В бизнесе действует правило: чтобы что-то заработать, надо сначала что-то потратить. Налоговая инспекция смотрит на это со своей колокольни: она анализирует расходы компании, чтобы понять, реально ли действует компания и несёт ли она сопутствующие своей деятельности расходы.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.
Если компания функционирует, ведёт деятельность, но при этом не несёт необходимых расходов, получается, что кто-то тратит деньги на поддержание деятельности вместо неё. Но бизнес — не та сфера деятельности, где кто-то по доброте душевной оплачивает потребности других. Поэтому какой вывод может сделать налоговая?
Что компания, которая не несёт расходов на свои нужды, обеспечивается другим бизнесом, с которым эта фирма аффилирована. И конечно, в этом случае налоговая начнёт искать признаки дробления. Вернее, она сначала может заподозрить дробление, а потом начать поиск доказательств. И обнаружить, что одна из компаний, входящих в схему, оплачивает нужды другой компании из этой же группы.
И это, уважаемые читатели, станет очень убедительным доказательством того, что бизнес, действительно, был раздроблен. Потому что важнейший признак дробления — это несамостоятельность хозяйствующих лиц. А что более убедительно доказывает несамостоятельность, как не тот факт, что кто-то другой за вас платит?
Далее — несколько примеров, где инспекция уличила группы компаний в том, что одна из фирм несёт расходы за другую или несколько других.
Нет платежей за «Платон». У транспортной компании был грузовой транспорт, но, как выяснила инспекция, эта фирма не несла расходы по системе «Платон». Их несла другая компания, входящая в ту же самую группу фирм.
Компания почти ни на что не тратится. Проверяемая управляющая компания не покупала канцелярские товары, не платила за аренду и комуслуги, не покупала вообще ничего. Только зарплату платила. Налоговая сделала вывод, что компания входит в «дробленческую» схему.
Субподрядчик выполняет работы, но у него ничего для этого нет. Компания занималась дорожными работами и привлекала формально независимых субподрядчиков. Однако у них для выполнения работ не было техники. И в аренде её тоже не было. И ГСМ субподрядчики не покупали.
У сельхозфирмы нет никаких затрат, связанных с её деятельностью. Сельскохозяйственная компания привлекла субподрядчиков и попыталась уменьшить свою доходную часть, перечисляя им оплату за услуги. Но никаких услуг они оказать не могли, потому что они не тратились на:
- посевной материал;
- аренду техники (в собственности тоже не было);
- удобрения;
- услуги по посеву и уборке урожая.
Как видите из этих примеров, налоговая готова глубоко анализировать процессы бизнеса, если чувствует, что там есть, что доначислить.
У налоговой есть много инструментов, чтобы доказать дробление бизнеса. Но у вас тоже достаточно способов защищаться
Когда налоговая инспекция доначисляет налоги, она почти всегда завышает их (отказывается применять налоговую реконструкцию). Подробнее об этом можно прочитать в статье «Налоговая вменяет дробление бизнеса и завышает налоги к доплате. Что делать?».
Но налоговая реконструкция постепенно становится трендом судебной практики. Я писал об этом в статье о деле МПС, в статье о деле Леспрома и вот в этом тексте. Если кратко — суды все чаще заставляют налоговую пересчитать налоги разделенного бизнеса правильно, так, как и надо (вместо неоправданного завышения, как любит инспекция). Это безусловно хороший тренд.
Это значит, что вы можете спорить с налоговой в два «этапа»:
- возражать, что бизнес баз раздроблен. Если удастся убедить в этом УФНС/суд, то все доначисления отпадут;
- спорить с размером доначислений, требовать применить налоговую реконструкцию, учесть вычеты НДС, которые вы применили бы, если бы использовали ОСН и зачесть расходы, которые понесли все ваши компании. Такая практика есть, и она успешно применяется.
Поэтому пространство для маневра есть, и возможности снижать доначисления (иногда в разы) — тоже.
____________________________________
С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.
Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.