Найти тему
О ЖД нескучно

Замена старого ПС в метро. Часть 2

Оглавление

В первой части я рассказал про то, как в России содержат и модернизируют старые поезда. Здесь поговорим про альтернативу и/или замену данных составов

Это 81-717 "Номерной":

Номерной в 2000х на Сокольниках
Номерной в 2000х на Сокольниках

И этот тип ПС устарел как морально, так и физически. С учётом того, что в большинстве городов РФ львиная доля номеров выпущена при стране Советов, сроки эксплуатации даже с капремонтом истекают (на отдельных составах уже истекли). Поэтому города пытаются найти им замену:

Казань

Честно говоря, Казани здесь быть не должно. Ведь там эксплуатируются 20- и 17-летние 81-553 "Казань". Но ведь на одной линии с ними есть и другие поезда:

Как я уже говорил в части 1, ни один поезд, когда-либо приписанный к Казани, списан не был. Но не стоит умалчивать, что с 2010 года вместо "Казани" город стал закупаться мытищинскими 81-740/81-741 "Русич". И они составляют основную часть парка ПС метрополитена Казани. Поэтому все горожане к ним привыкли, и в них нет ничего необычного. Метро то новое.

Русич на станции "Проспект Победы" Казанского метро
Русич на станции "Проспект Победы" Казанского метро

В 2019 году специально для Казани на ММЗ создали модификацию "Москвы": 81-765К/81-766К. Был построен лишь один поезд. Но сейчас его успешно эксплуатируют на линии. Так что когда-нибудь и из Казани уйдут "Номерные". Главное, чтоб не заменили какой-нибудь убогой "Москвой 2035" (например)

Москва-К на станции Кремлёвская
Москва-К на станции Кремлёвская

Цветовая схема поезда почти полностью копирует "Русич". За исключением дверей выше белой полосы. Я, и не я один, считаю, что и "Казани" нужно перекрасить под эту схему. А то они скучно-серые.

СПБ

Как я говорил в 1-й части, город покажет себя во второй. Ещё 7 лет назад (тогда я побывал на Неве в прошлый раз) составы ЕМ (ещё более старые, чем номерные) гоняли аж по двум линиям: 1й и 3й, причём на 1й только они. На остальных как были, так и остались номерные (по крайней мере ничего не изменилось, когда я был там в июле 2023) и их модификации Вагонмаша 81-540.х, например .1 "Боинг" или .2 "Пришелец".

81-540.1 на деповских путях
81-540.1 на деповских путях
"Саблезуб" 81-540.8 на Достоевской
"Саблезуб" 81-540.8 на Достоевской

Но и они морально устарели. Для того, чтобы разнообразить город и убрать ЕМашки, Метровагонмаш разработал, а Вагонмаш произвёл поезда 81-722/723/724 "Юбилейный" (фото ниже)

-6

Составы поставляли на Невско-Василеостровскую (М3) и Московско-Петроградскую (М2) линии, но с последней их в скором убрали. По НВЛ же они гоняют до сих пор.

Позже для дальнейшей замены ПС на линиях Вагонмашем совместно со "Škoda Transportation" был спроектирован и построен поезд 81-556/81-557/81-558 "НеВа". Конструктивно это модернизированная koda 6Mt. Составы поставлялись на НВЛ (поэтому и получили такое название).

81-556 на Рыбацком
81-556 на Рыбацком

Уже в 2017-18 годах Вагонмаш модернизировал обе модели:

81-722.1/81-723.1/81-724.1 поставляли на Кировско-Выборгскую линию (М1) для замены ЕМашек

Юбилейный на станции "Проспект Ветеранов"
Юбилейный на станции "Проспект Ветеранов"

А НВЛ получила обе модели: 81-722.3... и 81-556.1... :

НеВа.1 на Рыбацком...
НеВа.1 на Рыбацком...
... и Юбилейный на Обухово
... и Юбилейный на Обухово

Правда НеВа поступили в очень малом количестве. А Юбилейные не просто вытеснили номера, но и дополнили линию подвижным составом при открытии участка "Приморская - Новокрестовская (ныне Зенит) - Беговая"

В 2022-2023 году Вагонмаш полностью сам (без помощи мытищинцев) создал поезда "на базе "Москвы"" - 81-726/81-726 "Балтиец". Они, к сожалению, лишены всех современных урбанистических удобств: тут вам ни кондиционера, ни USB, ни сквозного прохода. Зато двери у ТВЗ (поезд "Иволга") украли.

81-725003 на станции "Технологичексий институт 2" КВЛ. Адресное открывание дверей - что-то новое. Скорее баг
81-725003 на станции "Технологичексий институт 2" КВЛ. Адресное открывание дверей - что-то новое. Скорее баг

В общем, не поезд, а ведро. Даже Русич для своего времени лучше.

Но это в довольно большом количестве уже эксплуатируют на КВЛ! Что до других линий, то тут всё туманно, кроме разве что факта подготовки к запуску первого Балтийца на МПЛ (М2). Правда в очень даже начальной степени. Но в 2024 году это произойдёт! И именно "Балтийцы" призваны окончательно стереть модификации типа "Е" с лица метро СПБ. Интересно, что именно с вагона 81-725 брали идею маски для "Москвы-2024".

Москва

В Москве номера находились/находятся в регулярной пассажирской эксплуатации на всех линиях, кроме Арбатско-Покровской, Большой Кольцевой и Некрасовской. На второй, правда, уже 2 раза были на параде. Поэтому здесь уже не по хронологии появления новых типов метропоездов, а по линиям:

Сокольническая:

Надо ли говорить, что депо ТЧ-1 "Северное" до сих пор эксплуатирует номерки в регуляре и в этом плане является одним из 5ти московских депо (всего 5 депо Москвы до сих пор с номерными). Депо Черкизово в конце 2019го-2020м годах полностью обновили поездами 81-765.3... "Москва" и 81-765.4... "Москва-2019".

-12

Депо Северное такого счастья не получило. Но зато в 2020 году туда пришли лишние "Русичи.1" с Митино (как там оказались лишние, читайте ниже). Для "Северного" и это был неплохой подгон. Сроки номерных-то на исходе.

-13

Некоторые знакомые утвеждают, что Номерные и Русичи чаще попадаются в выходные, чем Москва. Но не могут же машинисты "Черкизова" остаться без работы!

Замоскворецкая:

Обновление парка поездов зелёной линии обещают ещё со времён "дебюта" Собянина. Но лишь в 2023 году всё по настоящему зажглось. Пассажиры смогли увидеть "вестник новизны" - "Москву-2020" на обкатке из депо ТЧ-2 "Сокол". На ней обучали машинистов. Сейчас она возвращена в депо приписки - Нижегородское.

В декабре в метро прибыл, а с января 2024 обкатывался "инновационный" 81-775.2/81-776.2/81-777.2 "Москва-2024". Испытания шли долго: нужно было обучить всех машинистов и испытать новые комплектующие составов. И наконец, 11.03.2024 случилось сразу 2 события: сменилась самая новая модель московского метрополитена и началось обновление парка поездов ЗЛ. А если проще, то "Москва-2024" поехала в пассажирский рейс! Сам снимал её 17го числа. На данный момент в депо содержится 7-8 составов, из них 5 работают с пассажирами на линии!

А вот депо "Братеево" обделили. На самом деле, обновление там начнётся, когда по соседству заработает "Южное", а Братеево станет ремонтным цехом. Пока что там номерные и только номерные

Филёвская

На этой линии когда-то был ретропарк: типы Д и Е окончательно покинули Москву именно здесь. Д ушёл в 1995 году и здесь у меня вопросов нет.

А вот Е ушёл не так просто.

81-703 "Е" на станции Студенческая. 2000е.
81-703 "Е" на станции Студенческая. 2000е.

В 2003 году, как мы знаем, начал свою эксплуатацию 81-740/81-741 "Русич", неоднократно упомянутый в этой статье. Но то была Бутовская линия и её мы разберём ниже. В 2005 году в депо "Фили" прибыл обкаточный Русич. С 2006 года они начали эксплуатироваться на линии.

"Русич" на Филях
"Русич" на Филях

Казалось бы, причём тут номерные? Но по неизвестной мне причине не хватило буквально пары-тройки составов. Остальные были в 5 вагонов вместо 4х и ездили по АПЛ. Поэтому с другой (либо ЗЛ, либо Калужско-Рижской) передали недостающие составы. Уже в Филях их укоротили до 6 вагонов, а запасные промежуточные стояли на территории депо. Помню, жил там рядом и удивлялся: что же тут делают эти "другие вагоны"? Номерные работали на ФЛ с 2007 года по год реконструкции (2018). Преимущественно на нынешней 4А (Александровский Сад - Международная), так как она полностью, за исключением Смоленского метромоста, подземная. Как то раз я ещё не шарил за метро и транспорт в принципе и увидел эти вагоны впервые в жизни в 2016 году именно на "филёвке". Прям ностальгия. Было необычно

Номер на Филях
Номер на Филях

В год реконструкции их и "Русичи" заменили поездами "Москва-2", созданными специально для этой линии. Зачем было заменять относительно новые Русичи, мне видимо не понять. Черкните в комменты, если есть предположения.

Кольцевая

После экзотической Филёвской вернёмся в подземку. На кольце, как мне кажется, 2 раза подряд, которые кстати пока что последние, поспешили с заменой подвижного состава. Первый раз - лет на 15-20.

Номер на Проспекте Мира-кольцевой. Даже непривычно смотреть
Номер на Проспекте Мира-кольцевой. Даже непривычно смотреть

А именно - замена "Номерных" всё теми же "Русичами", но в этот раз уже 81-740.4. Произошло это в 2010 году. Номера же раскидали по разным линиям, где они только ездили (а их тогда было много)

Русич на Октябрьской-кольцевой. Тут уже привычно
Русич на Октябрьской-кольцевой. Тут уже привычно

Но и они в долгу не остались. В 2020 году с пришествием "Москвы 2020" Собянин решил что-то типа: "А хорошо бы обе кольцевые укомплектовать одинаковыми поездами. И инновационными, конечно".

И вот. В этот раз поспешили лет на 30-35. Русичи передали в Митино (собственно поэтому оттуда другие передали в Северное), а из ТЧ-4 Красная Пресня стали выезжать только новенькие "Дейны".

Москва-2020 в рекламном...
Москва-2020 в рекламном...
...и в родном окрасе на Октябрьской-кольцевой
...и в родном окрасе на Октябрьской-кольцевой

Кстати окрас рекламных ещё в 2021 году поменяли на родной. Вот бы с электробусами так, а?!

Калужско-Рижская

Здесь все довольно долго. Начнём пожалуй с 2017 года. Тогда на КРЛ были только "Номерные". Уже много "Москвы" поступило в депо Выхино (об этом ниже), и Калужское со Свибловым не захотели отставать. В итоге, 81-765.1 были поставлены и на "рыжую" ветку. Но в очень малом количестве. С 2018 года туда поставили так много 81-765.3, что более ранние составы передали на ТКЛ.

Москва на Китай-городе-на север. Путь КРЛ
Москва на Китай-городе-на север. Путь КРЛ

Но не все номера были убраны. В 2020-2023 годах на линии постоянно менялось количество поездов "Москва-2020": их то поставляли, то забирали на новые участки БКЛ. В итоге, кстати, их всё равно не хватало.

Дейна на Ботаническом саду
Дейна на Ботаническом саду
На линии побывали самые разные модификации, в том числе и разнофарый 81-760А
На линии побывали самые разные модификации, в том числе и разнофарый 81-760А

А вместо них с других депо, имеющих резерв, привозили "Номерные" и "Оку". Но в 2023 году была взята последняя партия "Дейн" для Большого Кольца. Так что заводские поставки вынудили номеров уйти с линии. В декабре 2023 года последний "Номерной" "рыжей" линии прошёл с последним рейсом. Все поезда переданы на Люблинско-Дмитровскую линию (о ней ниже). А Ока в количестве нескольких составов до сих пор в депо Свиблово.

Таганско-Краснопресненская

Здесь история долгая. Со времен 70х на ней эксплуатировались исключительно 81-710/81-508 Еж-3 (народно Ёжик). Но в 2013 году нежданно-негаданно открылось продление аж в 2 станции - участок Выхино - Жулебино. Линию дополнили "номерными", поскольку они, видимо, не сильно отличаются от "Ежей".

-24
-25

Тут невольно вспоминаю НомЕж-3 - городскую легенду Москвы. Что интересно, именно на ТКЛ вышел в пассажирский рейс первый канонически модернизированный "Номерной" (дело в том, что результат модернизаций менялся со временем).

НомЕж-3, если таковой существует
НомЕж-3, если таковой существует
-27

В 2015 открылась станция Котельники. Вновь выросшую линию в этот раз дополнили "Окой" с завода. На линии (а точнее в депо Выхино) начался зоопарк типов ПС

-28

Ну а уже в 2016 году Метровагонмаш собрал опытный поезд из вагонов 65001-66001-67001-66002-66003-67002-66004-65002 модели "Москва". Состав отправили в Выхино на обкатку. Ведь именно на ТКЛ тогда были самые старые поезда в Москве. В 2016-2017 годах было поставлено ещё 5 составов. И в самом 2017 началась их пассажирская эксплуатация.

Канон "Москвы". Станция Павелецкая-кольцевая. Парад 2018.
Канон "Москвы". Станция Павелецкая-кольцевая. Парад 2018.

Позже с учётом поставок 81-765.1 - доработанной версии, которая также есть только здесь, с линии вытеснили поезда-источники зоопарка, а затем, в 2018, из Выхина уехали и Ёжики. В пассажирской эксплуатации они остались только в Планерном

Но так как модификации типа Е уже давно считаются допотопным типом, то их нельзя обойти стороной. В 2019-2020 годах в Планерное поставили составы 81-765.3... Они имеют ЖК-экран вместо традиционной наклейки линии и новую систему поручней.

-30

Вот так и вытеснили тип Е из Москвы. Последний поезд "точечной работы", а именно Новый Год, покинул пассажиров 1 марта. Теперь он хранится в депо.

Еж-3 уезжает в депо. Снято мной 23 февраля
Еж-3 уезжает в депо. Снято мной 23 февраля

Калининская и Серпуховско-Тимирязевская

Дело в том, что здесь всё одинаково. В 1979 году открылась Калининская линия. Туда отправили одну из первых, если не первую партию серийных "Номерных":

-32

А в 1983 - Серпуховско-Тимирязевская

-33

Но привычное существование прервал 2012 год. Именно тогда на ММЗ началось производство "новых" 81-760 "Ока". Их суть в том, что чертежи от номера, а детали свои. И в 2012 году "Ока" поставила крест на работу номерных в депо Новогиреево, в 2014 - в депо Варшавское и в 2015 - в депо Владыкино

-34
-35

Вот такие пироги

Люблинско-Дмитровская

Честно говоря, я не знаю, что тут делает эта линия. В 1995 году движение на ней открыли именно Номерные и они, и только они бороздят её пути и поныне. Ну, только если вы принимаете 81-717.6 на "Номерной". А тут всё изложено с моей точки зрения. Модель ведь та же

-36
-37

Интересно, что именно .6 могли выпускать вместо "Оки". Но потом в Метровагонмаше посудили и решили, что новый поезд не должен быть похожим на старое. И заменили все комплектующие.

Большая Кольцевая

Ещё одна странность. Видите ли, самые "старые" участки линии: Деловой Центр - Петровский парк и Петровский парк - Савёловская были запущены в 2018 году. Откуда же здесь номера? Ведь самым старым эксплуатируемым ПС в силу отсутствия собственного депо оказалась "Ока"!

-38

На самом деле, всё просто. В 2023 году БКЛ замкнулась, а парад ретропоездов перенесли туда. Таким образом, в истории Москвы зафиксировано 4(!) дня, когда номерок катался по БКЛ!

-39

Каховская

Почившая Каховская линия. Раньше по ней действительно ходили номера. Сначала до вилочного движения (уже тогда шли поставки!), затем до обособления по Замоскворецкой линии (1980-1995). В 1995 году линии разделили, и участок нынешней БКЛ впервые стал отдельной линией. Но в 2004 на линию прибыли несколько асинхронных "Яуз". До 2013-2016 годов (точно не скажу) оба типа ездили наравне. Затем "Номерные" списали. Яузы же ушли оттуда в год реконструкции (2019). А с 2023 года участок полностью входит в пассажирскую эксплуатацию БКЛ. Тут стоит добавить, что эта линия как раз и является одним из заделов под неё.

Бутовская

-40

Единственную в России линию лёгкого метро запустили в 2003 году. Тут, кажется, номера не при чём? Ошибаетесь. Да, в 2003 специально для этой линии Метровагонмаш выпустил модель 81-740/81-741 "Русич".

-41

Надеюсь, вы не подумали, что я про "Синергию"? Ничуть. Она же не пассажирская. Но так и быть, вставлю её сюда:

-42

А на самом деле, в первую зиму "бутовки" не все "Русичи" прошли морозные испытания. Поэтому буквально на месяц их заменили номерными.

-43

На этом всё. Хотелось бы поблагодарить тех, кто это читает, ведь статья невероятно длинная. Ну, хотя, на то она и статья.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!