Найти тему
История от историка

Триямбака в Ригведе

Оглавление

Ещё раз о связи Марутов–Рудр и породивших их Агни–Рудры с культом Шивы уже в эпоху РВ [Ригведы] говорят два идущих один за другим стиха из одной из древнейших, фамильных мандал памятника: yajñám maruta ā́ vr̥ṇe || tríyambakaṃ yajāmahe sugándhim puṣṭivárdhanam | urvārukám 'va bándhanān mr̥tyór mukṣīya mā́mŕ̥tāt «Я выбираю вашу жертву, о Маруты! Мы приносим жертву Триямбаке благоухающему (sugándhim), усиливающему процветание. Как тыква от ножки, я хотел бы избавиться от смерти — не от бессмертия!» (VII.59.11–12).

Т.Я. Елизаренкова в комментарии к переводу этого сообщения указывает, что «Триямбака (tryàmbaka — букв. «имеющий трёх матерей»)… — эпитет Рудры, отца Марутов… в послеведийский период — постоянный эпитет Шивы, вобравшего в себя многие черты Рудры».[1]

Т.е. появление этого имени Шивы в самом раннем пласте РВ [Ригведы] в рамках традиционной западной ригведологии оказывается немотивированным.

Однако, как мы увидели выше, культ Шивы присутствует во всех хронологических слоях ригведийских гимнов как культ одного из аспектов Агни=Рудры и его проявлений–Дэвов.

Именно Агни именуется Играющим Светом с благоуханными устами (devá āsā́ sugandhínā) (VIII.19.24) (и это второй и последний случай употребления данного эпитета в РВ [Ригведе]). Сам Агни, приятный как процветание (puṣṭír ná raṇvā́) (I.65.5) обладатель радостного процветания (asyá raṇvā́ puṣṭíḥ) (II.4.4), у которого просят исполненный процветания внутренний сияющий и непреходящий тысячный (т.е. гностический) свет (nū́ no rāsva sahásravat puṣṭimád vásu dyumád agne ánupakṣitam) (III.13.7), именуется усиливающим процветание (tuvám agne vr̥ṣabháḥ puṣṭivárdhana (I.31.5), tuváṃ no agna puṣṭíṃ vardhaya (V.10.3); см. также: tuváṃ hí ágne śrávo puṣṭíṃ ná puṣyasi (VI.2.1)), как и его формы Брахманаспати (II.1.3) (puṣṭivárdhanaḥ) (I.18.2) и Сома (puṣṭivárdhanaḥ soma) (I.91.12). Форма Агни Пушан тоже несёт процветание (puṣṭimbharā́ya pūṣṇé) (IV.3.7) и является другом процветаний (puṣṭīnã́ṃ sákhā) (X.26.7). Интересно, что РВ [Ригведа] упоминает процветание или цветение, связанное с одним из аспектов Агни Сурьей (puṣṭím sūriyā́yāḥ) (VI.63.6). Процветание дают формы Агни Индра и Варуна (índrāvaruṇā puṣṭím asmā́su dhattaṃ) (VIII.59.7).

Только у Агни почитают три рождения — в океане, небе и водах (trī́ṇi jā́nā pári bhūṣanti asya samudrá ékaṃ diví ékam apsú) (I.95.3) или в небе, водах и авторах гимнов (divás pári prathamáṃ jajñe agnír asmád dvitī́yam pári jātávedāḥ | tr̥tī́yam apsú «в первый раз с неба родился Агни, во второй раз — от нас, знаток [рождённых] существ, в третий раз — в водах») (X.45.1). См. также: sā́smā áram prathamáṃ sá dvitī́yam utó tr̥tī́yam mánuṣaḥ sá hótā | anyásyā gárbham anyá ū jananta «Он готов для него в первый раз, он — во второй, в также в третий, он, хотар человека; зародыша одной породили также и другие» (II.18.2); trír asya tā́ paramā́ santi satyā́ spārhā́ devásya jánimāni agnéḥ «Трижды происходят эти высшие, истинные, желанные рождения этого бога Агни» (IV.1.7). Также только его порождают три Зари–Ушас (tisrá ājā́nīr uṣásas te agne) (III.17.3).

Только Агни в облике Апам Напата в водах (apsú) кормят молоком три впервые родившие Играющие Светом жены (asmaí tisró avyathiyā́ya nā́rīr devā́ya devī́r didhiṣanti ánnam | kŕ̥tā ivópa hí prasarsré apsú sá pīyū́ṣaṃ dhayati pūrvasū́nām) (II.35.5). Эти три матери Агни в другом месте описываются как три водные (ápyās) жены, связанные с Сознанием–Истиной (trimātā́ vidátheṣu samrā́ṭ | r̥tā́varīr yóṣaṇās tisró ápyās) (III.56.5). См. также: té hinvire aruṇáṃ jéniyaṃ vásu ékam putráṃ tisr̥̄ṇã́m «Они поторапливают алое взлелеянное сокровище, одного сына трёх» (VIII.101.6).[2]

Наконец, именно рождающие Агни воды–матери, растения–матери и корова–мать характеризуются тем же термином, что и в имени tryàmbaka «имеющий трёх матерей» (воды: ambáyo (I.23.16); корова: ambíyam (VIII.72.5); растения: amba (X.97.2)) (а само это слово употребляется в РВ [Ригведе] ещё только для обозначения формы Агни (agne tváṃ sárasvatī) (II.1.11) Сарасвати (ámbitame sárasvatipráśastim amba nas kr̥dhi) (II.41.16) и женского аспекта ещё одной формы Агни Индры — Индрани (amba… amba) (X.86.7)).

Т.о. очевидно, что в РВ [Ригведе] Триямбака — это одно из имён Агни=Рудры.

В целом РВ [Ригведа] отражает древнейшую неиконическую стадию развития культа Рудры–Шивы, на которой он являлся аспектом Агни=Рудры=Шивы (а не наоборот, как позднее, например, в Махабхарате) и это в очередной раз указывает на необходимость датирования памятника значительно ранее эпохи Зрелой Хараппы, в которую иконический культ Лингама уже достаточно проявился.[3]

[1] Елизаренкова Т.Я. Примечания // Ригведа. Мандалы V–VIII. Изд. подг. Т.Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1999. — С. 643.

[2] Агни многократно именуется родным (jéniyo (I.71.4; I.128.7; I.140.2; V.1.5), jéniya (I.146.5), jényo (II.18.2), jéniyaṃ (X.4.3)) и сияющим внутри (vásu) (подробнее см.: Семененко А.А. О значении термина vasu в Ригведе // Учёные записки / Колледж "Номос". — Вып. VII. — Воронеж, 2010. — С. 49–100.) (особенно см. сочетание двух терминов в одной фразе: об Агни: prayákṣañ jéniyaṃ vásu (II.5.2); об Индре–Агни: jeniyāvasū índrāgnī (VIII.38.7)), а также описывается взлетающим алыми ветрами–Ватами (при одновременном отождествлении с Рудрой и Марутами) (tvám agne rudró ásuro mahó divás tuváṃ śárdho mā́rutam | tuváṃ vā́tair aruṇaír yāsi) (II.1.6).

[3] См.: Семененко А.А. О культе Ригведы и Махабхараты в связи с их датировкой // Власть и общество: практики взаимодействия и конфликты. Материалы Девятой региональной научной конференции (г. Воронеж, 2 февраля 2015 г.) / Под общ. ред. В.Н. Глазьева. — Воронеж: издательство "Истоки", 2015. — С. 216–222. Поэтому мы категорически не можем согласиться с Р.Н. Дандекаром, который утверждает: «что касается тождества Рудры и Агни, то… оно случайно и несущественно» (Дандекар Р.Н. Вишнуизм и шиваизм // Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. — С. 223.). Помимо прочего, сам Р.Н. Дандекар отмечает: «иногда Рудра даже отождествляется с Агни (РВ II.1.6; АВ VII.87.1; ТС V.4.3.1). Слово rudra первоначально служило эпитетом Агни, но со временем было переосмыслено как одно из его имён» (Там же. — С. 221.). Однако, как указывает Т.Я. Елизаренкова, «общие взгляды ведийцев на имя таковы. Связь имени с денотатом не случайна. Имя отражает суть денотата. Без имени денотата не существует: имя, собственно, и является денотатом. Имя рассматривается как некая внутренняя сущность... Имя бога... выражает его божественную природу (devatva-)» (Елизаренкова Т.Я. Об имени в Ригведе // Имя: внутренняя структура, семантическая аура, контекст. Тезисы международной научной конференции. — Часть 1. — М.: ИСлРАН, 2001. — С. 54.); «Имя... отражало суть денотата... Если один денотат назывался несколькими именами, ведийцы полагали, что это отражает разные качества денотата» (Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — С. 12.); «Имя отражает суть денотата... без имени не может быть денотата, имя с денотатом отождествляется... Имя есть суть его носителя... Имя было равно его носителю... Отождествление имени с личностью его носителя... Носителем имени обычно бывает бог, имён он может носить много, и каждое должно соответствовать определённой черте его характера... Имён у одного божества может быть много, и каждое из них будет отражать определённую черту его характера» (Елизаренкова Т.Я. Заметки об имени в «Ригведе» // Язык. Личность. Текст. Сборник статей к 70–летию Т.М.Николаевой. — М.: Языки славянских культур, 2005.). Т.о. только многократное именование Агни Рудрой в РВ (I.27.10; II.1.6; III.2.5; IV.3.1; V.3.3; VIII.72.3), не говоря уже об остальном вышеизложенном, доказывает, что Рудра является неотъемлемым аспектом Агни. С другой стороны, Р.Н. Дандекар совершенно правильно подмечает, что «протоиндийская религия во многих отношениях значительно отличалась от ведийской. Например, эта религия была иконической, т.е. адепты этой религии поклонялись своему богу в виде некоторого конкретного символа, который устанавливался под открытым небом или внутри храмовой постройки, воздвигаемой вдали от основного поселения. Ведийская религия, напротив, не знала храмов и поклонения изображениям» (Дандекар Р.Н. Вишнуизм и шиваизм. — С. 224.). Это не противоречит датировке РВ дохараппской стадией.

Материал опубликован как: Семененко А.А. Другая Ригведа. Культы Женского Начала, Матери и Йони и формирование культа Лингама в Ригведе. — Воронеж: На правах рукописи, 2016. — 190 с. — ISBN 978-5-9907439-2-2. — С. 95—98.

К.и.н. А.А. Семененко.
К.и.н. А.А. Семененко.

Автор публикации — дипломированный историк со специализацией по кафедре археологии и истории Древнего Мира и степенью кандидата исторических наук А.А.Семененко, тема диссертации — «Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.)» (ВГУ, 2011).