Каждый человек рождается свободным. Но далеко не каждая мама готова дать своему ребёнку свободу, опекая его порой и во взрослом возрасте. Всему виною страх за «шишки и синяки», которые ребёнок получит, неверно распорядившись своей свободой.
Автор: Валентина Соловьёва, педагог начальных классов, педагог Монтессори, семейный психолог
Прежде всего, разведём понятия «свобода» и «вседозволенность». В отличие от вседозволенности, свобода и самостоятельность подразумевают ответственность за свой выбор. А ответственность уже несёт за собой логическую связь выбранного варианта и его последствий. Более сложным этапом станет умение спрогнозировать решение, если выбор принесёт неудачные последствия.
Конечно, первое время ребёнку помогают размышлять его родители, проговаривая варианты.
Пример:
— Что мы с собой возьмём на прогулку? Ведёрко и лопатку или куклу?
— С куклой нельзя будет играть в песочнице: она испачкается.
— Но если кукла испачкается, мы её потом помоем дома.
Казалось бы, элементарный выбор игрушек, но проговаривая варианты и последствия, ребёнок учится размышлять и прогнозировать.
Кроме мышления, свобода выбора помогает ребёнку научиться слышать себя.
Пример:
— Тебе тепло? Может, наденешь кофту?
— Не надену, мне тепло.
— Давай возьмём кофту с собой, если ты почувствуешь холод, сможешь надеть.
Умение услышать себя особенно важно в вопросах питания. Если ребёнок не научится слышать чувство насыщения, а будет есть «до последней ложки», то это может плачевно сказаться на пищевых привычках во взрослой жизни. Но опять не забываем об ответственности за выбор.
Пример:
— Ты наелся и больше не хочешь?
— Но мы уходим на прогулку и поедим в следующий раз только в обед. Мы можем взять с собой яблоко и влажные салфетки. Если проголодаешься, сможешь его съесть.
Как у каждого свободного человека есть законы, которым он должен следовать, так и у ребёнка должны быть правила, которым необходимо следовать.
Правила также необходимо проговаривать.
Пример:
• Есть игрушки, которые можно брать на улицу, а есть те, которые нельзя, потому что они могут безвозвратно испортиться.
• Босиком на улицу нельзя: ноги могут замерзнуть и пораниться.
• На обед мы едим суп, а не конфеты, а то будет болеть живот.
• Нельзя бояться, что ребёнок «набьёт шишку», сделав неверный выбор. Пока эта «шишка» небольшая, но именно она запустит механизм мышления, механизм взятия ответственности на себя, механизм поиска решений, выхода.
Пример:
• Ребёнок моет куклу после прогулки.
• Ребёнок замёрз и просит кофту (а может и не замёрз, мы зря волновались).
• Ребенок проголодался и просит яблоко (а может и не проголодался, ему достаточно той порции).
В следующий раз, когда он будет делать выбор, он вспомнит, к чему может привести то или иное решение.
Таким образом повзрослевший человек научится видеть в своей жизни альтернативы, прогнозировать и искать решения.
Читайте также: Как отвечать на вопросы ребёнка о сексе. Формируем правильное понимание