Найти в Дзене
История транспорта

Троллейбусы MAN в Советском Союзе

Весной 1945 года в разрушенный войной Киев пришли четыре троллейбуса, изготовленные в течение 1938 года в Германии фирмой MAN в г. Аугсбурге на замену советским ЛК и ЯТБ, пострадавшим во время боевых действий. В отличие от советских «собратьев», эти машины имели цельнометаллический сварной кузов и окна с откидными форточками. В пассажирском салоне вместо мягких диванов были деревянные лавки с поперечным размещением, как у трамваев той поры. С левого борта было восемь двухместных сидений, с правого – пять одноместных и два двухместных. Кроме того, у задней торцевой стенки было ещё одно пятиместное сиденье. Задний и передний мосты имели одинарные бездисковые колёса. Электрооборудование машин было разное: у первых двух, более ранних, производства фирмы Siemens-Schukkert, (MAN-SSW) у остальных – фирмы ВВС (MAN-BBC). В ноябре 1938 года эти машины были представлены на выставке подвижного состава в Дюссельдорфе, после чего часть из них немного поработала в Берлине в качестве учебных троллейбусов. После чего все четыре экземпляра были отправлены для работы в город Черновцы, который в те годы был административным центром Буковины в королевстве Румыния.

Троллейбус МАН №2 на улицах Черновцов, примерно май 1939 г. источник указан на фото
Троллейбус МАН №2 на улицах Черновцов, примерно май 1939 г. источник указан на фото

В Черновцах эти троллейбусы работали вплоть до начала марта 1944 года, когда отступающие немцы эвакуировали их вглубь Румынии на территорию электростанции «Астра» в городе Брашов, где они и дождались советских войск.

В связи с катастрофическим положением подвижного состава киевского троллейбуса, было решено эти машины в Черновцы не возвращать, а направить их в Киев, где в сентябре 1945 года после ремонта две из них вышли на недавно открытый маршрут №2. Более подробно о развитии послевоенной маршрутной сети киевского троллейбуса я писал здесь. Оставшиеся две машины были отремонтированы в течение октября 1945 года и также вышли на городские маршруты.

В Киеве троллейбусы МАН получили инвентарные номера 14, 15, 16 и 17, в продолжение номерного ряда троллейбусов ЯТБ.

Троллейбус MAN-SSW №14 поворачивает с улицы Ленина на улицу Крещатик, 22 мая 1947 г. Фото А. Примаченко, из фондов ЦДКФФА
Троллейбус MAN-SSW №14 поворачивает с улицы Ленина на улицу Крещатик, 22 мая 1947 г. Фото А. Примаченко, из фондов ЦДКФФА
То же самое место, но с другого ракурса. MAN-BBC №17 маршрута №1 у центрального универмага, 1946 г. Из фондов ЦДКФФА/urbantransport.kiev.ua
То же самое место, но с другого ракурса. MAN-BBC №17 маршрута №1 у центрального универмага, 1946 г. Из фондов ЦДКФФА/urbantransport.kiev.ua

Поначалу троллейбусы МАН работали на маршруте №2. Иногда они выходили на маршрут №2, а после его временного закрытия в конце 1946 года – и на маршрут №1.

MAN-BBC №17 на улице Ленина отъезжает от остановки у Оперного театра, 7 мая 1946 г. Фото из фондов ЦДКФФА/urbantransport.kiev.ua
MAN-BBC №17 на улице Ленина отъезжает от остановки у Оперного театра, 7 мая 1946 г. Фото из фондов ЦДКФФА/urbantransport.kiev.ua
Площадь Сталина (ныне Европейская площадь) и начало улицы Крещатик. MAN-SSW, вероятно, маршрута №1, 1947 г. Фото из фондов ЦДКФФА
Площадь Сталина (ныне Европейская площадь) и начало улицы Крещатик. MAN-SSW, вероятно, маршрута №1, 1947 г. Фото из фондов ЦДКФФА

С 1947 года в Киев стали поступать новые троллейбусы советского производства МТБ-82М, что позволило вывести из эксплуатации двоенные машины. Троллейбусы ЯТБ разбирались, их шасси и электрооборудование отправлялось в Москву, где использовалось при производстве троллейбусов МТБ. А все четыре киевских МАНа в сентябре-октябре 1947 года были бесплатно переданы в город Днепропетровск для открытия там троллейбусного движения вместе с водителями, которые стали первыми наставниками днепропетровских коллег до конца 1947 года, после чего водители вернулись в Киев. В те годы традиционно пуск новых инфраструктурных проектов приурочивали к государственным праздникам: 1 мая либо 7 ноября. Не стал исключением и Днепропетровск: пуск троллейбуса в этом городе произведён 7 ноября 1947 года к тридцатилетнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции силами троллейбусов MAN.

Троллейбус MAN-BBC в момент открытия троллейбусного движения в Днепропетровске на проспекте Карла Маркса, 7 ноября 1949 г. Фото из фондов ЦДКФФА
Троллейбус MAN-BBC в момент открытия троллейбусного движения в Днепропетровске на проспекте Карла Маркса, 7 ноября 1949 г. Фото из фондов ЦДКФФА

В Днепропетровске троллейбусы МАН работали до 1951 года, после чего были списаны.

Предыдущая статья на тему:

Троллейбусы ЯТБ-1 и ЯТБ-2 в Киеве

Спасибо за внимание.