастают, их кругозор должен соответственно расширяться и слушать трэш, хэви и хард-рок уже должно быть скучно.
Я понимаю, когда продолжают интересоваться этими жанрами чисто из ностальгии или в археологических целых, но уже давно хочется иного, и когда любимая команда записывает предсказуемый альбом, это разочаровывает. Когда же экспериментируют - другое дело, интересно.
С другой же стороны, "St. Anger" был для меня таким же недоразумением, как "Load" для большинства металлистов.

НИКОЛАЙ: Вот о нем мы и поговорим в следующий раз!
Ибо, на самом деле, там мы даже поспорить сможем…

#metallica #load #heavy metal #thrash metal #stoner #blues #grunge #alternative #США