Рутгерс, Себильд Юстинус - главный директор Автономной индустриальной колонии «Кузбасс»
Вторым "по древности" строением принято считать дом Рутгерса, также именуемый домом управляющего Кемеровского рудника. Он построен в 1916 году прошлого столетия, по адресу улица Красная горка, 17. Дом предназначался для горного инженера, директора-распорядителя "Копикуза" Иосифа Федоровского, но спустя несколько лет туда заехал Себальд Рутгерс – голландский инженер, возглавивший индустриальную колонию "Кузбасс". В честь него дом сейчас и называется. За почти столетнюю историю здание выполняло функции гостиницы, кинотеатра и Дома техника с профессиональной библиотекой. Долгое время в нем размещались детские ясли – с 1961 по 1989 год.
Сейчас в бывшем доме управляющего находится музей, в котором можно узнать всю историю добычи угля и условия быта кемеровских углекопателей. С 2001 года дом вошел в состав музея-заповедника, о чем сообщает установленный памятный знак, посвященный основателям "Красной Горки" и "Копикуза".
Документы этого дела еще раз подтверждают известный в истории АИК факт сопротивления бывших сотрудников Копикуза созданию в Кемерово иностранной колонии и вносят дополнительный штрих в характеристику одного из участников того противостояния. Фамилия Ангевич мне встречалась в материалах АИК еще до знакомства с его приказами. Ангевич был участником целой детективной истории, связанной с чертежами КХЗ. Одной из главных задач АИК была достройка, незаконченного Копикузом коксохимзавода в Кемерово в 1924 г. руководитель АИК «Кузбасс» С. Рутгерс направил заявление об обстоятельствах исчезновения планов сооружения химического завода в комиссию СТО СССР, обследующую предприятия АИК. Из него следовало, что бывший директор химзавода И. Лоханский вместе с Ангевичем скрыли от АИК при передаче документов планы и проекты химзавода, из-за чего АИК пришлось затратить много средств и усилий на самостоятельное составление чертежей. «В апреле месяце к нашему представителю в Новониколаевске тов. Лосьеву явился бывший управляющий Кемеровским районом и бывший управляющий делами Кузбасстреста Ангевич, который заявил ему что инженер Лоханский при отъезде из Кемерово передал ему на сохранение пачку бумаг. Эта пачка бумаг находится у Ангевича больше года, так как Лоханский, уехав на юг России, не требовал ее. Теперь (в апреле месяце) Ангевич, при переезде из одной квартиры в другую, распечатал эти бумаги и обнаружил там планы химзавода. Ангевич просил у т. Лосьева разрешения возвратить их, так как «совесть не позволяла ему больше хранить их у себя».
далее здесь
https://kemhistory.ru/odin-god-iz-zhizni-kemrudnika/
М . Кушникова , В . Тогулев .КРАСНАЯ ГОРКА :
очерки истории « американской» Коммуны в Щегловске , провинциальных нравов , быта и психологии 1920-1930- х гг .
( документальная версия ).
Глава первая.
КРАСНЫЕ РЕЛИКВИИ КРАСНОЙ ГОРКИ
АИК «Кузбасс» и духовный климат щегловской провинции
в 1922-1923 гг.
http://www.kuzbasshistory.narod.ru/book/Kr_Gorka/G_1/1_17.htm
Фотография сделана в 1992 году, когда здание уже считалось музеем.
И до Рутгерса в доме жил Ангелис
______________________
Так выглядел дом управляющего Кемрудником (известный как «Дом Рутгерса») в 40-е годы прошлого века.
Детский сад №41 "Бережок". (МЗ Красная Горка), 8 мая 1990 г.
Памятник, который стоит на центральной аллее «Красной Горки», неоднократно менял своё местоположение.
— Мы смогли найти информацию, подтверждающую, что первоначально шахтёр стоял на площади Пушкина. Там в своё время был «Шахтёрский парк». Позднее, когда парк ликвидировали, памятник перенесли в Сосновый бор. Он стоял чуть ниже места, где сейчас расположен монумент Эрнста Неизвестного, — рассказала Ольга Макарова, главный библиограф МАУ КМИБС г. Кемерово, которая занималась поиском данных о кемеровских памятниках в рамках краеведческого проекта «Хранители Истории».
Фото: сообщество «Мы из старого Кемерово»
И, действительно, нам удалось найти фотографию памятника шахтёру, который смотрел на город с высокого берега Томи(сейчас там монумент погибшим шахтёрам). Позднее его сменил на посту монумент «Память шахтерам Кузбасса» Эрнста Неизвестного, а старый добрый шахтёр и поныне встречает посетителей «Красной Горки».
Скульптурная композиция «Коногон»
На Красной Горке появился памятник шахтерской профессии, которой больше нет.
Лора НИКИТИНА — 30.08.2008
Скульптурная композиция «Коногон» стала одним из подарков городу к Дню шахтера. Кто такие «коногоны», сейчас помнят немногие. А ведь когда-то перевозка угля на повозках, запряженных лошадьми, была единственным способом извлечь добытый минерал из шахты.
В шахту лошадей спускали на всю жизнь, чтобы им не было страшно работать в подземелье - завязывали глаза. А тех, кто управлял этими натруженными животными, и называли - коногоны.
Виды города с площадки от дома
Здание Углеподготовки — памятник промышленной архитектуры. Находится в г. Кемерово на территории коксохимического завода (ОАО «Кокс»).
Здание построено в 1915-17 гг. Акционерным Обществом Кузнецких каменноугольных копей как часть создававшегося углепромышленного комплекса. На правом берегу р. Томь строились шахты, а на левом — первый в Сибири коксохимический завод. Для перевозки угля через реку в 1915 году началось строительство канатной дороги. К концу 1916 года почти все работы были выполнены, но окончательно канатная дорога была достроена и пущена в эксплуатацию в 1917 г. вместе с пуском шахты «Центральная». Так в нашем городе появилось это необычное сооружение. По обоим берегам реки стояли высокие опоры (или, как их тогда называли — устои), между которыми был натянут канат. Опоры на правом берегу вели к шахтам, а на левом — к зданию Углеподготовки, в котором происходила разгрузка вагонеток. Общая длина канатной дороги составляла 2,91 км. Обрыв правого берега был укреплен массивной бетонной стеной. Здесь же была построена станция для перегиба каната для пролета над рекой и сооружены приемные станции у шахты «Центральной» и шахты № 8. Пролет над рекой составлял 405 метров и, чтобы канаты не провисали под тяжестью вагонеток, на левом берегу соорудили железобетонную натяжную станцию с противовесами. Вагонетки, доставлявшие уголь из шахт рудника на завод, входили в здание углеподготовки, разгружались и снова шли на правый рудничный берег.
Зимой тут так
Жилые дома построены в 1926-27 годы голландским архитектором Й.Б. ван Лохемом. Живут там до сих пор и там очень уютно
Сейчас там монумент погибшим шахтёрам