226 подписчиков

Реестр перевозчиков. Лицензирование автомобильных грузоперевозок России

123 прочитали

Вопрос регулирования и контроля автомобильных российских грузоперевозок остро стоит уже не первое десятилетие с того самого момента, как было отменено лицензирование данной сферы. Тогда это воспринималось как либерализация экономики, но, как показала реальная жизнь, отрасль перевозок грузов автомобильным транспортом была попросту брошена на произвол судьбы.

Рынок оказался предоставлен сам себе и таких условиях начал жить своей собственной жизнью. Благоприятная экономическая конъюнктура позволяла крупному капиталу зарабатывать проще и быстрее, нежели на грузоперевозках - очень суетного, низкомаржинального, рискованного и трудоёмкого ремесла. Барьеров для входа на рынок грузоперевозок практически не было, если не считать имущественного ценза, который, в условиях растущей экономики нивелировалась доступными кредитами. Рынок заполнился частниками, со своими представлениями о ведении и бизнеса, и грузоперевозок. Регулироваться всё это дело стало в большей мере некими обычаями делового оборота и понятиями участников рынка грузоперевозок, нежели законодательством. Реальные принципы и правила осуществления грузоперевозок отличались от нормативно-правового регулирования.

Свою роль сыграла и разница в налогообложении: грузовладельцы, как правило, являются плательщиками НДС; перевозчики же в массе своей на упрощёнке. Отрасль не то что ушла в тень, она погрузилась во тьму обнала и так называемой "оптимизации налогообложения" с "потерей" НДС.

56,2% грузовых ТС зарегистрированы на физических лиц.
60% перевозок осуществляется по серым схемам

Забавно совпадают цифры.

Только 20% грузоперевозчиков уведомили органы Ространснадзора о начале деятельности по перевозкам грузов

И это при том, что:

6,79 млн. грузовиков зарегистрировано в ГИБДД
250-300 тысяч собственников у них

Получается в среднем у одного собственника 30 машин; пугаться не стоит, такая статистика скорее всего из-за лизинговых компаний

450 млрд. руб. могут составить дополнительные поступления в бюджет в виде налогов, если легализовать те 80% перевозчиков, которые не заявились в Ространснадзор.

Такие цифры на дороге не валяются, такие цифры берутся с потолка приводит субъект законодательной инициативы депутат Е.С.Москвичев в пояснительной записке к новому законопроекту о реестрах перевозчиков.

Пояснительная записка к законопроекту о реестрах перевозчиков
Пояснительная записка к законопроекту о реестрах перевозчиков

В общем, такая вакханалия с анархией в достаточно значимом сегменте экономики длиться долго не могла, и 10 лет назад появилась законодательная инициатива по завуалированному лицензированию автомобильных грузоперевозок, на которую я делал обзор. Помимо этого обзора у меня есть ещё ролики на ютубе про этот законопроект о реестрах перевозчиков.

Коротко: в нем предусматривалось создание 2 реестров: перевозчиков за плату и перевозчиков для собственных нужд. А также целый ряд условий включения в эти реестры, типа финансовой состоятельности и тому подобное. Затраты на перевозку предполагалось принимать только в случае осуществления перевозок перевозчиком из одного из реестров.

Проект так и не приняли и даже предали забвению в архивах Госдумы. Но вместо него возник новый Законопроект № 595821-8 "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Новый текст по сравнению с прежним кажется сильно выхолощенным. Из проекта исчез полностью реестр перевозчиков для собственных нужд. И если раньше мне такой реестр в плане регулирования перевозок казался избыточным, то теперь его отсутствие может обернуться ростом притворных сделок поставки и фактического осуществления перевозок без включения в реестр перевозчиков за плату.

Безусловно, проект еще будут дорабатывать и его текст по сути проходит самые первые стадии принятия закона. Но мне он кажется очень сырым и даже сильно поспешным и резким.

Прежде всего, предлагаемая система носит разрешительный характер, несмотря на то, что предлагает такие речевые конструкции как "уведомление" etc. Что это за уведомление, в принятии которого можно отказать

При этом сам же законопроект оперирует понятием "допуск", что чисто логически плохо дружит с "уведомлениями".

Но это всё лирика.

Какие основные нововведения нас ждут в случае принятия законопроекта о реестрах перевозчиков:

1. Перевозки смогут осуществлять только перевозчики, включенные в реестр перевозчиков;

2. При этом обязательно запускать процедуру уведомления о перевозках (и включения в реестр) для ИП и юридических лиц с транспортными средствами от 3,5 тонн и выше.

3. В случае физических лиц - самозанятых, т.е. плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) запускать процедуру допуска к перевозкам (включения в реестр, то есть "уведомления") необходимо для владельцев транспортных средств от 2,5 тонн до 3,5 тонн.

Это значит, что легально осуществлять перевозки смогут только самозанятые на ТС категории N1 и ИП/юрлица с грузовиками категории N2|N3, включенные в реестр.

4. Для включения в реестр, как и прежде, необходимо наличие в штате аттестованного по БДД специалиста (так называемая профессиональная компетентность)

5. Заключение договора перевозки (в том числе путем составления транспортной накладной) с субъектами, не включенными в реестр не допускается

6. В транспортных и сопроводительных документах владельцем ТС должен быть указан перевозчик груза (кажется, тут перепутали; должно быть наоборот: перевозчиком должен быть указан владелец ТС)

7. Водителем, осуществляющим перевозку, должен быть либо работник владельца ТС, либо сам владелец (ИП)

8. Должна быть подтверждена финансовая состоятельность перевозчика: отсутствием недоимок по налогам и сборам (ранее предусматривалась необходимость владения имуществом, в том числе ТС на суммы не менее 300-500 тысяч рублей)

9. В реестре не может быть указано владение транспортным средством более 1 человека.

Соответствующие изменения, в частности касающиеся возможности осуществления перевозок самозанятыми (сейчас по Уставу Автомобильного Транспорта и Наземного Городского Электрического Транспорта перевозчиком может быть только ИП или юрлицо) будут внесены в действующее законодательство.

В законопроекте есть еще много интересных идей, в частности относительно судимости руководителя юрлиц или ИП. Но я думаю будет смысл делать более подробный обзор текста, когда он хотя бы пройдет первое чтение, так что подписывайтесь.

Реестр грузоперевозчиков. Лицензирование автомобильных перевозок
Реестр грузоперевозчиков. Лицензирование автомобильных перевозок