(Взгляд Ивана) Во все времена тема измен в отношениях считалась одной из самых болезненных. Да что говорить, в некоторых странах за это положена смертная казнь. К счастью, в нашей стране за этот проступок не такое серьезное наказание, тем не менее, за свой короткий век от своих знакомых я слышал ни одну историю о том, как отношения разваливались, не выдержав предательства одного из партнеров. А значит общество не приемлет ничего, что связано с неверностью и людям проще разорвать связь, нежели мириться с тем, что партнер имел грешки на стороне. Но в то же время измены никуда не исчезают из обыденного дискурса. О них пишут книги, мы встречаем их в кино, сериалах и анекдотах. А это означает, что они плотно засели в теле нашей жизни. Как и все остальные пороки, которые мы всё никак не можем изжить.
Ещё давным-давно, размышляя о неверности, я определил к ним своё отношение. Но в то же время, не пошёл дальше, чтобы поразмыслить, а почему у общества сложилось такое отношение. Как и многие табу и запреты, которые веками существуют в социуме, чаще всего мы игнорируем интеллектуальную работу их осмысления. Мне что-то сказали, я где-то о чем-то услышал и стал верить, что это моё мнение. Но как оно может быть моим, если я ни секунды не думал над этим вопросом, а просто принял ответ на веру? И сейчас мне хочется поразмышлять об этом, а заодно поделиться своими мыслями с читателями.
В данном тексте я не буду давать ответ на вопрос, плохо это или хорошо. Каждый сам для себя должен ответить на него. Моя цель найти ответ на вопрос, почему мы их боимся, когда изменяем не мы, а нам. Потому что, как ни странно, в этом вопросе, особенно с мужской стороны, часто получается так, что изменять нормально, а вот терпеть измены – противоестественно и плохо. К тому же, я буду исходить из того положения, что мы говорим о нормальных крепких отношениях. Ни тех, где люди превратились в сожителей и тянут эту лямку скорее по привычке. И ни тех, где идут на сторону из злости, желая наказать свою половинку. А тех отношениях, где нет проблем с сексом и всех всё друг в друге устраивает.
Рассуждая с точки зрения человека, чей партнер пошёл налево, люди думают о том, что их любимым воспользовался кто-то другой, словно это вещь и её взяли без спроса. Следом могут появиться мысли, а сравнивали ли меня с любовником и не оказался ли он лучше. И быть может дело во мне, я что-то делаю не так, чем-то не устраиваю и вот он печальный итог? Что сильно бьют по самолюбию, чего конечно же никто не любит. Второй момент, люди испытывают страх потери. Что если от них уйдут и они окажутся брошенным, да ещё и с пошатнувшейся самооценкой? И можно ли вообще верить любимому человеку, вдруг он постоянно обманывал? И всё что раньше связывало людей лишь притворство? И тот кому изменили, на самом деле всегда находился в состоянии запасного аэродрома, который никуда не денется? Это снова отсылает к нашему «эго», которое страдает, что кто-то чужой играл с его игрушкой. И теперь, оно, возможно, окажется на вторых ролях, в то время как отношения подразумевают, что в жизни любимого человека "эго" всегда будет первым и единственным. Затем могут следовать страхи об ИППП, ребенке, который может появиться, но его отцом будет кто-то другой, неуважение к нему как к личности, а ещё страх, что об этом узнают знакомые и мужчина будет находиться в статусе «рогоносца». Ко всему прочему у человека может появиться чувство морального превосходства, особенно если он сам не грешил. Впрочем, если он тоже ходил налево, но не был пойман, "праведных гнев" может быть ещё сильнее. Партнер же, в свете подобных вещей, разумеется, начнет казаться ненадежным и слабовольным, поскольку не смог побороть свои инстинкты. Находится же с таким человеком, который в глазах того, кому изменили, станет чем-то наподобие Иуды, может быть неприятно уже с точки зрения честолюбия. Как неприятно находиться в помещении, где не убрано и плохо пахнет, так неприятно находится с людьми «без царя в голове», к коим мы легко можем причислить изменившего нам партнера. В редком случае, люди будут переживать о духовном здоровье человека, который нарушает табу и возможно идёт по пути саморазрушения. А ещё допускает опасный риск потерять всё, во что было вложено так много сил.
Как видно из абзаца выше, в первую очередь, человек страдает от собственнических чувств. Страдает о себе, о предательстве, а не о том, что другой пошёл не туда и заблудился. Уверен, в современном обществе найдётся мало людей, которые могут порадоваться, что любимый человек получил удовольствие без них. Потому что страдает именно наше эго, которое хочет, чтобы партнер принадлежал ему полностью, на уровне тела, эмоций и даже мыслей. Иначе оно рискует оказаться сброшенным с пьедестала, чего боится больше всего.
На мой взгляд, хоть мы и боимся измен, но в страхе перед ними мало рационального. Да, с появлением в истории общества такой конструкции как семья, когда люди стали жить парами, а это большая часть истории вида, всё было несколько иначе. Все спали со всеми и никто не мог представить, что можно испытывать ревность и страдать от неё, таких проблем попросту не могло быть. Затем мужчины, защищая свои гены и не желая кормить чужих детей, стали бояться измен. Но всё это осталось в плоскости нашей лимбической системы, которая закрепощает нас различными страхами и заставляет соответствующим образом на них реагировать. Но этот страх не естественный, а очередной культурный феномен, который за пару тысячелетий укрепился в нашем сознании и кажется ещё долго будет отравлять умы людей.
Боялись бы мы измен, если бы жили в более свободном и осознанном обществе? Тут главное не путать сексуальную несдержанность с чувством свободы и доверия, в котором люди осознают, что никто никому не принадлежит и не страдают от собственничества. Если бы союз между мужчиной и женщиной в первую очередь был основан на духовной близости, в которой они могли реализовывать свои главные ценности? Где секс не играет столь важную роль, как общение, основанное на уважении и заботе друг о друге. Стали бы люди изменять, если бы каждый день могли переживая моменты душевной близости, когда человек сливается с другим на всех уровнях своего бытия? Смог бы в таком обществе существовать страх неверности, когда вместе с любимым человеком можно коснуться самых сокровенных тайн бытия?
Кто-то может подумать, что я оправдываю измены. На самом деле я к ним равнодушен. Они существуют как культурный феномен, который когда-нибудь исчезнет, как и многие детские болезни невежества. Я понимаю, что многие проблемы происходят из-за временного несовершенства человека. Он так воспитан, что делает ошибки, которые готов себе простить, но редко когда может их простить другому. И в надежде хоть на секунду почувствовать радость единения, желая снова испытать это блаженство, люди могут пытаться воскресить его где-то на стороне. Но в то же время они боятся, что это сделают без них. Правда подлинное духовное единение – это результат титанических усилий. И значит чтобы оно появилось, растворив в своём свете все иррациональные страхи и сладкие соблазны, людям нужно постоянно держать курс именно на обретение этих духовных сокровищ, что невозможно сделать без каждодневного труда над совершенствованием своих отношения и самих себя.