Найти тему

Свобода и самостоятельность. Как научить ребёнка выбирать

Оглавление

Каждый человек рождается свободным. Но далеко не каждая мама готова дать своему ребёнку свободу, опекая его порой и во взрослом возрасте. Всему виною страх за «шишки и синяки», которые ребёнок получит, неверно распорядившись своей свободой.

Автор: Валентина Соловьёва, педагог начальных классов, педагог Монтессори, семейный психолог

Прежде всего, разведём понятия «свобода» и «вседозволенность». В отличие от вседозволенности, свобода и самостоятельность подразумевают ответственность за свой выбор. А ответственность уже несёт за собой логическую связь выбранного варианта и его последствий. Более сложным этапом станет умение спрогнозировать решение, если выбор принесёт неудачные последствия.
Конечно,  первое время ребёнку помогают размышлять его родители, проговаривая варианты.
Пример:
— Что мы с собой возьмём на прогулку? Ведёрко и лопатку или куклу?
— С куклой нельзя будет играть в песочнице: она испачкается.
— Но если кукла испачкается, мы её потом помоем дома.

-2

Казалось бы, элементарный выбор игрушек, но проговаривая варианты и последствия, ребёнок учится размышлять и прогнозировать.
Кроме мышления, свобода выбора помогает ребёнку научиться слышать себя.
Пример:
— Тебе тепло? Может, наденешь кофту?
— Не надену, мне тепло.
— Давай возьмём кофту с собой, если ты почувствуешь холод, сможешь надеть.

Умение услышать себя особенно важно в вопросах питания. Если ребёнок не научится слышать чувство насыщения, а будет есть «до последней ложки», то это может плачевно сказаться на пищевых привычках во взрослой жизни. Но опять не забываем об ответственности за выбор.
Пример:
— Ты наелся и больше не хочешь?
— Но мы уходим на прогулку и поедим в следующий раз только в обед. Мы можем взять с собой яблоко и влажные салфетки. Если проголодаешься, сможешь его съесть.

-3

Как у каждого свободного человека есть законы, которым он должен следовать, так и у ребёнка должны быть правила, которым необходимо следовать.
Правила также необходимо проговаривать.
Пример:
Есть игрушки, которые можно брать на улицу, а есть те, которые нельзя, потому что они могут безвозвратно испортиться.
Босиком на улицу нельзя: ноги могут замерзнуть и пораниться.
На обед мы едим суп, а не конфеты, а то будет болеть живот.
Нельзя бояться, что ребёнок «набьёт шишку», сделав неверный выбор. Пока эта «шишка» небольшая, но именно она запустит механизм мышления, механизм взятия ответственности на себя, механизм поиска решений, выхода.

Пример:
Ребёнок моет куклу после прогулки.
Ребёнок замёрз и просит кофту (а может и не замёрз, мы зря волновались).
Ребенок проголодался и просит яблоко (а может и не проголодался, ему достаточно той порции).
В следующий раз, когда он будет делать выбор, он вспомнит, к чему может привести то или иное решение.

Таким образом повзрослевший человек научится видеть в своей жизни альтернативы, прогнозировать и искать решения.

Читайте также: Как отвечать на вопросы ребёнка о сексе. Формируем правильное понимание

Больше статей на сайте МЕДИА ДЛЯ МАМ Liberty

Канал 3 moms на YouTube

Мы в telegram Мы в vk