В марте 2024 года новостей по перспективному российскому авиалайнеру МС-21, прямо скажем, было не много и, думается, не нужно объяснять, почему.
Но тем не менее, кое-какая информация имела место быть.
Вопрос о "перетяжелении"
"Лучшие умы" отрасли в марте "боролись" с перетяжелением импортозамещенного МС-21.
Ну как "боролись"?
Боролись не с перетяжелением, а как обычно, с теми, кто позволяет себе озвучивать неприятную информацию.
А еще точнее - с собственным стрессом по принципу "если не можешь изменить ситуацию, то попробуй изменить отношение к ней".
Ну, то есть, если не можешь убедительно опровергнуть ни слухов о перетяжелении, ни устранить само перетяжеление, то придумай способ, как убедить себя в том, что "всё хорошо, прекрасная маркиза".
И вот наконец-то кто-то придумал версию, звучащую на первый взгляд более или менее "красиво". Сайт "Авиация России", ссылаясь на некий ТГ-канал "Заметки авиастроителей" пишет:
«Злополучные 5,75 тонны – это не увеличение массы пустого самолёта, а планируемое увеличение максимальной взлётной массы (МВМ), направленное как раз на улучшение характеристик МС-21 – самолёт сможет брать на борт больше топлива», – говорится в сообщении «Авиастроителей»
Казалось бы, всё разъяснилось, всё хорошо. Но тут же, буквально в следующем абзаце автор пишет:
"...Там же отмечается, что импортозамещение добавило самолёту порядка двух тонн веса, и во многом именно поэтому дальность полёта при максимальной загрузке сейчас не соответствует целевой..."
Заметим сразу, что никакой информации о ТГ-канале "Заметки авиастроителей" сайт не дает, то есть не ясно, насколько вообще информация этого ТГ-канала заслуживает доверия. Что это за "авиастроители", почему им нужно доверять? Ну а ссылка в материале "Авиации России" на этот ТГ-канал оказалась "битой" (то есть ведущей "в никуда"), а предпринятый нами самостоятельно поиск в Telegram канала "Заметки авиастроителей" не принес результата...
Что же касается собственно приведенной информации, то увы, слухи о перетяжелении эта информация очевидно никак не опровергает - в лучшем случае речь идет о путанице в цифрах: 5,75 тонн или "всего" "порядка двух тонн".
Видите ли, "порядка 2 тонн" перетяжеления, да еще и при "дальности полета, не соответствующей целевой", да еще и "во многом" (то есть есть и другие причины?) - это мало что меняет. Две (скорее всего "с лишним") тонны это, конечно, не 5,75, но это, извините, тоже перетяжеление!
Это, на минуточку, вес 28-30 пассажиров.
И потом, как мы знаем, "обещать не значит жениться". То есть "планируемое" увеличение МВМ - это еще не достигнутое увеличение.
Да и еще вопрос, настолько ли некомпетентны чиновники Росавиации (на которых ссылаются в сообщениях о "перетяжелении" как на источники информации) и журналисты, чтобы не понимать, что такое МВМ и чем она отличается от массы пустого самолета.
Другими словами, наш вывод таков: ясности насчет перетяжеления импортозамещенного МС-21 март месяц, увы, не принес - только очередные попытки дискредитировать циркулирующую по этому вопросу информацию...
Очередные обещания
Минпромторг пообещал, что сдвиг серийных поставок "вправо" не повлияет на план выпуска к 2030 году 270 лайнеров МС-21 (600 вместе с SJ-100).
"Уже сформирован задел самолетов – в частности, 16 Суперджетов и 12 МС-21 находятся в разной степени готовности и будут оснащаться российскими системами по мере их поступления. Это позволяет после завершения испытаний обеспечить догоночный график выпуска и поставки лайнеров, чтобы в целом реализовать пополнение флота российских авиакомпаний 600 самолетами к 2030 году"
Естественно, Минпромторг не уточнил, какими ресурсами этот "догоночный" график будет обеспечиваться, откуда, то есть, возьмутся дополнительные деньги, люди, материалы.
Да и где, собственно, гарантия, что в 2025 или 26 году сроки не сдвинутся опять вправо. Особенно если учесть, что сообщения "о разной степени готовности" не то двенадцати, не то восемнадцати лайнеров МС-21 публикуются уже не меньше года, а воз и ныне там.
Но впрочем мы можем лишь повлиять на свое отношение к публичным обещаниям Минпромторга...
"Матчасть"
12 и 14 марта проводились испытания обновленной системы FADEC двигателя ПД-14.
МС-21 с бортовым номером 73051 выполнил два полета на высотах от 3000 до 12200 метров, в ходе которых определялись высотно-скоростные характеристики двигателей.
По сообщениям от специалистов, имеющих отношение к испытаниям, "в целом" они принесли хороший результат. Насколько велико это "целое", и что не попало в рамки "целого" - не уточнялось.
Это, конечно, правильно, однако после 12 и 14 марта никакой информации о других испытаниях не поступало, а два испытательных полета в месяц для столь интенсивного "догоночного" графика, как нам кажется, "маловато будет".
Не уточнялось также, что МС-21 с бортовым номером 73051 это первый опытный экземпляр авиалайнера.
На фото можно видеть, что это самолет с номером 001:
Что это означает?
Это означает, что данный самолет не импортозамещенный, то есть сделан по первоначальному проекту с предусмотренными этим проектом импортными материалами, узлами, комплектующими.
Это, в свою очередь, означает, что результаты испытаний 12 и 14 марта никак, к сожалению, не опровергают распространившиеся слухи о "перетяжелении" импортозамещенной версии МС-21 и ухудшения в силу этого его расчетных характеристик.
Кроме сообщения об испытаниях 12 и 14 марта в СМИ прошла информация об испытаниях в ЦАГИ в рамках импортозамещения аварийной турбонасосной установки ТНУ для МС-21.
А в цех №249 Иркутского авиационного завода на один из завершающих этапов сборки поступил восьмой комплект серийного самолета МС-21.
Вот собственно и вся информация по МС-21, имевшая хождение в российских СМИ в марте 2024 года.
Нам остается надеяться, что это лишь верхушка айсберга, поскольку интуитивно приходишь к выводу, что такими темпами к 2030 году получить запланированное количество авиалайнеров будет... затруднительно.
Впрочем, будущее покажет, насколько интуиция не права.
Ну а мы будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!