Найти в Дзене
Я вправе

Сколько времени врач должен уделить пациенту. Что делать пациенту, если выделенного времени оказалось недостаточно?

Оглавление
Источник: Pixabay.com
Источник: Pixabay.com

Минздрав посчитал и утвердил максимальные временные затраты врача на одного пациента. По заверению министерства, при определении нормативной продолжительности приема учитывались статистические данные: сколько у врача в среднем уходит на прием пациента. Но все равно утвержденные нормативы вызвали волну критики как со стороны врачей, так и пациентов.

Правовое регулирование

Нормативные рамки для приема пациентов определены в приказах Минздрава. Их министерство внедряет с 2012 года. Первый Приказ №290 н от 2015 года действует в отношении наиболее востребованных у пациентов специалистов:

  • терапевтов;
  • педиатров;
  • неврологов;
  • семейных врачей (врачей общей практики);
  • офтальмологов;
  • акушеров-гинекологов;
  • лор-врачей.

Приказ Минздрава № 973н от 2016 года распространяется на:

  • кардиологов;
  • эндокринологов;
  • стоматологов-терапевтов.

С 9 ноября 2020 года Приказ №810н нормирует прием пациентов и другими узкими специалистами:

  • инфекционистом;
  • фтизиатром;
  • онкологом;
  • пульмонолог;
  • хирургом;
  • гематологом.

Приказы действуют на врачей, которые принимают пациентов в амбулаторных условиях и не распространяются на тех, кто оказывает помощь круглосуточно.

В 2023 году были приняты два приказа, которые регламентируют работу (приказ Минздрава России от 15 декабря 2023 г. №696н, № 657н):

  • врача-гериатра;
  • психиатра;
  • психиатра-нарколога;
  • психотерапевт.

Для чего вводятся нормативы рабочего времени

Нормы времени на прием пациентов от Минздрава необходимы:

  1. Для расчета нагрузки на врачей.
  2. Для внутреннего пользования: экономисты медицинского учреждения по этой информации могут рассчитать численность врачей, нужных для обслуживания пациентов.
  3. Для прогноза потребности в специалистах данного профиля на основании статистики заболеваемости и нормативной нагрузки.
  4. Для учета востребованности специальности в медицинских вузах.

Типовые нормы разрабатывались с учетом исследований, проведенных Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения.

Сколько времени врач может потратить на пациента

Вот сколько отводится врачу на прием пациентов с учетом времени на заполнение документации.

Таблица Предельная продолжительность приема одного пациента у врача
Таблица Предельная продолжительность приема одного пациента у врача
Таблица Предельная продолжительность приема одного пациента у врача (часть 2)
Таблица Предельная продолжительность приема одного пациента у врача (часть 2)

За отведенное на одного пациента время врач  должен не только осмотреть пациента, но и заполнить необходимые бумаги. Так, онкологи, гематологи, инфекционисты, пульмонологи могут потратить на подготовку необходимых документов до 35% времени, фтизиатры – до 37%, хирурги – до 39%, психиатры, гериатры - до 35%, наркологи - до 42%.

Исследования показывают, что в среднем врачи тратят на заполнение документации до 43% рабочего времени, а проведенная повсеместно информатизация не только не помогла разгрузить медработников, но и отнимает у них даже больше времени, чем ранее бумажная работа.

В целом среднее время, отведенное врачам, соответствует международном опыту. В странах ЕС врач общей практики в среднем тратит на пациента 10,7 минут, в Швейцарии и США – 15,6-15,7 минут.

От чего зависит время приема

Количество минут, которое врач может затратить на пациента, зависит не только от его специализации, но и от некоторых других факторов:

  1. Цели визита. Если пациент обратился к врачу с профилактической целью, то нормативы на прием пересматриваются в меньшую сторону. Например, фтизиатру на профилактический осмотр отводится на 10-20% меньше времени, а хирургу, стоматологу и инфекционисту – на 30-40% психиатру, наркологу и психотерапевту - на 35%.
  2. Первичный или повторный прием. На повторный прием отводится меньше времени - до 70-80%.
  3. Плотность населения в регионе нахождения медицинского учреждения. Если плотность населения превышает 8 человек/кв.м., то применяют коэффициент - 0,05, если ниже указанного значения +0,05.
  4. Уровня заболеваемости в регионе. Если она в регионе выше на 20% среднероссийской цифры, время на прием – выше.
  5. Плотность проживания населения. К нормативу применяют дополнительный коэффициент +0,15 при проживании населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с плотностью не более 2,5 человек на кв.км.
  6. Доли населения пенсионного возраста. Чем пенсионеров больше, тем более продолжительным может быть прием.

Может ли врач принимать пациента дольше, чем указано в нормативах

Введенные временные нормативы неоднократно подверглись критике как со стороны медицинского персонала, так и самих пациентов. Многие указывают, что для полноценного осмотра и постановки диагноза 15 или 20 минут явно недостаточно.

Но российское законодательство не содержит штрафов для врачей, которые не уложились в нормативы. Нормы имеют рекомендательный характер, сложным пациентам должны уделить столько времени, сколько необходимо для полноценного обследования и постановки диагноза. Но если врач успеет поставить диагноз и выдать пациенту направление за время в пределах норматива, то продлевать прием также не имеет смысла.

О чем следует помнить пациенту

Пациенту нужно учитывать, что временные нормативы нужны в первую очередь экономистам и сотрудникам ОМС для расчета потребности в медицинских специалистах.

Права пациента на полноценное медицинское обследование никто не отменял и его реализации не может препятствовать желание врача уложиться во временные нормативы. Если после того, как истекли положенные 15 (20 и т.д.) минут, врач отказался продлевать прием и по этой причине пациента не дообследовали, не поставили диагноз, то пациент может жаловаться:

  • руководству медицинской организации;
  • в страховую организацию (телефон должен быть на полисе ОМС);
  • территориальный ФОМС (найти телефон можно на сайте организации);
  • местное управление здравоохранения – Минздрав, профильный комитет, департамент и пр.;
  • Росздравнадзор.

Образец жалобы на некачественные медицинские услуги можно скачать тут.

О других правах пациентов читайте в материале «Все, что нужно знать о бесплатной медицине: гид для пациентов».