Киевский троллейбус – одна из старейших советских троллейбусных систем, открыта 5 ноября 1935 года и является хронологически второй в СССР после Москвы. Движение в городе открывали троллейбусы марки ЛК-5.
Первые семь машин ЯТБ-1 поступили с завода в город в январе 1937 года. Они продолжили нумерацию ЛК и получили инвентарные номера 8 – 14.
По сравнению с предшественниками, кузова ЯТБ-1 имели обтекаемую форму, их короткий передний свес значительно уменьшил нагрузку на переднюю ось и, соответственно, на рулевое управление. Смещение тягового двигателя и редуктора на 255 мм влево от оси симметрии троллейбуса дало возможность немного пустить уровень подножек. Обе пассажирские двери получили пневмопривод. Кресло водителя регулировалось по высоте, в салоне не стало полок для багажа и зеркала.
Первоначально новые машины ставили на наиболее загруженные маршруты №2 (Вокзал – площадь III Интернационала) и №3 Завод Дзержинского – площадь IIIИнтернационала), а с появлением в городе новых аналогичных троллейбусов, они стали работать на всех трёх маршрутах города.
До конца года в Киев поступили ещё три ЯТБ-1, №№15 – 17.
Заводская окраска ЯТБ-1, поступавших в Киев в 1937 году была сине-зелёная с белой крышей.
Последние четыре ЯТБ-1 пришли в город с завода в Ярославле в начале 1938 года: №№18, 19 и 20 зачислены на баланс троллейбусного депо в феврале, а №21 – в марте.
Во второй половине 1938 года в Киев поступила партия из шести новых троллейбусов марки ЯТБ-2. Они получили городские инвентарные номера 22 – 27.
В том же году в городе был организован троллейбусный маршрут №4: площадь Толстого – площадь III Интернационала.
Первые месяцы Великой Отечественной войны киевские троллейбусы работали более-менее в нормальном режиме. Когда же советские войска покидали город 18 сентября 1941 года, то они обесточили городской транспорт, чтобы тот не достался врагу. И троллейбус остановился. Очевидцы рассказывали, что некоторые машины замерли прямо посреди улиц, там, где их застало выключение тока.
Немецкая оккупационная администрация планировала восстановление троллейбусного движения в Киеве, в октябре 1941 года даже начались некоторые работы, но потом всё было заброшено, и троллейбусное движение в городе остановилось на три года.
Когда фашистские оккупанты поняли, что им придётся оставить Киев, они разобрали контактную сеть и вывезли самые новые и самые хорошие троллейбусы ЯТБ-4 в Познань, Гдыню и Кёнигсберг. При этом работникам троллейбусного депо удалось сберечь от вывезения несколько машин. С них сняли агрегаты, а кузова замаскировали досками и отходами лесоматериалов под сараи на территории завода имени Дзержинского. Пригодные для использования двигатели и другое электрооборудование закопали в землю. По воспоминаниям ветеранов депо, кузова некоторых троллейбусов без двигателей и основных агрегатов использовались немцами как сторожевые будки.
После освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков приоритетной задачей было восстановление движения трамвая в городе, которое возобновили с 1 января 1944 года на маршруте №13.
Параллельно с трамвайными восстановительными работами проводилось и восстановление довоенной троллейбусной сети. Ещё в конце 1943 года специальная комиссия осмотрела уцелевшие киевские троллейбусы и сделала вывод о возможности восстановления десяти машин. Из 14 ЯТБ-1 планировалось восстановить четыре, несмотря на то, что у них отсутствовали двигатели, панели управления, мотор-компрессоры и половина сидений в салоне. Из 6 ЯТБ-2 оказались пригодными к восстановлению все 6. Но и у них отсутствовали колёса, лампы, аккумуляторы, двигатели от компрессоров, не хватало большинства сидений и стёкол. Кузова также требовали значительного ремонта. За время боевых действий был полностью разбито 3 машины. Ещё 16 машин стали непригодными для использования потому, что оборудование с них было демонтировано для укомплектования вывезенных во время оккупации троллейбусов ЯТБ-4.
Планировалось, что в течение 1944 года киевляне имели возможность восстановить 15-18 троллейбусов, чего было полностью достаточно для возобновления движения.
Все планы были реализованы, правда с меньшим количеством троллейбусов.
2 ноября 1944 года было проведено пробное движение троллейбусов на маршруте завод имени Дзержинского – площадь Толстого с целью выявления возможных дефектов, каковые могли бы повредить нормальной эксплуатации троллейбусов.
После списания ЛК-5 и потери ЯТБ-4, увезённых немцами, нумерация восстановленных троллейбусов ЯТБ-1 и ЯТБ-2 началась заново с №1. К сожалению, до наших дней не дошли документы, рассказывающие о том, какие именно троллейбусы старой нумерации получили новые номера. Известно, что №№1 и 2 имели ЯТБ-2, №9 – ЯТБ-1.
В первые дни на маршрут выпускалось 4 машины.
С наступлением зимы городу стало не хватать электроэнергии и поэтому выпуск на линии трамваев и троллейбусов уменьшился. Из документальных источников известно, что 8 декабря 1944 года на линии курсировало только 3 троллейбуса.
28 апреля 1945 года завершилось восстановление трассы по улице Ленине от площади Толстого до вокзала, а 29 апреля в 14:00 первые троллейбусы поехали на вокзал в режиме регулярной эксплуатации, хотя официальным днём открытия объявили 1 мая 1945 года (в те годы знаковые события старались приурочить к государственным праздникам: 1 мая или 7 ноября).
Этот участок стал продолжением уже работавшего маршрута №1.
Движение довоенного маршрута №2 (площадь Сталина – Вокзал) было восстановлено 18 сентября 1945 года.
В 1947 году в Киев стали поступать новые троллейбусы МТБ-82М. Поначалу из-за нехватки деталей и оборудования, для их производства использовались агрегаты довоенных троллейбусов ЯТБ. Поэтому для получения партии новых машин Трамвайно-Троллейбусное управление в течение 1947 года передавало на завод №82 рамы с навешенными на них агрегатами, шасси и механическое оборудование от троллейбусов ЯТБ №№ 1-3, 5, 6, 10-14, 17, 19, 23, 38. К сожалению, точных дат передачи на сегодняшний день не найдено. Но косвенно, по датам поступления МТБ-82М в Киев можно судить о том, что работа троллейбусов ЯТБ-1 и ЯТБ-2 в городе прекратилась осенью 1947 года.
Предыдущие статьи на тему:
Троллейбусы ЯТБ-1 в Ленинграде
Спасибо за внимание.