В первой части я рассказал про то, как в России содержат и модернизируют старые поезда. Здесь поговорим про альтернативу и/или замену данных составов
Это 81-717 "Номерной":
И этот тип ПС устарел как морально, так и физически. С учётом того, что в большинстве городов РФ львиная доля номеров выпущена при стране Советов, сроки эксплуатации даже с капремонтом истекают (на отдельных составах уже истекли). Поэтому города пытаются найти им замену:
Казань
Честно говоря, Казани здесь быть не должно. Ведь там эксплуатируются 20- и 17-летние 81-553 "Казань". Но ведь на одной линии с ними есть и другие поезда:
Как я уже говорил в части 1, ни один поезд, когда-либо приписанный к Казани, списан не был. Но не стоит умалчивать, что с 2010 года вместо "Казани" город стал закупаться мытищинскими 81-740/81-741 "Русич". И они составляют основную часть парка ПС метрополитена Казани. Поэтому все горожане к ним привыкли, и в них нет ничего необычного. Метро то новое.
В 2019 году специально для Казани на ММЗ создали модификацию "Москвы": 81-765К/81-766К. Был построен лишь один поезд. Но сейчас его успешно эксплуатируют на линии. Так что когда-нибудь и из Казани уйдут "Номерные". Главное, чтоб не заменили какой-нибудь убогой "Москвой 2035" (например)
Цветовая схема поезда почти полностью копирует "Русич". За исключением дверей выше белой полосы. Я, и не я один, считаю, что и "Казани" нужно перекрасить под эту схему. А то они скучно-серые.
СПБ
Как я говорил в 1-й части, город покажет себя во второй. Ещё 7 лет назад (тогда я побывал на Неве в прошлый раз) составы ЕМ (ещё более старые, чем номерные) гоняли аж по двум линиям: 1й и 3й, причём на 1й только они. На остальных как были, так и остались номерные (по крайней мере ничего не изменилось, когда я был там в июле 2023) и их модификации Вагонмаша 81-540.х, например .1 "Боинг" или .2 "Пришелец".
Но и они морально устарели. Для того, чтобы разнообразить город и убрать ЕМашки, Метровагонмаш разработал, а Вагонмаш произвёл поезда 81-722/723/724 "Юбилейный" (фото ниже)
Составы поставляли на Невско-Василеостровскую (М3) и Московско-Петроградскую (М2) линии, но с последней их в скором убрали. По НВЛ же они гоняют до сих пор.
Позже для дальнейшей замены ПС на линиях Вагонмашем совместно со "Škoda Transportation" был спроектирован и построен поезд 81-556/81-557/81-558 "НеВа". Конструктивно это модернизированная koda 6Mt. Составы поставлялись на НВЛ (поэтому и получили такое название).
Уже в 2017-18 годах Вагонмаш модернизировал обе модели:
81-722.1/81-723.1/81-724.1 поставляли на Кировско-Выборгскую линию (М1) для замены ЕМашек
А НВЛ получила обе модели: 81-722.3... и 81-556.1... :
Правда НеВа поступили в очень малом количестве. А Юбилейные не просто вытеснили номера, но и дополнили линию подвижным составом при открытии участка "Приморская - Новокрестовская (ныне Зенит) - Беговая"
В 2022-2023 году Вагонмаш полностью сам (без помощи мытищинцев) создал поезда "на базе "Москвы"" - 81-726/81-726 "Балтиец". Они, к сожалению, лишены всех современных урбанистических удобств: тут вам ни кондиционера, ни USB, ни сквозного прохода. Зато двери у ТВЗ (поезд "Иволга") украли.
В общем, не поезд, а ведро. Даже Русич для своего времени лучше.
Но это в довольно большом количестве уже эксплуатируют на КВЛ! Что до других линий, то тут всё туманно, кроме разве что факта подготовки к запуску первого Балтийца на МПЛ (М2). Правда в очень даже начальной степени. Но в 2024 году это произойдёт! И именно "Балтийцы" призваны окончательно стереть модификации типа "Е" с лица метро СПБ. Интересно, что именно с вагона 81-725 брали идею маски для "Москвы-2024".
Москва
В Москве номера находились/находятся в регулярной пассажирской эксплуатации на всех линиях, кроме Арбатско-Покровской, Большой Кольцевой и Некрасовской. На второй, правда, уже 2 раза были на параде. Поэтому здесь уже не по хронологии появления новых типов метропоездов, а по линиям:
Сокольническая:
Надо ли говорить, что депо ТЧ-1 "Северное" до сих пор эксплуатирует номерки в регуляре и в этом плане является одним из 5ти московских депо (всего 5 депо Москвы до сих пор с номерными). Депо Черкизово в конце 2019го-2020м годах полностью обновили поездами 81-765.3... "Москва" и 81-765.4... "Москва-2019".
Депо Северное такого счастья не получило. Но зато в 2020 году туда пришли лишние "Русичи.1" с Митино (как там оказались лишние, читайте ниже). Для "Северного" и это был неплохой подгон. Сроки номерных-то на исходе.
Некоторые знакомые утвеждают, что Номерные и Русичи чаще попадаются в выходные, чем Москва. Но не могут же машинисты "Черкизова" остаться без работы!
Замоскворецкая:
Обновление парка поездов зелёной линии обещают ещё со времён "дебюта" Собянина. Но лишь в 2023 году всё по настоящему зажглось. Пассажиры смогли увидеть "вестник новизны" - "Москву-2020" на обкатке из депо ТЧ-2 "Сокол". На ней обучали машинистов. Сейчас она возвращена в депо приписки - Нижегородское.
В декабре в метро прибыл, а с января 2024 обкатывался "инновационный" 81-775.2/81-776.2/81-777.2 "Москва-2024". Испытания шли долго: нужно было обучить всех машинистов и испытать новые комплектующие составов. И наконец, 11.03.2024 случилось сразу 2 события: сменилась самая новая модель московского метрополитена и началось обновление парка поездов ЗЛ. А если проще, то "Москва-2024" поехала в пассажирский рейс! Сам снимал её 17го числа. На данный момент в депо содержится 7-8 составов, из них 5 работают с пассажирами на линии!
А вот депо "Братеево" обделили. На самом деле, обновление там начнётся, когда по соседству заработает "Южное", а Братеево станет ремонтным цехом. Пока что там номерные и только номерные
Филёвская
На этой линии когда-то был ретропарк: типы Д и Е окончательно покинули Москву именно здесь. Д ушёл в 1995 году и здесь у меня вопросов нет.
А вот Е ушёл не так просто.
В 2003 году, как мы знаем, начал свою эксплуатацию 81-740/81-741 "Русич", неоднократно упомянутый в этой статье. Но то была Бутовская линия и её мы разберём ниже. В 2005 году в депо "Фили" прибыл обкаточный Русич. С 2006 года они начали эксплуатироваться на линии.
Казалось бы, причём тут номерные? Но по неизвестной мне причине не хватило буквально пары-тройки составов. Остальные были в 5 вагонов вместо 4х и ездили по АПЛ. Поэтому с другой (либо ЗЛ, либо Калужско-Рижской) передали недостающие составы. Уже в Филях их укоротили до 6 вагонов, а запасные промежуточные стояли на территории депо. Помню, жил там рядом и удивлялся: что же тут делают эти "другие вагоны"? Номерные работали на ФЛ с 2007 года по год реконструкции (2018). Преимущественно на нынешней 4А (Александровский Сад - Международная), так как она полностью, за исключением Смоленского метромоста, подземная. Как то раз я ещё не шарил за метро и транспорт в принципе и увидел эти вагоны впервые в жизни в 2016 году именно на "филёвке". Прям ностальгия. Было необычно
В год реконструкции их и "Русичи" заменили поездами "Москва-2", созданными специально для этой линии. Зачем было заменять относительно новые Русичи, мне видимо не понять. Черкните в комменты, если есть предположения.
Кольцевая
После экзотической Филёвской вернёмся в подземку. На кольце, как мне кажется, 2 раза подряд, которые кстати пока что последние, поспешили с заменой подвижного состава. Первый раз - лет на 15-20.
А именно - замена "Номерных" всё теми же "Русичами", но в этот раз уже 81-740.4. Произошло это в 2010 году. Номера же раскидали по разным линиям, где они только ездили (а их тогда было много)
Но и они в долгу не остались. В 2020 году с пришествием "Москвы 2020" Собянин решил что-то типа: "А хорошо бы обе кольцевые укомплектовать одинаковыми поездами. И инновационными, конечно".
И вот. В этот раз поспешили лет на 30-35. Русичи передали в Митино (собственно поэтому оттуда другие передали в Северное), а из ТЧ-4 Красная Пресня стали выезжать только новенькие "Дейны".
Кстати окрас рекламных ещё в 2021 году поменяли на родной. Вот бы с электробусами так, а?!
Калужско-Рижская
Здесь все довольно долго. Начнём пожалуй с 2017 года. Тогда на КРЛ были только "Номерные". Уже много "Москвы" поступило в депо Выхино (об этом ниже), и Калужское со Свибловым не захотели отставать. В итоге, 81-765.1 были поставлены и на "рыжую" ветку. Но в очень малом количестве. С 2018 года туда поставили так много 81-765.3, что более ранние составы передали на ТКЛ.
Но не все номера были убраны. В 2020-2023 годах на линии постоянно менялось количество поездов "Москва-2020": их то поставляли, то забирали на новые участки БКЛ. В итоге, кстати, их всё равно не хватало.
А вместо них с других депо, имеющих резерв, привозили "Номерные" и "Оку". Но в 2023 году была взята последняя партия "Дейн" для Большого Кольца. Так что заводские поставки вынудили номеров уйти с линии. В декабре 2023 года последний "Номерной" "рыжей" линии прошёл с последним рейсом. Все поезда переданы на Люблинско-Дмитровскую линию (о ней ниже). А Ока в количестве нескольких составов до сих пор в депо Свиблово.
Таганско-Краснопресненская
Здесь история долгая. Со времен 70х на ней эксплуатировались исключительно 81-710/81-508 Еж-3 (народно Ёжик). Но в 2013 году нежданно-негаданно открылось продление аж в 2 станции - участок Выхино - Жулебино. Линию дополнили "номерными", поскольку они, видимо, не сильно отличаются от "Ежей".
Тут невольно вспоминаю НомЕж-3 - городскую легенду Москвы. Что интересно, именно на ТКЛ вышел в пассажирский рейс первый канонически модернизированный "Номерной" (дело в том, что результат модернизаций менялся со временем).
В 2015 открылась станция Котельники. Вновь выросшую линию в этот раз дополнили "Окой" с завода. На линии (а точнее в депо Выхино) начался зоопарк типов ПС
Ну а уже в 2016 году Метровагонмаш собрал опытный поезд из вагонов 65001-66001-67001-66002-66003-67002-66004-65002 модели "Москва". Состав отправили в Выхино на обкатку. Ведь именно на ТКЛ тогда были самые старые поезда в Москве. В 2016-2017 годах было поставлено ещё 5 составов. И в самом 2017 началась их пассажирская эксплуатация.
Позже с учётом поставок 81-765.1 - доработанной версии, которая также есть только здесь, с линии вытеснили поезда-источники зоопарка, а затем, в 2018, из Выхина уехали и Ёжики. В пассажирской эксплуатации они остались только в Планерном
Но так как модификации типа Е уже давно считаются допотопным типом, то их нельзя обойти стороной. В 2019-2020 годах в Планерное поставили составы 81-765.3... Они имеют ЖК-экран вместо традиционной наклейки линии и новую систему поручней.
Вот так и вытеснили тип Е из Москвы. Последний поезд "точечной работы", а именно Новый Год, покинул пассажиров 1 марта. Теперь он хранится в депо.
Калининская и Серпуховско-Тимирязевская
Дело в том, что здесь всё одинаково. В 1979 году открылась Калининская линия. Туда отправили одну из первых, если не первую партию серийных "Номерных":
А в 1983 - Серпуховско-Тимирязевская
Но привычное существование прервал 2012 год. Именно тогда на ММЗ началось производство "новых" 81-760 "Ока". Их суть в том, что чертежи от номера, а детали свои. И в 2012 году "Ока" поставила крест на работу номерных в депо Новогиреево, в 2014 - в депо Варшавское и в 2015 - в депо Владыкино
Вот такие пироги
Люблинско-Дмитровская
Честно говоря, я не знаю, что тут делает эта линия. В 1995 году движение на ней открыли именно Номерные и они, и только они бороздят её пути и поныне. Ну, только если вы принимаете 81-717.6 на "Номерной". А тут всё изложено с моей точки зрения. Модель ведь та же
Интересно, что именно .6 могли выпускать вместо "Оки". Но потом в Метровагонмаше посудили и решили, что новый поезд не должен быть похожим на старое. И заменили все комплектующие.
Большая Кольцевая
Ещё одна странность. Видите ли, самые "старые" участки линии: Деловой Центр - Петровский парк и Петровский парк - Савёловская были запущены в 2018 году. Откуда же здесь номера? Ведь самым старым эксплуатируемым ПС в силу отсутствия собственного депо оказалась "Ока"!
На самом деле, всё просто. В 2023 году БКЛ замкнулась, а парад ретропоездов перенесли туда. Таким образом, в истории Москвы зафиксировано 4(!) дня, когда номерок катался по БКЛ!
Каховская
Почившая Каховская линия. Раньше по ней действительно ходили номера. Сначала до вилочного движения (уже тогда шли поставки!), затем до обособления по Замоскворецкой линии (1980-1995). В 1995 году линии разделили, и участок нынешней БКЛ впервые стал отдельной линией. Но в 2004 на линию прибыли несколько асинхронных "Яуз". До 2013-2016 годов (точно не скажу) оба типа ездили наравне. Затем "Номерные" списали. Яузы же ушли оттуда в год реконструкции (2019). А с 2023 года участок полностью входит в пассажирскую эксплуатацию БКЛ. Тут стоит добавить, что эта линия как раз и является одним из заделов под неё.
Бутовская
Единственную в России линию лёгкого метро запустили в 2003 году. Тут, кажется, номера не при чём? Ошибаетесь. Да, в 2003 специально для этой линии Метровагонмаш выпустил модель 81-740/81-741 "Русич".
Надеюсь, вы не подумали, что я про "Синергию"? Ничуть. Она же не пассажирская. Но так и быть, вставлю её сюда:
А на самом деле, в первую зиму "бутовки" не все "Русичи" прошли морозные испытания. Поэтому буквально на месяц их заменили номерными.
На этом всё. Хотелось бы поблагодарить тех, кто это читает, ведь статья невероятно длинная. Ну, хотя, на то она и статья.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!