753 подписчика

Жидкость ГУР: 5 причин для замены, выбор состава и как поменять

3,2K прочитали

Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР. Некоторые автолюбители склонны игнорировать важность этой процедуры или недооценивать ее значение. Однако это в корне неверный подход! Ведь от состояния жидкости напрямую зависят не только плавность поворотов руля, но и общий ресурс всей гидравлической системы усилителя.

В этой статье разберем, почему нужно своевременно обновлять жидкость, какую именно заливать и как понять, что пора ее менять.

Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР.

Причины замены жидкости

1. Загустевшее от перепадов температур масло = перегруз насоса ГУР

Основная беда минеральных масел для гидроусилителя - их сильная зависимость от температуры. При холодах они сильно густеют, а в жару, напротив, становятся чересчур жидкими.

Из-за этого насос ГУР испытывает серьезные нагрузки:

  • Зимой приходится качать вязкую, почти застывшую жидкость. Это повышает риск поломки насоса и протечек в шлангах.
  • Летом же жидкое масло хуже справляется с созданием нужного давления в системе. Руль проворачивается тяжелее.
Что же касается качественного синтетического масла, оно меньше меняет свойства при температурных колебаниях.

2. Грязь и продукты износа = быстрый "захлеб" насоса

В ходе эксплуатации автомобиля в жидкости ГУР накапливаются мельчайшие частицы грязи и продукты износа деталей - металлическая стружка. Все это циркулирует по замкнутому контуру системы вместе с маслом.

Конечно, в бачке стоит фильтр, который частично задерживает загрязнения. Но рано или поздно он забивается, а вместе с ним забиваются и каналы насоса ГУР. Результат - преждевременный выход из строя дорогостоящих элементов.

Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР.-2

3. Конденсат = усиленная коррозия и окисление

Увы, но со временем любая жидкость в ГУР начинает окисляться и собирать конденсат. У синтетики этот процесс идет медленнее, но неизбежен при любом раскладе.

И это плохо сразу по двум причинам:

  • Резко возрастает коррозия металлических частей системы.
  • Из-за взаимодействия с конденсатом масло становится более вязким. А это отягощает работу насоса, особенно при низких температурах.

4. Потеря смазывающих и защитных свойств

В процессе эксплуатации масло постепенно теряет входящие в его состав присадки. Это ведет к падению противоизносных, смазывающих, антипенных и других важных свойств жидкости.

Результат печален:

  • Повышенный износ деталей усилителя из-за ухудшения смазки.
  • Вспенивание и нарушение герметичности.
  • Преждевременное старение резиновых уплотнителей.

Единственный выход - замена масла, пока механизмы не пострадали сильно.

5. Нежелательное смешение масел

При доливе в бачок жидкости иного типа без промывки системы неизбежно смешение разных составов. Это грозит самыми непредсказуемыми последствиями:

  • Внезапной потерей всех эксплуатационных свойств состава.
  • Вспениванием и выпадением осадка.
  • Ускоренной коррозией металла и деформацией резиновых уплотнителей.
Так что при частичной замене лучше доливать строго такое же по свойствам масло. А при полной смене состава проводить тщательную промывку системы ГУР.

Выбираем правильную жидкость для гидроусилителя

Теперь, когда разобрались с причинами замены, самое время разобраться, какой именно состав заливать в бачок усилителя.

От выбора правильного масла напрямую зависит ресурс системы ГУР и безопасность управления автомобилем. Поэтому здесь шутки плохи!

Основной критерий выбора - тип рекомендованный производителем вашей машины. Их существует два:

  • Жидкости PSF (Power Steering Fluid) - специализированные составы именно для ГУР.
  • Жидкости ATF (Automatic Transmission Fluid) - изначально задумывались для автоматических трансмиссий, но отлично подходят и для усилителей руля.
Допустимо ли смешивать эти жидкости? Однозначно не рекомендуется этого делать, ведь в их присадках часто есть принципиальные отличия. Гораздо безопаснее использовать тот тип, который прописан в мануале вашего авто.

Далее следует учитывать основу самого масла:

  • Минеральные - бюджетный вариант с нормальными смазывающими свойствами. Их главный минус - резкое изменение вязкости при перепадах температур.
  • Синтетические - оптимальный выбор для экстремального климата и длительных интервалов замены. Но гораздо дороже и могут разрушать резиновые детали ГУР.
  • Полусинтетика - разумный компромисс по цене и свойствам для большинства ситуаций.
Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР.-3

Выбирая тип и состав масла, также ориентируйтесь на его цвет:

  • Красные жидкости чаще используются в АКПП (типа Dextron) и универсальны для ГУР большинства автомобилей.
  • Также существуют желтые и зеленые жидкости.
Все цвета могут быть как синтетическими, так и минеральными, поэтому нельзя смешивать жидкости полагаясь только на одинаковый цвет.

Главное при выборе - строго следовать рекомендациям производителя авто и не смешивать несовместимые типы. В таком случае жидкость в ГУР прослужит весь положенный срок.

Когда пора менять жидкость гидроусилителя?

Конечно, лучше всего ориентироваться на предписанные производителем интервалы обслуживания системы ГУР. Но также явным сигналом к замене могут быть следующие моменты:

  • Резкое увеличение усилия при вращении руля. Оно указывает на деградацию смазывающих свойств состава.
  • Вой или свист при поворотах колес. Причина - снижение давления в системе и завоздушивание из-за разрушения масла.
  • Посторонние хлюпающие звуки в районе ГУР при проворачивании руля. Сигнализируют о наличии воздушных пробок в жидкости и выпадении осадка.
  • Потемнение или явное изменение цвета масла в бачке и характерный "прогоревший" запах. Свидетельствует о деградации состава.
  • Большой пробег с момента последней замены. Для минеральных масел максимум 50-60 тыс. км, для синтетики можно довести и до 100 тыс. км.

Очевидно, что при появлении хотя бы одного из перечисленных признаков дальнейшая эксплуатация опасна. Лучше заблаговременно произвести полную замену ГУР-состава.

Это поможет предотвратить поломку насоса, потерю герметичности системы, заклинивание рулевого механизма и другие неприятности. А заодно вернет первозданную мягкость и плавность хода рулевого управления.

Как самому заменить жидкость в гидроусилителе руля? Два способа

Осталось рассмотреть саму процедуру замены жидкости гидроусилителя. Делать это можно двумя способами:

  • Частичная замена без разбора системы.
  • Полная замена с промывкой всех узлов ГУР.

Первый вариант проще и быстрее, его смело можно выполнить самостоятельно при минимальных навыках. Вот последовательность действий:

  1. Заглушить двигатель и слить старое масло из бачка шприцем или другим способом.
  2. Залить новую порцию жидкости того же типа через заливное отверстие.
  3. Завести мотор и вращать руль из стороны в сторону до упора в течение 2-3 минут для прокачки системы.
  4. Повторить процедуру слива/долива для полной замены объема в бачке.

5. Проверить уровень и при необходимости подлить оставшееся масло.

Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР.-4
Такой способ позволяет быстро обновить жидкость ГУР, но не удаляет полностью все загрязнения и осадок из внутренних полостей системы.

Поэтому если уже заметны следы серьезного износа (напор не восстанавливается, появляются посторонние звуки при работе), лучше выполнить полную промывку ГУР, слив все старое масло не только из бачка, но и из всей системы. Для этого:

  1. Ставим под бачек емкость для слива масла.
  2. Откручиваем шланги от бачка и кладем их концы в емкость.
  3. Опустошаем систему. Для этого поворачиваем руль до упоров в разные стороны, пока жидкость не перестанет выбегать из шлангов.
  4. Снимаем бачок и все доступные шланги усилителя для дополнительной промывки при помощи очистителя. После, устанавливаем назад.
  5. Заливаем свежую жидкость и прокачиваем систему вращением руля до получения полноценного усилия. Доливаем до уровня.
Обновить масло в гидроусилителе руля - задача не из простых, но жизненно необходимая для безопасности вождения и долговечности системы ГУР.-5
Лишним такая процедура промывки не будет даже при плановой замене. Это позволит эффективней избавиться от скопившихся за годы загрязнений.

Вывод

Своевременная замена жидкости в гидроусилителе руля - залог надежной и долговечной работы системы рулевого управления. Игнорирование этой процедуры чревато поломкой дорогостоящих узлов.

Для самостоятельной замены лучше всего подходит процедура частичного обмена масла с использованием шприца или других способов через бачок ГУР. Главное - использовать только рекомендованный производителем тип жидкости и не допускать их смешивания.

Следите за состоянием масла - это поможет вовремя заметить проблему и предотвратить дорогостоящий ремонт!