Баку и Материнство.
Доброе утро! Сегодня воскресенье и мы все законно отдыхаем. А кто-то собирается гулять с детьми. В этом году ранняя весна, много солнца и самое время хватать своих мальчишек-девчонок и идти гулять.
Мой мальчик уже подрос, ему в августе будет 30. Его не схватишь за руку, он не подбежишь чуть свет к кровати и не начнёт тихонько приоткрывать мне веки со словами: «Спишь? Мамуль, ты спишь? Мам? Маам? Мааам? Ой, проснулась! Пойдём гулять!».
Какое же это было сладкое время.
Родился у меня сын, когда мне было 19 лет. Пришёл как счастье и сделал мою жизнь наполненной и яркой. Как хорошо рожать рано, когда сын и друг являются одним понятием. Я помню, как мы вместе взрослели, как радовались и огорчались одним событиям.
Наверное, я не совсем понимаю что такое материнство, что такое разговаривать менторским тоном, что такое давать наставления или командовать. С моим парнем можно только договариваться. На равных, как со взрослым человеком. Он таким родился. Повезло же мне: ни одной ночи он меня не будил, не капризничал, не вредничал, даже подростковый период мне не устраивал. «С такими детьми можно человек 7 рожать», - говорит мне мама.
Детство-самое сладкое время не потому, что мы были счастливы стаканчику пломбира, а потому, что родители молоды, друзья бесхитростные, учителя знают больше, чем ты, а каникулы по расписанию.
У всех своё детство. Мне всегда важно узнать каким было детство у человека, это даёт мне сразу представление о человеке. Поэтому я мечтала увидеть Баку, город, где провёл детство мой супруг. Хотя, в его рассказах чаще фигурирует небольшой Киреевск в Тульской области, где жила бабушка, но я хотела увидеть именно Баку.
Пришёл февраль, мы собрали чемодан и проникли в город детства моего супруга. Что я знала про Баку? Что там снималась Бриллиантовая рука, что там есть море и что там добывают нефть. На этом, пожалуй, всё.
Баку в феврале оказался и показался солнечным, тёплым, весенним городом. Показался, пока не задули ветры, а ветры в Баку знатные, качественные, особые.
Мы сняли квартиру на первом этаже у художницы. В квартире был настоящий камин и нереальное чувство, что ты живешь в частном доме. Уже цвёл миндаль и заглядывал к нам в окно кухни. Я видела, как каждую минуту моего супруга накрывали воспоминания из детства. Он рассказывал, как рядом с их домом были сады, где цвели сливы или алыча, как они с ребятами прибегали и ели неспелые плоды и никто их не ругал.
Несколько дней мы жили в Баку, гуляли, смотрели, восхищались и ужасались, ели и пили, ходили в музеи и просто сидели в скверах. «Город контрастов»- это про Баку. Я после статьи размещу стих про Баку, который пульсировал во мне всё путешествие и пульсирует по сей день.
Сейчас пишу и понимаю, что утренняя байка совсем не для Баку. Баку требует своей серии рассказов-впечатлений, они буквально накрывают меня сейчас. Почему? Потому что в Баку живут БАКИНЦЫ. Это особые люди. Они узнают друг друга во всех уголках мира, я это неоднократно наблюдала. Им не нужен паспорт с национальностью, им не нужно родиться в Баку, им не нужно ничего, кроме самого Баку.
За годы жизни я видела как они вычленяют друг друга из любого коллектива и даже смеялась, потому что они как в индийском фильме находят друг в друге невидимые другим родимые пятна и примагничиваются как осколки со словами: «Это наши, это бакинцы». Я, никогда не бывавшая в Баку, тоже подходила под понятие бакинки, потому что муж ведь у меня «оттуда».
Я никак не могла этого понять, а потом мы пошли в музей и я увидела скульптуру. У меня как пазлы в голове стали складываться истории. Я вспомнила все дурацкие ток-шоу, когда взрослые тётки и дядьки искали всю жизнь своих матерей. Многим из них жилось прекрасно, но кровь-она гуще воды и она не давала покоя. Их жизнь шла своим чередом, но им нужна была их родная мама. Любая. Но своя и родная.
Я смотрела на бронзовую девушку с малышом и будто сама держала своего сынулю. Мои руки помнили тепло, вес, аромат, щебет моего ребёнка так, будто ему до сих пор месяцев 8. В этот момент от сына пришло смс: «Мам, люблю до Луны и обратно». Я разревелась прямо на месте то ли от хрупкости момента, то ли от совпадения, то ли от эмоций, то от от боли, то ли от радости. Но с этого момента эта скульптура стала для меня символом Баку. Потому что бакинцы и Баку, это как потерявшие друг друга любящие мама и ребёнок.
Они знают о существовании друг друга, но также как любые люди не могут обрести назад детство, так и они не могут обрести друг друга.
На выставке было несколько скульптур про материнство, они дополняли друг друга и вызывали во мне и нежность и страхи. Знаете, как бывает, когда ты на секунду отпустишь руку, а эта егоза куда-то исчезает и паника не найти как страшный сон любой мамы? А потом находишь и не знаешь то от вжать его в себя, то ли по попе надавать.
Разлученные с любимым городом, любящие, особенные бакинцы, спасибо, что вас так много в моей жизни и что вы так умеете любить друг друга, своё детство, свой пропитанный запахом нефти родной Баку. Несмотря ни на что и вопреки всему.
Ps. Хотите увидеть Баку моими глазами? Дайте знать, я покажу.
Обещанный стих.
Роберт Рождественский
"Если ты Баку не видел"
Если ты Баку не видел...
Мне сказал один приятель:
"Ты, старик, наверно, спятил!
Я понять твоих симпатий, -
извиняюсь - не могу.
Ты же сожаления стоишь, -
Что ты бредишь? Что ты стонешь?
Что, как проклятый долдонишь
про Баку,
Баку,
Баку?"
Он сказал мне:
"Я зимою искупался в Красном море,
ел в Японии лимоны,
жил на рейнском берегу.
Был на юге, на востоке, -
то немного, то подолгу,
так что мне смешны восторги
про Баку,
Баку,
Баку..."
Я приятелю ответил:
"Что, поездив по планете,
Ты узнал дородный ветер,
видел это, видел то ...
Но зачем себя обидел?
Ты ж еще Баку
не видел!
Если ты Баку не видел, -
Что тогда ты видел?
Что?
Наталия Петровская
КАШПОШНИЦА