Найти тему

Ошибки заказчика в документации – как реагировать?

Оглавление

Основной страх любого тендерного специалиста – допустить ошибку в заявке. Работа закупщиков, логистов, менеджеров и других коллег разом может обесцениться из-за отклонения заявки (как избежать ошибок – рассказываем здесь). А что если ошибся сам заказчик, еще на этапе составления закупочной документации? Нужно ли обращать на это его внимание или есть ситуации, где можно этого избежать? Рассказываем в данном материале.

В чем может ошибиться заказчик? Основное – Техническое задание

Самое частое – ошибки в Техническом задании. Как правило, его составляют обособленные от отдела закупок люди – те подразделения, которым необходим тот или иной материал/инструмент/услуга. Такие сотрудники обладают экспертностью в предмете закупки и вполне логично, что именно они занимаются описанием того, что им нужно закупить через тендер.

После составления и утверждения Технического задания оно попадает на стол к тендерному специалисту Заказчика, который прикрепляет этот документ к закупке и объявляет тендер. И получает десятки запросов от потенциальных исполнителей контракта – непонятные или противоречащие друг другу условия, недостаточное описание характеристик и так далее. Приходится исправлять Техническое задание и изменять документацию. Это самый распространенный сценарий.

Хуже, если только на момент начала исполнения контракта выяснится, что условия Технического задания невыполнимы в принципе. Как правило, такие ситуации заканчиваются штрафами, взаимными судебными претензиями и даже Реестром недобросовестных поставщиков (подробнее об РНП – здесь)

Нередко уже в ходе сбора заявок заказчик сам обнаруживает ошибку и спокойно прикрепляет обновленное Техническое задание к тендеру. В этом случае закупка, как правило, продлевается.

Заказчик указал конкретную марку товара – всегда ли это ошибка?

Не стоит принимать за ошибку указание конкретного товарного знака в Техническом задании. В законодательстве есть оговорка, когда Заказчик имеет право четко указывать на марку необходимого ему товара – чтобы обеспечить совместимость поставляемого в рамках закупки товара с тем, который уже есть в распоряжении Заказчика.

Иными словами, если Заказчик объявляет тендер на поставку станочной оснастки конкретной марки – не стоит сразу принимать это за ошибку и жаловаться в ФАС.

Это обусловлено необходимостью обеспечения совместимости искомой оснастки с тем станочным парком, что уже есть в распоряжении Заказчика.

Вижу, что указаны нестандартные характеристики товара – что делать?

При описании объекта закупки принято использовать стандартные единицы измерения (вес, длину, объем, штуки и прочее).

Если Участник видит нестандартные характеристики в Техническом задании, то есть два варианта развития событий.

Первый – отправить запрос разъяснений положений документации о закупке через ЭТП, попросить Заказчика обосновать указание нестандартных характеристик.

Второй – жаловаться в ФАС на ограничение конкуренции.

И в первом, и во втором случае Заказчик обязан обосновать использование тех или иных характеристик и единиц измерения в своем Техническом задании. В противном случае ему будет грозить штраф.

Зачастую документация ссылается на уже давно не существующие ГОСТы и иные регламенты. Как правило, эти регламенты из года в год кочуют из одного Технического задания в другое и никто на стороне Заказчика не следит за их актуальностью. Если нашли такую ошибку – обращайте на нее внимание Заказчика сразу же, не дожидаясь проблем во время приемки товара. Иначе, указав в заявке несуществующий уже ГОСТ и поставляя товар, ему не соответствующий, можно потерять время и потратить ресурсы на лишние споры и переговоры.

Ошибки в извещении, разночтения информации в документации и на площадке

Нередки случаи ошибок в извещении – разная информация в разных частях документации, разночтения условий в документации и Проекте контракта, разная информация об обеспечении в документах и на площадке. Первое, что необходимо сделать – написать запрос разъяснений. Законодательством установлен четкий срок ответа, к тому же Заказчик тоже заинтересован в успешном проведении тендера и закрытии своей потребности. Как правило, разъяснением или согласием с ошибкой (с последующим продлением или, в отдельных случаях, отменой и новым объявлением тендера) все и заканчивается.

Если вопрос к Проекту контракта – его меняют на актуальный. Если к Площадке – лучше созвониться с Оператором и выяснить, где указана верная информация – в документации или на ЭТП. При этом следует помнить, что информация в ЕИС всегда превалирует над информацией из документации.

Однако все это актуально на этапе участия в тендере, а что делать, если…

Если ошибка была обнаружена уже после проведения закупки и подведения итогов

Вы победили в тендере, но контракт исполнить невозможно или невыгодно. Что делать?

Составьте протокол разногласий к контракту в случае, если ошибка не влияет на его существенные условия (менять их нельзя по законодательству). Пробуйте расторгнуть контракт по обоюдному согласию сторон. Обратитесь к профессионалам за консультацией.

Проверяйте информацию заранее и крайне внимательно. При малейшем сомнении лучше отправить запрос Заказчику (официальный, через функционал ЭТП).

Регистрируйтесь в Тендерплане и получите 2 недели тестового доступа с аналитикой, поисковой машиной и неограниченным количеством пользователей – то есть со всем нашим функционалом без ограничений.

Находите тендеры, анализируйте, участвуйте, побеждайте и богатейте независимо от чужих ошибок.