Найти тему
Вечерний Тришин

Мигрантов в такси больше не будет. Станут ли расти цены за перевозки пассажиров?

Оглавление

Пока в Москве и Петербурге проходят рейды по выявлению мигрантов, один за другим регионы отказываются от услуг иностранцев в транспортной сфере. Судя по всему, в ближайшее время станет намного меньше «Джамшутов» в такси и автобусах, которые не знают русского языка, улиц города и правил дорожного движения.

Конечно, массовые запреты принимать иностранцев на работу в такси и общественный транспорт могут негативно повлиять на цены. Но чем-то приходится жертвовать. В данном случае речь идет о безопасности населения.

Мигранты-таксисты – на выход.

Напомню, что ограничения для мигрантов в транспортной сфере начали вводить еще в 2023 году. Мы не раз обсуждали эту тему, но после теракта в Москве процесс ускорился. Уже десятый регион официально ввел ограничения для иностранцев работать в такси. Причем в Новгородской области не помогут даже патенты. Все иностранцы, если они не имеют российского гражданства, должны покинуть свои рабочие места.

Правда, работодателям дали время до 26 июня, чтобы компании смогли найти людей на замещаемые должности. Уволить должны всех мигрантов, даже если они ранее работали по патенту.

Но есть и небольшая, хотя и очень значимая оговорка. Дело в том, что ограничение не касается выходцев из стран Евразийского экономического союза, а также лиц, которые успели получить ВНЖ или временную регистрацию в РФ. То есть казахи, армяне и киргизы смогут и дальше работать в транспортной сфере.

Скажем так, решение довольно странное и вряд ли сильно поменяет ситуацию на рынке труда. Конечно, в такси станет меньше таджиков и выходцев из других стран. Но они могут вполне легко оформить ВНЖ, чтобы дальше оставаться в России.

Аналогичные запреты были введены в еще девяти регионах России, в том числе Магаданской, Новосибирской, Калужской и Тульской областях. Эксперты говорят, что это только начало «большой чистки». Регионы фактически обязуют принимать законы, направленные на урегулирование рынка труда и предупреждения террористической деятельности.

Насколько это будет успешная работа, мы узнаем в ближайшее время. А пока следует рассмотреть ситуацию в транспортной сфере. Нельзя исключать, что после массовой депортации мигрантов цены на проезд могут вырасти на несколько процентов.

-2

Кто будет работать в такси вместо мигрантов?

Важно понимать, что сфера такси является довольно криминализированной. В некоторых городах России до сих пор существуют правила и нормы, которые перекочевали из 90-х годов. То есть вы не сможете просто так занять хорошее место где-нибудь возле ЖД-вокзала и принимать пассажиров. Тут же подойдет плотный мужчина, который попросит уехать, а если вы не согласны, то могут применить силу.

Скорее всего, мигрантов «крышуют» местные диаспоры, поэтому они вряд ли станут терять этот доходный рынок. Вероятно, что часть иностранцев обяжут получить ВНЖ или временную регистрацию. По сути, речь идет больше о легализации рынка иностранцев, где более 50% мигрантов работает без документов.

Если говорить об общественном транспорте, то тут все очень просто. Работников обяжут узаконить свое пребывание в России – получение ВНЖ или даже гражданства. В противном случае мигрантов должны уволить до 26 июня. Правда, не особо понятно, кто будет работать вместо этих водителей.

Проблема в том, что в регионах обычно работают местные службы такси, которые не имеют отношения к крупным агрегаторам по типу «Яндекс Такси». Разумеется, они не станут терять деньги, поэтому можно ожидать планомерного повышения цен на тарифы. Также не исключено, что цены за проезд могут поднять в общественном транспорте.

-3

Дефицит водителей будет огромным

К сожалению, любое положительное решение имеет свои негативные стороны. В данном случае речь идет о дефиците водителей, который уже достигает около 30% в регионах. Если мигрантов «зачистят», то дефицит кадров может достигнуть 40%. Возникает дилемма – как быть и что делать?

Конечно, сейчас без перекосов не обойтись, но проблемы будут решать по мере их поступления. Все же у нас остается довольно много иностранцев из стран ЕАЭС. Вот они и будут работать в такси и общественном транспорте. А полностью избавиться от мигрантов не получится – работать некому.

Аналитики уже заявляют, что российский рынок труда ожидают серьезные перемены. С одной стороны, людям надоело пользоваться услугами водителей, которые не знают улиц и русского языка, а с другой – автомобилей в такси станет меньше. Скорее всего, вырастут цены, хотя крупные агрегаторы постараются удержать текущие ставки.

Достаточно посмотреть на статистику по Москве, где в транспортной сфере работает до 40% мигрантов. По мнению экспертов, водителей будет не хватать в каждом регионе, а автобусы станут реже выходить на линию.

Но и по-другому никак нельзя. Если сейчас не урегулировать миграционную сферу, то дальше будет только хуже.