Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа с запросом клиента: эффективная терапия с первой минуты!

Как психологу прояснить запрос клиента, увидеть истинную причину описываемых им событий и понять, с чем работать?

Эта статья поможет вам не вовлечься в игру и остаться максимально эффективным!

Содержание:

  1. С чего начинается работа с запросом клиента?
  2. Как выявить запрос клиента? История из практики!
  3. Алгоритм прояснения запроса
  4. Как понять истинную причину проблемы и выяснить, с чем работать?
  5. Как лучше завершить 1 сессию по работе с запросом?

С чего начинается работа с запросом клиента?

С понимания, зачем клиент к вам пришел. И тут важно помнить, зачем собственно, люди приходят к психологу.

Для чего идут к психологу?

Обычно человек приходит на консультацию и начинает рассказывать, что не так. Этот рассказ часто очень увлекательный, полный чувств, но очень далекий от истины.

И если “начать помогать” на внешнем уровне, то терапия может быть долгой и малоэффективной. Почему? Есть такая поговорка: “Клиент всегда врет”. На самом деле он не врет, он передает свое субъективное мнение о ситуации, и конечно, с определенной целью (чаще бессознательной).

Эрик Берн в своей книге “Игры, в которые играют люди”, называет такое поведение игрой, и у каждой игры есть своя цель.

Вот самые распространенные цели, с которыми приходят к психологу:

получить союзника (в борьбе против мужа/жены/начальства/ребенка и т.д.),

получить внимание (которого сильно не хватает в обычной жизни),

получить оправдание своим действиям и поддержку (тут психолог становится не только союзником, но и любящим родителем),

пережить яркие эмоции,

почувствовать себя правым/значимым.

Очень мало людей на самом деле хотят решить проблему. Хотя внешне они сильно возмутятся, если услышат такое заявление.

Людям, которые хотят найти решение и готовы действовать, как правило нужен коучинг.

Как выявить запрос клиента? История из практики!

Сделать это можно быстро и эффективно. И да, клиент в результате может уйти играть в привычную игру, а не в терапию. Это его полное право. Но вы, как психолог, не будете сливать свои ресурсы и выгорать. Ведь работать с клиентом, который хочет перемен, гораздо результативнее и интереснее.

Случай из личной практики…

Как-то ко мне на консультацию пришла одна женщина в возрасте. У нее были проблемы с ЖКТ, и она хотела понять их причины. Плюс, конечно, избавиться от болезни (по крайней мере так думало ее сознание).

Мы достали всего одну метафорическую карту - в чем причина?

На картинке она увидела, как мужчина дарит женщине цветы, и интерпретировала это так.

“Это я и мой муж. Я вышла за него не по любви, а чтобы угодить маме. К тому же он был хорошей партией. Но я все время на него злюсь. Что бы он не сделал, это вызывает у меня дикое раздражение. Конечно, я его не показываю, но внутри все кипит”.

Когда я ее спросила, видит ли она теперь причину проблем с ЖКТ, она сказала:

“Да, теперь я это четко вижу. Гнев, который я столько лет подавляю, разъедает меня изнутри. Но я не готова что-то менять. Уже поздно. Буду жить, как жила”.

И это честно!

Алгоритм прояснения запроса

  1. Что вас ко мне привело? Какая мысль была у вас в голове, перед тем, как вы решили ко мне прийти?

Клиент будет стремиться рассказать какую-то ситуацию, а вы в этот момент оцениваете, что для клиента важно, с какого уровня он с вами разговаривает:

  • эмоций (не могу…, страшно…, больно… и бесит… т.д),
  • мыслей (когда клиент рационализирует, делает выводы,ставит себе диагнозы),
  • с уровня инстинктов (боюсь и сбегаю из отношений, проявляю агрессию к ребенку).
  • И когда есть эта ситуация, что вы хотите? Какие вам нужны изменения?

Здесь клиент расскажет вам идеальную ситуацию, о которой он мечтает. Вы, как психолог, на этом уровне понимаете, хочет клиент изменить кого-то другого, например, “это муж во всем виноват, хочу, чтобы он изменил ко мне свое отношение” или сам готов в изменениям “не могу забеременеть, хочу ребенка”.

  • Что вы делаете, когда в вашей жизни есть эта ситуация?

Здесь важно, чтобы клиент рассказал о своих действиях, которыми он, по сути, удерживает ситуацию (ругаюсь, терплю, молчу, хожу на надоевшую работу…).

  • Пытались ли вы как-то решить эту проблему?

Если да, вы увидите, какие шаги клиент уже предпринимал. Тогда стоит уточнить, задав следующий вопрос:

  • Как вы думаете, почему вы не пришли к желаемому результату? Чего в ваших действиях не хватило?

Такой вопрос выводит клиента на уровень осознанности и позицию Взрослого.

  • Какой помощи вы хотите от меня?

Ответ покажет вам намерения клиента, его ожидания, и позволит вам определить, готовы ли вы соответствовать его ожиданиям.

Собственно говоря, на этом теоретическую часть можно считать законченной. Теперь можно переходить к самому главному - причине сложившейся ситуации и тому, с чем, собственно, нужно работать.

Как понять истинную причину проблемы и выяснить, с чем работать?

Для этого понадобится любая сюжетная колода метафорических карт. Можно, к примеру, использовать “OX” или “Emotion”.

Здесь вы говорите клиенту: “Давайте посмотрим, в чем причина вашей ситуации, чтобы определить, с чем нужно работать”.

Вы просите клиента мысленно сосредоточиться на текущей ситуации и достать взакрытую карту ключевой причины, которая привела к проблеме.

Чтобы потренироваться на себе, подумайте о какой-то своей ситуации, которая никак не решается, и создайте намерение с помощью карты понять причину.

Не глядя ниже выберите номер карты от 1 до 3!

Карта 1

-2

Карта 2

-3

Карта 3

-4

Далее нужно разобрать, о чем для клиента эта карта. Бесплатное обучение - как работать с метафорическими картами, вы найдете на моем сайте ИгроПуть. Здесь дам основные вопросы.

Посмотрите на выбранную вами карту и ответьте:

  • Что вы тут видите? Какой здесь сюжет?
  • Что делают герои карты? Зачем?
  • Какие эмоции испытывают герои на карте? Почему?
  • Как это все про вашу ситуацию? В чем связь?
  • Как карта отвечает на вопрос: “В чем причина?”

Обычно одной карты достаточно, чтобы увидеть самое главное, но если нет, вы всегда можете достать дополнительную карту на запрос: “Что здесь самого главного? В чем ключевая причина проблемы?”

Есть много вариантов диагностической сессии:

Можно сначала в открытую достать карту клиента - его текущего состояния. Так вы глубже увидите, что он чувствует, а в процессе терапии сможете видеть изменения в его состоянии.

Можно в открытую достать карту проблемы, так вы глубже увидите, что с человеком сейчас происходит.

Можно достать в открытую карту желаемого состояния клиента - это поможет ему перейти в более ресурсное состояние, а вы узнаете, какими качествами клиент хочет обладать, какую идентичность иметь.

Можно выстроить путь из карт-причин - от точки А к точке Б, так вы увидите, что человеку не хватает, чтобы прийти в желаемое состояние, и что для этого необходимо.

Я обычно, если позволяет время, использую последний вариант. Но работа с одной картой - это самая быстрая и точечная диагностика, в результате которой клиент понимает, что не так и почему, и принимает решение - готов ли он с этим что-то делать.

А дальше вам как терапевту, остается задать итоговый вопрос:

“С чем дальше будем работать?”

И здесь клиент понимает либо необходимость перемен, либо то, что он к ним пока не готов. Так вы получите осознанного клиента, готового действовать. И даже если сейчас он не решается что-то менять, он может прийти к вам позже, потому что будет вам доверять.

Конечно, можно задать еще несколько коучинговых вопросов:

  • “Что будет, если ничего не менять?”
  • “Какова цена вашего бездействия?”
  • “К чему вы придете через год, если оставите все как есть?”

Тут уже на ваш выбор.

И еще важный момент - это терапевтический контракт. Кому интересна эта тема - напишите в комментариях слово “Контракт”, и я сделаю такой пост.

Автор: Толстова Виктория Геннадьевна
Психолог, Психолог-онлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru