Как психологу прояснить запрос клиента, увидеть истинную причину описываемых им событий и понять, с чем работать?
Эта статья поможет вам не вовлечься в игру и остаться максимально эффективным!
Содержание:
- С чего начинается работа с запросом клиента?
- Как выявить запрос клиента? История из практики!
- Алгоритм прояснения запроса
- Как понять истинную причину проблемы и выяснить, с чем работать?
- Как лучше завершить 1 сессию по работе с запросом?
С чего начинается работа с запросом клиента?
С понимания, зачем клиент к вам пришел. И тут важно помнить, зачем собственно, люди приходят к психологу.
Для чего идут к психологу?
Обычно человек приходит на консультацию и начинает рассказывать, что не так. Этот рассказ часто очень увлекательный, полный чувств, но очень далекий от истины.
И если “начать помогать” на внешнем уровне, то терапия может быть долгой и малоэффективной. Почему? Есть такая поговорка: “Клиент всегда врет”. На самом деле он не врет, он передает свое субъективное мнение о ситуации, и конечно, с определенной целью (чаще бессознательной).
Эрик Берн в своей книге “Игры, в которые играют люди”, называет такое поведение игрой, и у каждой игры есть своя цель.
Вот самые распространенные цели, с которыми приходят к психологу:
✓ получить союзника (в борьбе против мужа/жены/начальства/ребенка и т.д.),
✓ получить внимание (которого сильно не хватает в обычной жизни),
✓ получить оправдание своим действиям и поддержку (тут психолог становится не только союзником, но и любящим родителем),
✓ пережить яркие эмоции,
✓ почувствовать себя правым/значимым.
Очень мало людей на самом деле хотят решить проблему. Хотя внешне они сильно возмутятся, если услышат такое заявление.
Людям, которые хотят найти решение и готовы действовать, как правило нужен коучинг.
Как выявить запрос клиента? История из практики!
Сделать это можно быстро и эффективно. И да, клиент в результате может уйти играть в привычную игру, а не в терапию. Это его полное право. Но вы, как психолог, не будете сливать свои ресурсы и выгорать. Ведь работать с клиентом, который хочет перемен, гораздо результативнее и интереснее.
Случай из личной практики…
Как-то ко мне на консультацию пришла одна женщина в возрасте. У нее были проблемы с ЖКТ, и она хотела понять их причины. Плюс, конечно, избавиться от болезни (по крайней мере так думало ее сознание).
Мы достали всего одну метафорическую карту - в чем причина?
На картинке она увидела, как мужчина дарит женщине цветы, и интерпретировала это так.
“Это я и мой муж. Я вышла за него не по любви, а чтобы угодить маме. К тому же он был хорошей партией. Но я все время на него злюсь. Что бы он не сделал, это вызывает у меня дикое раздражение. Конечно, я его не показываю, но внутри все кипит”.
Когда я ее спросила, видит ли она теперь причину проблем с ЖКТ, она сказала:
“Да, теперь я это четко вижу. Гнев, который я столько лет подавляю, разъедает меня изнутри. Но я не готова что-то менять. Уже поздно. Буду жить, как жила”.
И это честно!
Алгоритм прояснения запроса
- Что вас ко мне привело? Какая мысль была у вас в голове, перед тем, как вы решили ко мне прийти?
Клиент будет стремиться рассказать какую-то ситуацию, а вы в этот момент оцениваете, что для клиента важно, с какого уровня он с вами разговаривает:
- эмоций (не могу…, страшно…, больно… и бесит… т.д),
- мыслей (когда клиент рационализирует, делает выводы,ставит себе диагнозы),
- с уровня инстинктов (боюсь и сбегаю из отношений, проявляю агрессию к ребенку).
- И когда есть эта ситуация, что вы хотите? Какие вам нужны изменения?
Здесь клиент расскажет вам идеальную ситуацию, о которой он мечтает. Вы, как психолог, на этом уровне понимаете, хочет клиент изменить кого-то другого, например, “это муж во всем виноват, хочу, чтобы он изменил ко мне свое отношение” или сам готов в изменениям “не могу забеременеть, хочу ребенка”.
- Что вы делаете, когда в вашей жизни есть эта ситуация?
Здесь важно, чтобы клиент рассказал о своих действиях, которыми он, по сути, удерживает ситуацию (ругаюсь, терплю, молчу, хожу на надоевшую работу…).
- Пытались ли вы как-то решить эту проблему?
Если да, вы увидите, какие шаги клиент уже предпринимал. Тогда стоит уточнить, задав следующий вопрос:
- Как вы думаете, почему вы не пришли к желаемому результату? Чего в ваших действиях не хватило?
Такой вопрос выводит клиента на уровень осознанности и позицию Взрослого.
- Какой помощи вы хотите от меня?
Ответ покажет вам намерения клиента, его ожидания, и позволит вам определить, готовы ли вы соответствовать его ожиданиям.
Собственно говоря, на этом теоретическую часть можно считать законченной. Теперь можно переходить к самому главному - причине сложившейся ситуации и тому, с чем, собственно, нужно работать.
Как понять истинную причину проблемы и выяснить, с чем работать?
Для этого понадобится любая сюжетная колода метафорических карт. Можно, к примеру, использовать “OX” или “Emotion”.
Здесь вы говорите клиенту: “Давайте посмотрим, в чем причина вашей ситуации, чтобы определить, с чем нужно работать”.
Вы просите клиента мысленно сосредоточиться на текущей ситуации и достать взакрытую карту ключевой причины, которая привела к проблеме.
Чтобы потренироваться на себе, подумайте о какой-то своей ситуации, которая никак не решается, и создайте намерение с помощью карты понять причину.
Не глядя ниже выберите номер карты от 1 до 3!
Карта 1
Карта 2
Карта 3
Далее нужно разобрать, о чем для клиента эта карта. Бесплатное обучение - как работать с метафорическими картами, вы найдете на моем сайте ИгроПуть. Здесь дам основные вопросы.
Посмотрите на выбранную вами карту и ответьте:
- Что вы тут видите? Какой здесь сюжет?
- Что делают герои карты? Зачем?
- Какие эмоции испытывают герои на карте? Почему?
- Как это все про вашу ситуацию? В чем связь?
- Как карта отвечает на вопрос: “В чем причина?”
Обычно одной карты достаточно, чтобы увидеть самое главное, но если нет, вы всегда можете достать дополнительную карту на запрос: “Что здесь самого главного? В чем ключевая причина проблемы?”
Есть много вариантов диагностической сессии:
✓ Можно сначала в открытую достать карту клиента - его текущего состояния. Так вы глубже увидите, что он чувствует, а в процессе терапии сможете видеть изменения в его состоянии.
✓ Можно в открытую достать карту проблемы, так вы глубже увидите, что с человеком сейчас происходит.
✓ Можно достать в открытую карту желаемого состояния клиента - это поможет ему перейти в более ресурсное состояние, а вы узнаете, какими качествами клиент хочет обладать, какую идентичность иметь.
✓ Можно выстроить путь из карт-причин - от точки А к точке Б, так вы увидите, что человеку не хватает, чтобы прийти в желаемое состояние, и что для этого необходимо.
Я обычно, если позволяет время, использую последний вариант. Но работа с одной картой - это самая быстрая и точечная диагностика, в результате которой клиент понимает, что не так и почему, и принимает решение - готов ли он с этим что-то делать.
А дальше вам как терапевту, остается задать итоговый вопрос:
“С чем дальше будем работать?”
И здесь клиент понимает либо необходимость перемен, либо то, что он к ним пока не готов. Так вы получите осознанного клиента, готового действовать. И даже если сейчас он не решается что-то менять, он может прийти к вам позже, потому что будет вам доверять.
Конечно, можно задать еще несколько коучинговых вопросов:
- “Что будет, если ничего не менять?”
- “Какова цена вашего бездействия?”
- “К чему вы придете через год, если оставите все как есть?”
Тут уже на ваш выбор.
И еще важный момент - это терапевтический контракт. Кому интересна эта тема - напишите в комментариях слово “Контракт”, и я сделаю такой пост.
Автор: Толстова Виктория Геннадьевна
Психолог, Психолог-онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru