Рассматривая мир с точки зрения страха, люди видят риски в вещах, поведении и деятельности, которые в прошлых поколениях не считались рискованными. Они чрезмерно боятся угроз, которые являются неизбежной частью жизни. И они оценивают переживания в первую очередь на основе потенциальных рисков, которые они влекут за собой.
«Одним из достижений концепции страха является то, что она постоянно расширяет число проблем, которые представляют опасность и, следовательно, представляются как риск. С 1980-х годов многочисленные комментаторы комментировали резкий рост рисков». Фрэнк Фуреди, «Как работает страх: культура страха в XXI веке».
Более того, значение риска приобрело в значительной степени негативный оттенок. Вплоть до второй половины ХХ века здравый смысл подсказывал, что на многие риски стоит идти.
✅ До тех пор, пока человеком двигало благородное предприятие, самореализация, дух приключений или такие ценности, как свобода и истина, готовность к риску считалась необходимым условием для воспитания характера и даже достижения величия. Или, как выразился Ницше: «Преданность величайших состоит в том, чтобы идти навстречу риску и опасности и играть в кости на смерть». Ницше, «Так говорил Заратустра»
Вместо того, чтобы прославлять, сегодня тех, кто идет на риск, часто критикуют как глупых, эгоистичных и представляющих опасность как для себя, так и для других. Такое негативное восприятие принятия риска обусловлено мышлением наихудшего варианта.
Многие люди предрасположены думать о худшем, что может случиться, а затем ведут себя так, как будто это вполне вероятно. Это мышление о наихудшем сценарии проникло даже на высшие уровни правительства, поскольку некоторые политики приняли утопическую цель социальной инженерии общества «нулевого риска» и под аплодисменты испуганных масс: «Постоянно растущая одержимость риском является одной из самых ярких черт культуры страха … В её наиболее иррациональном варианте некоторые люди требуют «нулевого риска» — проекта, который потребовал бы полного устранения неопределенности». Фрэнк Фуреди, «Как работает страх: культура страха в XXI веке».
Видя риски почти повсюду и крайне несклонных к риску, многие люди, сами того не осознавая, руководствуются «принципом предосторожности». Согласно принципу предосторожности, когда сталкиваешься с любой степенью неопределенности, лучший вариант — защитить себя и других и проявить осторожность.
✅ В последние годы принцип предосторожности закрепился в государственной политике в форме перевернутого карантина. В то время как целью традиционного карантина является изолирование больного человека, чтобы предотвратить распространение болезни на других, перевернутый карантин, напротив, предполагает, что здоровые люди изолируют себя от опасностей, которые они воспринимают как угрожающие, и, как пишет Фуреди: «Перевернутый карантин представляет собой реакцию на страх того, что условия жизни человека по своей сути небезопасны». Фрэнк Фуреди, «Как работает страх: культура страха в XXI веке».
Берегите себя, тему продолжаем, следите за выпусками
Внук Эзопа