Найти в Дзене

Внедрение системы маркировки «Честный знак»: итоги 2023 года. Комментарии регуляторов

Оглавление

«Контроль качества продукции», апрель 2024.
Рубрика: Дискуссия экспертов.

На круглом столе в пресс-центре ТАСС «Маркировка как эффективный инструмент защиты от контрафакта и фальсификата» обсуждались актуальные вопросы расширения системы «Честный знак», эффективности плановых проверок по индикаторам риска, повышения экономического эффекта для государства и бизнеса, а также новых способов защиты граждан от просроченной и нелегальной продукции.

Уже 5 лет действует в России система маркировки «Честный знак», позволяющая дистанционно выявлять нарушения правил продажи товаров, взаимодействовать с проверяемым лицом без прямого контакта и снижать нагрузку на бизнес. В текущем году маркировка должна охватить все отрасли промышленности, от лекарств до детских игрушек, что не только обезопасит потребителей от недобросовестных производителей и продавцов, но и принесет значительный экономический эффект.

Сегодня система маркировки стала интегрироваться с системами, которые прослеживают качество сырья. Это стало общим трендом. Ведется большая работа по интеграции систем прослеживаемости и маркировки.

С момента старта программы в системе маркировки уже находятся 16 товарных групп, запущено 11 пилотных проектов. Как сообщил председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий М. Дубин, в 2023 г. оборот немаркированной обуви снизился на 62%, оборот табачной продукции и воды с нарушением установленных цен за год сократился на 21 и 98% соответственно, а парфюмерии без разрешительной ­документации – на 85%.

В прошлом году в качестве эксперимента была введена блокировка продажи товаров на кассах в случаях, когда к оплате предъявлялись просроченные товары или продукция с кодом маркировки, выведенным из оборота. На 12 товарных групп, включая молочную продукцию, воду и табачные изделия, маркировка которых протестирована в пилотном режиме, данная система будет постепенно распространяться повсеместно с 01.04.2024 г. Также рассматривается механизм повсеместного внедрения маркировки лекарств и медизделий.

Система маркировки интегрирована с информационными системами всех ключевых ведомств, причем не только контрольно-­надзорных, но и осуществляющих государственное регулирование в отдельных сферах. Благодаря совместной работе Минпромторга, Минэкономразвития и Роспотребнадзора удалось выявить 30 индикаторов риска по 10 товарным группам на основе информации из системы маркировки.

Отвечая на вопрос журнала ККП о роли обязательной сертификации в борьбе с контрафактом и фальсификатом, заместитель министра промышленности и торговли РФ Е. Приезжева сказала, что это более действенный и эффективный инструмент, чем декларирование соответствия. «Одним из направлений развития системы является расширение интеграции с разрешительными документами, в т.ч. с сертификатами соответствия. По товарам, где требуется сертификат соответствия, в системе ЧЗ обеспечивается более глубокий контроль», – отметила замминистра.

Известны случаи, когда на электронных площадках продавалась продукция с подложными сертификатами. Интеграция систем «Честный знак» и ФГИС Росаккредитации позволит исключить ­подобные ситуации.

В ходе дискуссии были подробно рассмотрены аспекты внедрения Национальной системы маркировки «Честный знак». Сегодня ее возможности постоянно расширяются, потребители становятся настоящими общественными контролерами, получив возможность проверить товары в мобильном приложении «Честный знак» и защитив себя от недоброкачественной продукции. В планах у ведомств – совместная системная работа, в задачи которой входят расширение возможностей системы маркировки по контролю качества и безопасности продукции не только при вводе в оборот, но и на всех этапах ее обращения.

Комментарии регуляторов

Внедрение системы маркировки «Честный знак» в сфере пивной и табачной продукции

Ю.Л. Васильченко, заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию ­алкогольного рынка
Ю.Л. Васильченко, заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию ­алкогольного рынка

Обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков стартовала в России с 1 апреля 2023 года. Сегодня можно говорить не только о предварительных результатах проекта, но и о его проблемах.

Во-первых, меры Правительства Российской Федерации по контролю за производством и оборотом пива и пивной продукции носят комплексный характер. Разработанные и реализуемые мероприятия включают в себя как документы нормативно-правового характера, так и организационно-технологические процедуры. Так, Федеральным законом от 03.04.2023 № 108-ФЗ установлено, что право на осуществление деятельности по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи предоставляется организациям при условии включения их в реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. В соответствии с этой нормой Росалкоголь­табакконтроль в короткие сроки разработал и ввел в эксплуатацию реестр, в котором по состоянию на 31 января 2024 г. зарегистрировано более 200 производителей пива и пивных напитков, сидра, ­пуаре, медовухи.

Во-вторых, собственно сама отдельно взятая технология маркировки пива и пивной продукции не панацея, избавляющая рынок от нелегальной продукции. Ожидаемый эффект заключается именно в комплексировании технологии ­поэкземплярной прослеживаемости продукции, которая реализуется в информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ), с механизмами учета и контроля за соответствием обязательных требований при производстве и обороте пива и пивной продукции, уже действующими в ЕГАИС. Важным слагаемым успеха проекта является также единый и понятный программный интерфейс, предусматривающий однократный ввод сведений в информационную систему.

Задача Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – обеспечить учет и контроль маркированного пива и пивных товаров в логике работы ЕГАИС. С этой целью совместно с оператором ЦРПТ разработаны и реализованы подробные процессные схемы информационного обмена ГИС МТ и ЕГАИС по каждому технологическому этапу: от процесса регистрации участника оборота товаров в ГИС МТ и до реализации продукции конечному потребителю. Для Службы принципиально важно ­технологически обеспечить соблюдение обязательных требований отраслевого законодательства, а именно: требований по использованию в ГИС МТ сведений из Реестра алкогольной продукции ЕГАИС, мест (адресов) осуществления деятельности участников оборота из Справочника организаций ЕГАИС, а также проверки наличия ограничений на их деятельность и ограничений на оборот вида продукции. Эти требования сегодня реализованы и выполняются.

Безусловно, в процессе интеграции возникали и возникают технологические проблемы, например гармонизация справочников ЕГАИС и ГИС МТ. Существуют сложности по идентификации адресов деятельности участников оборота.

Актуальным остается решение проблемы по сверке маркированной продукции на основании данных ГИС МТ и ЕГАИС на этапе производства. С целью обеспечения входного учета маркированного пива и пивной продукции на этапе производства в ЕГАИС реализована автоматическая сверка сведений из отчетов о нанесении ГИС МТ и сведений ЕГАИС по отчетам о производстве. При наличии расхождений через средства ЕГАИС участникам оборота направляются уведомления о наличии расхождений.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности Служба в приоритетном порядке расширяет перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Службой федерального государственного контроля. В части маркированного пива и пивной продукции приказом Минфина России определены два индикатора, один из них направлен на выявление расхождений на 10 процентов и более между объемами производства и оборота, зафиксированных в ЕГАИС и ГИС МТ за календарный месяц. На основании результатов сверки ­межрегиональными управлениями Службы проведены контрольно-­надзорные мероприятия без взаимодействия в отношении 486 организаций, выявлены признаки нарушения обязательных требований у 356 организаций, в отношении которых вынесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целом служба оптимистично оценивает вопросы применения системы маркировки вкупе с системой ЕГАИС. Этот год для нас является отчетным, и, надеюсь, те результаты, которые мы получим, обеспечат выполнение заданных показателей.

Минпромторг предложил членам ВОЗ утвердить цифровую маркировку как основной подход к регулированию табачного рынка

Е.Г. Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
Е.Г. Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

В феврале 2024 г. в Панаме прошла 10-я сессия Конференции Сторон Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) и 3-я сессия Совещания Сторон Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. В работе РКБТ ВОЗ участвовала российская делегация во главе с заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации Е.Г. Приезжева.

В рамках своего выступления замглавы Минпромторга России подчеркнула, что только 57% стран, подписавших Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, на данный момент внедрили систему отслеживания и прослеживаемости. Вместе с тем Россия, не являясь участником этого Протокола, с 2019 года внедряет систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

«Система учитывает и во многом превосходит требования Статьи 8 Протокола РКТБ ВОЗ. <…> Сегодня действие системы распространяется на более 120 тысяч юридических лиц в отношении табачной продукции, а совокупный эффект от пресечения ее нелегального оборота составил 245 млрд руб. в виде полученных ­налоговых доходов. Объем табачного рынка стабилизировался и демонстрирует тенденцию к снижению, 18 производств было легализовано, 45 нелегальных закрыто», – рассказала замглавы Минпромторга России.

Дополнительные налоги от системы маркировки на табачном рынке за три года составили 245 млрд рублей.

Минпромторг предложил членам ВОЗ утвердить цифровую маркировку как основной подход к регулированию табачного рынка.

«Предлагаем Сторонам рассмотреть возможность включения в проект решения сегодняшней сессии предложение по утверждению цифровой маркировки как основного глобального подхода к регулированию табачного рынка и рекомендовать странам – участницам ВОЗ внедрять собственные системы прослеживаемости на основе современной цифровой технологии маркировки табачной продукции «Честный знак», – добавила Екатерина Приезжева.

Кроме того, от лица российской стороны замглавы Минпромторга поддержала инициативу по созданию Центра знаний по вопросам отслеживания и прослеживания табачной продукции. Центр может стать единым пунктом сбора данных и накопления знаний, технологий, в том числе в сфере передачи практического опыта или технологий в области сбора информации, правоприменения, отслеживания, прослеживания и т.д.

При этом Россия может предложить заинтересованным государствам не только цифровые решения, но и уже готовую методологию оценки незаконной торговли табачными изделиями, применяемую АНО «ННЦК» при проведении полевых исследований.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество