Найти тему

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

-Я ухожу!

-Двери закрыты.

-Вы пробовали их открыть?

-Мы знаем, что они закрыты.

Из спектакля «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича»

Этот коротенький диалог ярко демонстрирует убеждённость человека в том, что он не способен контролировать свою жизнь или менять неблагоприятные обстоятельства, в которых он находится, даже когда на самом деле он имеет такую возможность. То есть он не предпринимает попытку что-то изменить, так как уверен, что ничего не выйдет. Даже если появится возможность улучшить свою жизнь или хотя бы избежать дискомфорта, человек не станет этого делать, он займет пассивную позицию и подавит в себе желание перемен. Он просто не поверит в возможность изменений и в собственные силы, так как когда-то было потеряно ощущение свободы и возможности влиять на мир.

Человек с выученной беспомощностью не ощущает опоры на себя, не имеет позитивного опыта влияния, не способен увидеть позитивный прогресс, чувствует себя неуверенно. Его самооценка падает, он испытывает стресс, страх, тревожность, сложности в построении отношений, он не видит возможностей и заходит в один и тот же привычный сценарий, подтверждая свою беспомощность. Внутренние ощущения могут восприниматься им как усталость, апатия, злость, потеря интереса, непонимание происходящего, деструктивное поведение по отношению к себе и пр. Привычные установки такого человека: «не могу», «не хочу», «не знаю», «это невозможно», «все бесполезно», «всегда / никогда».

Выученная беспомощность = дефицит способностей в 3-х сферах:

  1. мотивационной – проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию;
  2. когнитивной (интеллектуальной) - проявляется в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах не приводит к катастрофе;
  3. эмоциональной – проявляется в подавленном состоянии и ощущении безысходности.

Как же формируется беспомощность?

Выделяют 4 типа родительского поведения, способствующего формированию беспомощности у детей:

  1. гиперопека и защита, чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка, исключение самостоятельности у ребенка;
  2. возложение на ребенка слишком большой ответственности приводит к ощущению невозможности соответствовать ожиданиям родителей, в результате ребенок принимает решение – лучше ничего не делать;
  3. жестокое обращение формирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого ведь силы неравные, то есть любое сопротивление напрасно, даже пытаться не стоит;
  4. непоследовательное воспитание приводит к тому, что ребенок не может предугадать реакции родителей на свои действия, а тем более понять их.

+ Сверху добавим влияние социума (правило взаимодействия «власть-подчинение»), религию (жертвенность), жертвенность общества перед лицом государства (перенос ответственности за свою жизнь и потребности на других), повторяющиеся неудачи.

Как справиться с выученной беспомощностью (без погружения в причины)?

  1. Заметить ее и признать в своем поведении.
  2. Понять, как и в чем она проявляется.
  3. Провести оценку реальности (дверь действительно закрыта или мне так только кажется).
  4. Оценить ее + и – для себя (да, у нее могут быть +, выработанная стратегия поведения от чего-то защищает).
  5. Понять, что хочется изменить / сохранить в своем поведении.
  6. Обратиться к позитивному опыту (вспомнить, что бывает иначе).
  7. Продумать возможные шаги к изменению поведения.
  8. Проделать шаги к изменению поведения.
  9. Зафиксировать свое внимание на изменениях.
  10. Дать позитивное подкрепление самому себе (похвалить).

Если не справляетесь самостоятельно, жду Вас на консультацию.

Наталия Шарко — Психолог, Медиатор Коуч ICU

Техники самопомощи и эмоциональной саморегуляции | г. Москва

ВКонтакте | ВКонтакте