Найти тему
Хозяюшка МарТа

Можно ли взыскать с пенсионного фонда моральный вред? И какие результаты мы получаем в борьбе с ним в судах и простыми заявлениями?

Не удивляйтесь, пожалуйста, тому, что я называю СФР старым названием. От того, что он стал называться Социальным, лучше его отношение к пенсионерам и предпенсионерам не стало.

Итак, если помните, раньше я Вам всегда отвечала, что кроме наших требований об учёте стажа, перерасчете пенсии и других претензий, мы не можем ему ничего предъявить, так как в решениях судов неоднократно я встречала жёсткую позицию судов о том, что раз ПФР не является стороной дела по гражданскому кодексу, то и предъявлять ему претензии в виде морального вреда нельзя.

Однако, наше государство в целом, и судебная система, в частности, потихоньку поворачивается лицом к пенсионерам и к пенсионным спорам. Медленно, со скрипом, но, похоже, поворачивается.

Итак, поменялась, как говорят юристы, правоприменительная практика. Не так давно, но поменялась. Для того, чтобы полностью понять, что стали говорить суды по данному вопросу, прочитайте Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8Г-39408/2023 года от 15 января 2024 года.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Рассуждения кассационного суда, в принципе, сводятся к следующему: поскольку наше право на пенсию гарантировано Конституцией РФ, предполагающей, что мы будем и на пенсии жить достойно, не нуждаясь, то нарушение наших прав в виде недоплат пенсий, отказа в своевременном назначении этих самых пенсий является нарушением, которое причиняет нам моральный вред, который в соответствии с нормами статьи 151 ГК РФ подлежит денежной компенсации.

Обоснованием этого является тот факт, что когда орган пенсионного обеспечения отказывает нам в чём-то, что ущемляет наши пенсионные права (вследствие неправильной оценки их, неправомерного отказа в назначении пенсии), то это затрагивает наши неимущественные права. Нарушение таких прав приводит к тому, что гражданин не может поддерживать необходимый (достойный) уровень жизни, и это, естественно, может негативно сказаться на его отношении к государству, к жизни, на его эмоциях, и, в конечном счёте, на его здоровье.

Естественно, что суды не сами по себе вдруг переобулись, что называется, на лету. Нет! На это указал Верховный суд, который высказал своё мнение именно о том, что нарушение прав граждан на причитающееся им социальное обеспечение подлежит компенсации в виде компенсации морального вреда.

И, ребята, это начало работать! 6 марта этого года в нашем Советском районном суде г. Липецка вынесено решение не только о назначении пенсии матери пятерых детей с даты подачи заявления в возрасте 50 лет (вся заварушка с отказом в назначении пенсии началась больше года назад, иск был подан 14 июля 2023 года), но и о взыскании с СФР морального вреда, причинённого их действиями. Я сопровождала это дело расчётами стажа, ИПк, так как у нашего Липецкого СФР сначала стажа оказалось 12 лет вместо 15, а после наших уточнений и запросов стало 22 года, потом ИПК оказался ниже плинтуса, а после наших расчётов он стал 33,950, которых будет достаточно даже в следующем году, не говоря о 25,4 балла в прошлом. Пока решение не опубликовано, но номер дела напишу, чтобы могли подсмотреть, если что: ДЕЛО № 2-98/2024 (2-4989/2023;) ~ М-3537/2023.

Второе дело, завершившееся, наконец, в марте этого года (иск подали в декабре 2022 года), рассматривалось в Измайловском районном суде г. Москвы, я писала как-то больше года назад о том, как были нарушены её права) привело к удовлетворению наших требований. Суть дела заключалась и в неправильном определении статьи - основании для назначения пенсии - статья 8 - общие основания - вместо ч.1 п. 1 ст. 32 - мать ребенка-инвалида, что как бы дало право СФР определять её стажевый коэффициент сравнением имеющегося стажа с 20 годами вместо требуемых 15, и неучёт части стажа, хотя часть стажа в том предприятии была учтена, а часть посчитали возможным не учесть, так как (стандартная позиция СФР) предприятие не отчиталось после даты регистрации её в системе индивидуального персонифицированного учёта, и невовремя учтённые в составе расчетного пенсионного капитала страховые взносы более, чем за полгода в 2006 году - на день назначения пенсии взносов ещё как бы не было, а на следующий день они уже красовались в пенсионном деле. Сколько нервов стоило нам это дело, нет слов. Подписчица моя получила в декабре 2023 года инфаркт после одного из заседаний. У судьи реально заходил ум за разум, в чём она честно призналась. А какой бардак творится в этом суде, слов нет. Однако, уже на предпоследнем заседании представитель СФР (попался же честный) не выразил возражений ни по одному из поставленных нами вопросов, и УРА!!! Положительное решение.

В Пензе моя подписчица тоже выиграла суд о включении периодов стажа, да не просто стажа, а стажа в РКС, в результате чего на дату достижения ею 50 лет она имела 15 лет РКС вместе с требуемыми 20ю годами общего страхового стажа, что обязывала пенсионный фонд назначить е страховую пенсию именно с 50 лет, так как до этого она была на пенсии по инвалидности. А согласно букве закона, перевод с одного вида страховой пенсии на другой в таких случаях осуществляется без подачи заявления от застрахованного лица. И перерасчет суд первой инстанции, как водится, решил, что нужно сделать только с 01.01.2022 года - дня внесения в закон пункта 7.2. статьи 22, и в чём-то там попытался отказать, апелляционная инстанция его немного поправила, а Первый кассационный твёрдо указал, что перерасчет должен быть сделан с даты назначения пенсии. И СФР сделал перерасчёт. Но только страховой части пенсии и только с 2015 года, когда он её перевёл с пенсии по инвалидности на обычную.

И вот тут у нас встал очень интересный вопрос. Первоначально пенсия по инвалидности была назначена аж в 2000 году. В 2008 году вступило в действие правило о повышении фиксированной выплаты на 50% за 15 календарных лет стажа в РКс при 20 годах страхового стажа. В тот момент её перевели со второй группы инвалидности на третью, и фиксированная выплата была уполовинена. Значит, должны доплатить с 01.01.2008 года те недоплаченные 50% к половинке фиксированной выплаты. Далее: 50 лет ей исполнилось в 2013 году, а в результате того, что какой-то там мадам из ПФР вздумалось не учитывать полностью её северный стаж, ей определили, что страховая досрочная пенсия ей положена только в 2015 году, причём положена была в мае, а назначена только в октябре. А всё это время, более двух лет она получала пенсию с фиксированной выплатой, урезанной вдвое. Поэтому, нужно изменить дату назначения страховой пенсии по ч.1 п.6 ст. 32 с 2015 года на май 2013 года, и за всё это время доплатить фиксированную выплату. То же самое касается перерасчета страховой части пенсии. До августа 2001 года ей выгоднее было рассчитывать пенсию по закону 340-1 без применения норм статьи 7, получалась бОльшая сумма. С 01.08.2001 года в статье 7 появились повышенные максимальные ограничения для северных районов (а неё, на минуточку, Магаданская область), и с августа 2008 года размер пенсии, рассчитанный по статье 7 стал получаться больше. А надо ещё вспомнить, что в том время помимо непосредственно рассчитанной пенсии к неёй добавляли ещё и компенсационную выплату, которая для северных районов умножалась на районный коэффициент (100*1,7=170 рублей). И в результате размер её пенсии с учётом компенсационной выплаты был больше того, что могли рассчитать по пункту 3 (который стал повторением статьи 7 предыдущего закона) закона 173-ФЗ, а, следовательно, в отношении неё должны были применить пункт 6 этой же статьи, как пенсионеру, который уже получал пенсию и она была больше, чем рассчитанная по нормам пункта 3 или 4. И, следовательно, перерасчет страховой части пенсии должен быть сделан, как минимум, с 01.08.2001 года. Всё это уже после решения суда, вступившего в силу, мы указали в новом заявлении, теперь ждём ответа СФР, так как, думаю, они уже понимают, что от них никто отставать не собирается, и все перерасчеты сделать придётся. Второй иск мы тоже уже практически подготовили.

В Челябинской области (г. Чебаркуль) странные юристы ухитрились про...бать иск, который подлежал удовлетворению на 100%. Пришлось писать апелляцию, в результате которой решение суда первой инстанции Челябинским областным судом было отменено с вынесением нового решения.

Коллаж автора
Коллаж автора

В Калининградском городском суде один мой очень въедливый подписчик выиграл суд, и нарыл для меня много нового и интересного, на что раньше я как-то внимания даже не обращала. Там и справки не хотели принимать, объясняя, что в силу п. 59 Постановления 1015 справка должна содержать не только ФИО того, кому выдана, но ещё и дату рождения. На что резонно было высказано возражение, что нормативные акты, приятые в более позднее время не могут регулировать форму и содержание документов, выданных задолго до издания этих актов. Точно так же норма о включении в льготный стаж только периодов работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) начала действовать только с издание Постановления Мин. труда № 29 от 22.05.1996 года. До этого не было такого правила, значит, требования предоставить доказательства полной занятости до этой даты являются ни на чем не основанными.

В Советском районном суде Липецка мы выиграли иск о перерасчете пенсии с даты назначения, так как не был применён пункт 9 статьи 30 173-ФЗ при первоначальном установлении пенсии, а также потерян стаж. Причём у супруги заявителя, которая с ним работала в одном и том же предприятии, этот период был включен в стаж, а у него нет. У обоих одинаковые записи в трудовой книжке. И, как водится, не было отчётов работодателя! За супругу отчитался работодатель, а за него не стал! Ну не получилось! Каких только отмазок не придумает СФР.

Вот так мы и судимся. Но я всё же предпочитаю идти не судебным путём, а заявлениями. Сейчас понимания пенсионного законодательства стало больше, поэтому стараюсь перед подачей каждого из таких заявлений, который указывают на неправомерность расчетов или учёта стажа, тщательно всё проверять. В результате 5 человек получили перерасчет пенсии с выплатой недополученных сумм пенсий, начиная с конца декабря по сегодняшний день. Если честно, меня такой результат радует больше, чем победа в судах. Ведь каждое судебное дело - это время нервы, ожидание, неопределённость. Что может привести и к ухудшению здоровья, а это нам не надо. Поэтому я предпочитаю идти в суд только в том случае, если все остальные методы убеждения соблюдать пенсионное законодательство не привели ни к какому результату.

Так что, друзья мои, не отчаиваемся! Боремся и будем побеждать эту структуру!

Всем хорошего весеннего настроения! Ваша Хозяюшка МарТа.

Всем, кому нужна помощь, читать статью "Какие документы нужны для правильного расчета пенсии" и присылать их именно так, как я там пишу. Вместе со своими претензиями к СФР. Иначе помочь не смогу!!