Найти тему

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ АНАЛИЗА МЫСЛЕЙ И ПОВЕДЕНИЯ СМЭР

СМЭР - это аббревиатура протокола и техники из когнитивно-поведенческой психотерапии.

Применение этой техники, позволяет проводить анализ практически любой проблемной ситуации, на начальной стадии терапии.

Таблица СМЭР предназначена для работы с рефлекторными мыслительными шаблонами и означает следующее.

С - ситуация, М - мысль, Э - эмоция, Р - реакции.

Реакции означают, как телесные проявления, например: тахикардия, спертость дыхания, потливость, ватность ног и многие другие вегетативные симптомы, так и например реакция на уровне поведения, когда человеку хотелось что-то сделать, (например набить морду, тому, кто его оскорбил или как еще как-либо импульсивно отреагировать).

Этот протокол позволяет наглядно увидеть свои негативные мысли, переживания и реакции в конкретной ситуации.

То есть в определенном смысле "вывернуть наизнанку" когнитивный процесс, раскрыть механизм его работы, чтобы перестать использовать его рефлекторно.

Суть этого протокола как и все гениальное просто.

Расскажу поэтапный процесс заполнения таблицы, на простом жизненном примере.

Парень с девушкой решили пойти в кино и договорились встретиться в назначенное время. Парень пришел вовремя, но девушка значительно опоздала и ему пришлось долго её ждать. Звонил ей - телефон недоступен. И когда она пришла и пыталась, что-то объяснить, он не стал слушать, нагрубил ей, накричал, вспылил, в результате девушка обиделась и ушла.

Если бы таблицу заполнял парень, то мог бы заполнить таблицу следующим образом.

В графе С, описывается ситуация. Была договоренность пойти в кино, девушка опоздала, в кино не попали. Эта графа заполняется первой.

В графе Э, мы описываем, чувства. Молодой человек чувствовал тревогу, раздражение обиду. Записываем чувства и эмоции.

В графе Р, подразделе тело, мы записываем то какие были телесные реакции. Молодой человек чувствовал напряжение в шее и дрожь в руках.

В графе Р, подразделе поведение, мы записываем свое поведение. Молодой человек не стал слушать девушку, нагрубил ей, накричал, вспылил.

Графу М, мы заполняем последней. Задаем вопрос, о чём я думал в той ситуации? Какие мысли наиболее часто повторялись в той ситуации или были наиболее сильными?

Например, Молодой человек думал о том, что девушка где-то "залипла", в магазине или болтала с подругой, отчего у нее и сел телефон. Думал, что она его не ценит и не уважает, и из-за этого опоздала. Почему она его не уважает? Потому что он не достоин уважения.

Благодаря правильному заполнению этого протокола, открываются когнитивные искажения, выявляя которые, человек может увидеть, а потом изменить свои глубинные автоматические мысли и убеждения.

Таким образом, могут выявиться глубинные убеждения, которые проявляются не только в такой простой ситуации, но и в других, более сложных формах поведения .

В дальнейшем ведется работа по выявлению этих глубинных убеждений (техника «падающая стрела»), определению корней в событиях детства или особых травмирующих событиях, и Рескриптинг этих воспоминаний.

НАПИСАТЬ ПСИХОЛОГУ