Центр визуальной культуры Béton открыл выставку «Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов», где собрал под одной крышей работы главных фотографов советского авангарда.
Главный тренд того времени — отход от художественных принципов пикториализма, в котором весь упор шёл на подчеркивание красоты объекта и его композиции. Творцы 1920–1930-х годов ставили перед собой цель не только восхищаться природой, но и документировать реальность, вводя формат фоторепортажа и фотомонтажа, передавая дух времени и фиксируя главные технические, политические и спортивные достижения страны.
50 разных судеб и взглядов на жизнь. Увидеть аутентичные авторские кадры можно в Москве до 26 мая 2024 года.
Что можно увидеть на выставке?
В зале представили аутентичные авторские отпечатки первых десятилетий XX века. Это не тиражная печать, а оригинальные кадры, созданные советскими фотографами-авангардистами в том размере и цвете, в котором они задумывались. Всех мастеров расположили в алфавитном порядке — так же, как было сделано на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства в 1937 году в Пушкинском музее.
Классика и эксперименты
Когда мы говорим о советской фотографии XX века, то на ум сразу приходит имя Александра Родченко. Он не был фотографом-пейзажистом, но, несмотря на это, смог создать работу «Карелия. Пейзаж» (1933) в стиле конструктивизма, уловив не просто состояние природы, а графичность тени от дерева. Помимо этой работы можно увидеть и другие знаменитые кадры: «Лестница» (1924) и «Бегуны» (1930-е).
Фотоколлаж
Отличительной чертой творчества Эль Лисицкого был фотомонтаж, одной из таких работ является «Рабочий и крестьянин» (1932). На ней Лисицкий представил главных героев времени — рабочего и колхозника, — используя фотографии своего коллеги по цеху Макса Альперта. В композиции можно увидеть идущую вниз лошадь и тянущиеся вверх краны — олицетворение роста индустриализации и развития заводов в противовес сельскохозяйственному труду.
Смена ракурса
Фотографы в своих работах занимались поиском абстрактных форм, экспериментировали с композицией кадра, ракурсами и активным передним планом. Это было сочетание искусства и рассказа о событии — фоторепортаж, который обрёл художественный облик. Военный парад, спортивные соревнования или народные праздники благодаря новым авторским приёмам превращались из привычных сюжетов в визуально интересные истории.
Фиксация движений
Советский режиссёр документального кино и по совместительству фотограф Владислав Микоша постоянно искал решения для реалистичной передачи движения: ловил тени и специально «смазывал» изображение. А Борис Смирнов использовал технику «мультиэкспозиция» — на длинной выдержке накладывал друг на друга несколько кадров, в результате чего получался эффект движения.
Начало тиражной печати
На выставке можно встретить работу Николая Петрова «Иосиф Сталин» (1937) — это официальный портрет вождя, висевший во всех административных зданиях. На фотографии присутствует печать — цензурное разрешение Главного управления по делам литературы и издательств, подтверждающее, что с этого кадра можно делать печатные формы для дальнейшего распространения.
Периодические издания
Исторические журналы с фотографиями представлены на выставке в двух форматах: оригиналы за стеклянными стендами и цифровые копии на большом дисплее. Например, «СССР на стройке» издавали на пяти языках, а коллекционеры чаще всего охотились за журналами, которые выпускали под редакцией Эль Лисицкого. Издания идеализировали картину жизни в Советском Союзе и были частью визуальной пропаганды нового строя.
Культурный дух времени
Вместе с индустриализацией и стройкой культурная жизнь страны развивалась так же молниеносно. Фотографы Алексей Темерин и Виктор Руйкович оставили раритетные кадры из жизни литературных и театральных деятелей 1930-х годов, на которых легко можно распознать режиссёра Всеволода Мейерхольда, поэта Владимира Маяковского и писателя Бориса Пастернака.