Найти тему
Navygaming Channel

Командир "Виксбурга" - мониторинг по -американски / Часть 6. "Раз транспорт, два транспорт...."

Продолжаем знакомиться с дневником командира американской канонерской лодки "Виксбург", корабля-стационера в порту Чемульпо, как раз накануне начала русско-японской войны (начало можно прочитать ЗДЕСЬ , а продолжение ТУТ и ВОТ ТУТ). Возможно кому-то покажется, что это скучно и не нужно, кому сейчас интересен этот дневник американского командира корабля? Но мне интересно понять, что же двигало этим человеком: верность "букве закона", личная нерешительность, страхи за свою карьеру, или предвзятость позиции в той ситуации. Ожидаемо не все читатели канала разделяют мою позицию, и это нормально, так как здесь больше конечно эмоций. Но читаем....

Итак, после известного боя прошла неделя, русские экипажи частично были вывезены из Чемульпо на "Паскале", но судя по реакции командира "Виксбурга" ситуация оставалась напряженная: тут и японцы войска продолжают подвозить, и главное - русские экипажи так и не покинули в полном составе рейд Чемульпо! Вообщем, страшно.

17 февраля - он отмечает активность японцев, которые "опасаясь прозевать русские торпедные корабли, не стали расставлять свои дежурные миноносцы по фарватеру, а оставили их до утра у транспортов". Конечно, странное решение, если японцы на это пошли, как говорит Маршалл, из-за опасения русских атак. Можно вспомнить, что удаленность Чемульпо от Порт-Артура - 365 миль, так что русские "соколы" с дальность плавания в 1200 миль (на 16 узлах) возможно могли бы дойти и вернуться - правда на этот переход экономным ходом потребовалось бы почти сутки только в одну сторону, и даже полным ходом - длительность была велика. К тому же японский флот к 17 февраля уже вряд ли остался бы в стороне от такой операции. Но Маршалл наблюдал и делал свои выводы. Вероятно причиной был просто сильный снег, японцы решили не рисковать своими кораблями.

"Виксбург" на Филиппинах, 1901 год
"Виксбург" на Филиппинах, 1901 год

18 февраля - Маршалл наблюдает за обстановкой и фиксирует прибытие еще четырех японских транспортов под эскортом двух миноносцев и двух истребителей. В этот день он, наконец-то получил телеграмму от командующего флота адмирала Эванса, который одобрил его действия, что он отказался на предложения американского посла взять на борт русских. Вот и приплыли!

Думаю Маршалл был доволен - его похвалили за принятое решение. Здесь же он взял пеленги на места затопления и гибели русских кораблей: "Варяга", "Корейца", "Сунгари". Не могу сказать зачем - пусть будет для важности отчета. Или чтобы помочь японцам найти эти места? Ну точно эти данные ни для русских, ни для себя.

19 февраля - Командир "Виксбурга" фиксирует прибытие новых японских подкреплений, численность которых он уже оценивает в 10000 человек (оригинал рапорта от 19 февраля 1904 года - ниже). В его отчете может представлять интерес каким образом японцы перевозят войска на берег:

"Десантирование осуществляется с помощью больших грузовых сампанов, которые буксируются группами по 3-8 единиц, в зависимости от мощности буксира. Обычно первое из прибывающих судов несет на палубе четверку паровых катеров, они затем используются для буксировки совместно с портовыми средствами..." . Что тут сказать - все продумали.
-2

Интересно, что Маршалл на этот раз отмечает, что в порту находится только канонерская лодка "Осима", и "значительное число" миноносцев и истребителей. Причем на этот раз - торпедные корабли занимают позиции в двух милях от транспортов, при этом имеется и сторожевая линия кораблей "у острова Уоррен".

В тот же день Маршалл получил приятные вести и от американского посла Аллена, который отметил также старается понять правильно ли они поступили. В частности он поинтересовался у японского посла Хаяси не предлагали ли он услуги госпиталя французскому командиру на следующий день после боя. На что японский посланник ответил, что подобное имело место 12-13 февраля, или раньше, но это делал кто-то другой. Более того попытки выяснить что-то у британского посла оказались безуспешными - британец отказался обсуждать что бы то ни было, что касалось бы обстановке на "Тэлботе", в том числе и судьбу русских. Хотя американцы от этих переговоров узнали, что за русским скоро должен прийти британский крейсер "Амфитрит", чтобы доставить русских на Цейлон или в Индию (а что не сразу в Антарктиду?). Но главным подарком для Маршала стали слова Аллена:

"... я взял на себя смелость дополнить адресованную в Государственный департамент телеграмму словами о том, как мудро вы избежали возможных трудностей. Кстати, м-р Джордан обмолвился, что в трудностях, в с которыми столкнулся "Тэлбот, вашей вины нет".

Так что отказ от принятия русских экипажей и раненых - это "избежал трудностей", но видимо американцы чувствовали неловкость, что подумают о них британцы - и тут вроде все хорошо, "вины нет", что "Тэлбот" принял в перегруз столько русских моряков.

Британский бронепалубный крейсер "Амфитрит" (1918 год)
Британский бронепалубный крейсер "Амфитрит" (1918 год)

В завершении в тот же день пришел крейсер "Амфитрит" (тип "Диадем"), который начал перевозить с "Тэлбота" русских моряков, а также прибили семь японских транспортов, два спасательных парохода с баржами для работ на "Варяге".

20 февраля - еще один неспокойный день для американца,)). Британский крейсер покинул Чемульпо с русскими моряками, и американский "Зефиро" также ушел в Кавите. Не исключено, что решение по "Зефиро" было принято после того, как еще 18 февраля Маршалл сообщил Эвансу в Манилу, что американский посланник хочет задействовать "Зефиро" для вывоза американских граждан (женщин и детей) из двух н.п. на побережье Кореи. Обратите внимание - реакция командующего Азиатским флотом была практически мгновенной, )) 18 февраля ему сказали что пароход может задействован в гуманитарной миссии, а 19 его уже вызвали в Кавите. По русских экипажам они неделю не принимали решение, пока проблема сама не "ликвидировалась".

Любопытно, что Маршалл настолько был "близок" с японцами, что его знакомый - командир канонерской лодки "Осима" прислал ему как список японских кораблей, с которыми сражался "Варяг", так и список русских кораблей, поврежденных японцами в Порт-Артуре. Ну как ту не умилиться!

Кстати, в документах Маршалла можно найти и зарисовки с повреждениями "Варяга" - видимо тоже был любопытный, изучал. Но для его должности и задач - обычное дело.

Схема повреждений крейсера Варяг" из рапорта У.А.Маршалла командующему Азиатским флотом США.
Схема повреждений крейсера Варяг" из рапорта У.А.Маршалла командующему Азиатским флотом США.

21 февраля - В Чемульпо снова прибыл немецкий крейсер "Тетис" и четыре новых японских транспорта. Однако Маршалла, вероятно, встревожило то, что адмирал Эванс попросил повторить сообщение от 8 февраля, это там где обсуждалось мнение посла по "Зефиро"?

22 февраля - наконец то "Зефиро" ушел в Кавите. Интересно, что Маршалл предполагал, что транспорт пойдет за новым контингентом морской пехоты, а его просто забрали для нужд адмирала. В принципе, ничего важного. Однако если американцы планировали на "Зефиро" доставлять пехотинцев в Чемульпо из Кавите (путь не близкий) - значит на этом транспорте могли размещаться пассажиры - это я про тех 15-20 русских раненных, для которых сочли что этот пароход не пригоден.

Японская канонерская лодка "Осима" в Чемульпо на фоне взорванного "Корейца"
Японская канонерская лодка "Осима" в Чемульпо на фоне взорванного "Корейца"

Забавно, что теперь американский командир интересуется куда повезут русских моряков итальянцы на своем крейсере - с этим вопросом он обращается к послу. Странное любопытство! Какое дело американскому командиру корабля куда везут интернированных матросов на другом иностранном корабле. Если конечно эта информация не является "платой" за ту информацию, которую Маршалл получает от японцев. В принципе, какая разница чем торговать.

23 февраля - любопытное продолжение истории с итальянцами. К выяснению этих вопросов подключился американский посол, который напрямую обратился к итальянскому посланнику, который ответил что ждет ответа из Рима о судьбе русских моряков (это было еще 21 февраля). Забавно, что 23 февраля американец снова озадачил тем же вопросом итальянского посланника, на что тот проинформировал, что: "...Эльбу" заменят в Чемульпо, и она отправится с русскими Гонконг, где будет ожидать дальнейших распоряжений: доставить их в Италию либо передать на другое судно".

Скоро эти данные подтвердились - в Чемульпо пришел итальянский крейсер "Пьемонт" и еще шесть новых японских транспортов!

Итальянский бронепалубный крейсер "Пьемонт"
Итальянский бронепалубный крейсер "Пьемонт"

Можно предположить, что данная информация о намерениях итальянцев сразу стала достоянием японцев. Откуда такое предположение? Так в тот же вечер, по записям самого Маршалла его "японский друг" с канонерки "Осима" - командир Хиросэ рассказал американцу про успех японских истребителей 14 февраля у порт-Артура, когда по его словам были торпедированы несколько русских кораблей. Думается обмен информации был взаимным и полезным для обоих сторон.

Казалось бы на этом можно заканчивать - русские почти покинули Чемульпо, американский командир уже успокоился, и был рад, что его не привлекли к каким то действиям. Но оказалось, что его ждало несколько сюрпризов....

Но мы скоро продолжим, и оценим силу средств массовой информации

Продолжение следует.

P.S. Приношу извинения за предвзятость.