Откуда взялась цифра 7:1 соотношения погибших воздушных стрелков и пилотов штурмовиков Ил-2 – это известно. Но непонятно только, почему она стала канонической, тогда как множество других данных показывают, что это соотношение просто не могло быть выше, чем 1:1.
Откуда взялись данные, что во время Великой Отечественной войны на одного погибшего пилота штурмовиков Ил-2 приходится погибших 7 стрелков-радистов – многим совершенно неизвестно, но они эту информацию принимают как достоверную, потому что это соотношение потерь фигурирует везде где можно. А никаких объяснений по происхождению этих цифр нет, хотя давно следовало бы их предъявить.
Мало того, даже многие ветераны-штурмовики якобы рассказывали о больших потерях своих стрелков, а вот им-то уж не верить ну никак не получится – они же рассказывают о том, что знают наверняка, что видели своими глазами, и уж врать им совсем как бы ни к чему.
Однако если приглядеться к рассказам таких ветеранов, то всплывают интересные вещи. Вот, например, отрывок из интервью с одним из самых известных летчиков-штурмовиков – Героем Советского Союза В. Б. Емельяненко.
- Говорят, что стрелок был плохо защищен?
- Да, он сидел, спиной опираясь о бронеплиту, которая отделяла стрелка от кабины летчика. Если снаряд правее-левее плеча стрелка попадал в эту плиту - вся спина изрешечена осколками. Конечно, он был беззащитен. Защита у него - пулемет. Он должен не сидеть курицей, а прицелиться и не подпускать близко, давать очереди. Подошел истребитель сзади, у него четыре пушки! А тут 12,7 у стрелка, "кнутик"! Ну и шарахнул немец и, поминай, как звали этого стрелка…
- В вашем полку кого больше погибло, стрелков или летчиков?
- Мы часто привозили стрелков убитых или тяжело раненых. Были атаки истребителей, значит, привезем или труп, или раненого.
- Но стрелки все-таки были нужны?
- Да, конечно же.
Ну и вот, что же нам рассказал о потерях стрелков Ил-2 прославленный герой? Практически ничего ценного он не сказал, потому что в каждой его фразе скрыто противоречие.
Вот, например, рассказал он про атаки вражеских истребителей сзади. Непонятно, почему у него это проскользнуло, потому что даже с четырьмя пушками против 12,7-мм «кнутика» стрелка ни один фриц никогда не напал бы на «бронированного ежа» сзади, разве что какой-то дурачок с тремя курсами немецкой церковно-приходской. Обычная тактика немецких истребителей против Ил-2 была – или нападение сзади-сверху, или подкрадывание сзади-снизу. Однако и при этом подобраться к штурмовику Ил-2 для эффективного открытия огня составляло огромную проблему, потому что эти самолеты не летали в одиночку, и их стрелки очень хорошо друг друга прикрывали.
Да, были исключения, когда после атаки Ил-2 разлетались разными курсами, но то были исключения, потому что любой летчик знал, что в одиночку с поля боя улететь на Ил-2 от «мессеров» незамеченным невозможно.
Известен случай, как во время атаки на наземную цель зенитным огнем были убиты или тяжело ранены стрелки двух Ил-2, так при отходе от цели эти два самолета пришлось прикрывать от атак сзади стрелку третьего. Случай этот хрестоматийный, и его героем был воздушный стрелок гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков, к тому времени уже слывший самым настоящим воздушным снайпером. За 2,5 года своего «снайперства» он сбил 7 немецких самолетов, причем один «мессершмитт» он поразил из обычного трофейного автомата, который постоянно возил в своей кабине.
Но не только на стрелковое оружие мог полагаться воздушный стрелок штурмовика. От атак снизу-сзади у стрелков, кроме пулемета и личного оружия имелось еще одно средство – гранаты на парашютах. Вот что о них рассказывает ветеран-пилот Ил-2 Ю. М. Хухриков:
«У воздушного стрелка были 10 штук дистанционных авиационных гранат ДАГ-10 для защиты нижней задней полусферы. Если появился немец, нажимали рычажок, граната уходила вниз на парашюте и взрывалась на расстоянии 150 метров» (из антологии «Я помню»).
Ну ладно, не у всех, возможно, такие гранаты были, но то, что как минимум с 1943 года, когда Ил-2 без истребительного прикрытия на задания не летали, даже немецким асам становилось невозможно работать по Ил-2 с задней полусферы. А если им удавалось выйти в атаку на штурмовик с какой-то другой позиции, то приоритет отдавался не стрелку, а летчику. Стрелять по хвостам, крыльям и двигателю нашего штурмовика даже из пушек не было никакого смысла – надо было попадать только в пилота, а при такой тактике выживаемость стрелков возрастала многократно.
Во-вторых, В. Б. Емельяненко на вопрос о том, кого больше погибало – пилотов или летчиков – не дает никакого ответа. Он лишь сказал, что «если были атаки истребителей, значит, привезем или труп, или раненого». А что это значит?
Это не значит совсем ничего, потому что для того, чтобы стрелок был поражен от атаки истребителей, нужно было наличие таких атак. Возможно, на 10 боевых вылетов немецким истребителям и удавалось убить или тяжело ранить какого-то стрелка во всем полку, но это не статистка 7 к 1, тем более что ни один ветеран, включая и В. Емельяненко, о таких потерях не сообщает.
А откуда же взялись потери 7 стрелков на одного пилота Ил-2?
Ну, вот просто никто из исследователей не собирается этот вопрос прояснять, хотя ответ на него никогда не являлся секретом. Дело в том, что когда в конце 1942 года на фронт начали поступать двухместные Ил-2, то были проведены войсковые испытания этого варианта самолета. Войсковые испытания – это испытания в боевых условиях, и некоторое количество новых двухместных Ил-2, изготовленных на заводе №30 в Москве, были направлены на Сталинградский фронт в 8-ю воздушную армию.
Эти испытания прошли не совсем удовлетворительно, так как оказалось, что новый Ил-2 обладает массой конструктивных недоработок, затруднявших действия самолетов в бою. В частности, очень плохо была продумано размещение заднего стрелка – его кабина оказалась очень тесной, а углы обстрела пулемета УБТ были недостаточны, стрелок не мог отражать атаки истребителей под большими углами ни сбоку, ни сверху, а тем более снизу.
Как результат – при нападениях истребителей очень сильно пострадали воздушные стрелки, и когда в январе 1943-го самолеты были отозваны назад на завод, была обнародована статистика. Статистка гласила – во время испытаний от атак вражеских истребителей за 64 боевых вылета получил пулевое ранение только 1 пилот, а вот убитых и раненых бортовых стрелков набралось целых 8.
Учитывая эти результаты самолет экстренно доработали и исправили все недостатки двухместной схемы, и когда уже серийные машины начали воевать, то потери стрелков от атак истребителей снизились примерно в 7-8 раз.
Но вот цифра «7 убитых стрелков на 1 убитого пилота» никуда не делась, кто-то ее вытащил из архивов и очень широко начал распространять по всем ресурсам, которые касались боевой работы Ил-2 во время войны.
Ну, просто передергивание, и ничего больше.
На самом деле общие потери стрелков и пилотов на двухместных Ил-2 крутились где-то около соотношения 1:1. Правда, это потери не только от огня истребителей, но и от огня зенитного, тем не менее эта цифра никак не позволяет говорить о том, что от истребителей страдали в основном стрелки, а не пилоты.
Конечно, у меня нет полной и подробной статистики по убитым или тяжело раненным экипажам Ил-2 в общем и целом, но все же какие-то данные имеются. Они хоть и неполные, но совершенно показательные.
Вот, к примеру, статистика потерь летного состава 175 гвардейского ШАП (874 ШАП, а вообще этот полк за время войны переименовывался несколько раз).
1942 год – на 14 погибших пилотов было 14 погибших стрелков;
1943 год – на 30 погибших пилотов было 24 погибших стрелка;
1944 год – на 16 погибших пилотов было 17 погибших стрелков;
1945 год – на 4 погибших пилота было 6 погибших стрелков.
Как мы видим, тут соотношение 1:1 – близкое к реальности.
Теперь рассмотрим потери 47-й штурмового полка ВВС ВМФ с 12 марта 1943 года по 29 апреля 1945-го - эти потери составили 121 пилот и 103 стрелка.
Тут вообще соотношение погибших (или тяжело раненых) стрелков гораздо меньше, чем пилотов.
Или вот еще такие данные. 305-я штурмовая авиадивизия полковника Н. Г. Михевичева из 17-й воздушной армии за первые трое суток Курской битвы выполнила 137 боевых вылетов и потеряла 61 Ил-2. Потери, конечно, высокие, но вот соотношение убитых и раненых в экипажах машин тоже менее, чем 1:1 - 38 летчиков и 32 воздушных стрелка.
237-й штурмовой авиаполк 4 июля 1943 года наносил удары по вражеским аэродромам в районе Харькова. Потери составили 9 Ил-2 от истребителей, и 4 – от зенитного огня. Всего погибло (или было взято в плен) 10 летчиков и 11 воздушных стрелков. И тут мы тоже не видим соотношения 7:1, а если учесть, что некоторые из взятых в плен члены экипажей штурмовиков все же выжили, то соотношение 1:1 – самое правильное.
Есть еще много всякой статистики по потерям экипажей штурмовиков Ил-2, но нигде мы не увидим того, что воздушных стрелков этих самолетов погибло не только в 7, а даже в 2 раза больше, чем пилотов. Этому есть простые причины, некоторые из которых я озвучил выше – воздушные стрелки в основной своей массе гибли не от атак истребителей, а от зенитного огня вместе с пилотами.
А если какие-то и становились легкой целью «мессеров» и «фокке-вульфов», то чисто случайно, например, при поражении с дальней дистанции, что было редкостью.
Очень многие воздушные стрелки Ил-2 становились настоящими снайперами, и расправлялись с истребителями люфтваффе быстрее, чем те могли расправиться с ними. Ясно, что для такой работы требовались опытные специалисты, но, вопреки распространенному мнению, необстрелянных курсантов в кабины стрелков штурмовиков не запихивали. Многим добровольцам, претендовавшим на эту опасную «должность», командование просто отказывало, но охотно принимало штрафников, пусть даже из пехотных частей, но которые умели хорошо обращаться с оружием.
И вот в заключение следует привести еще одну цифру.
По официальным данным, за 4 с лишним года войны боевые потери самолетов Ил-2 составили 11488 машин (хотя некоторые данные указывают на 12,4 тысячи).
Потери экипажей составили 7837 летчиков и 3996 - воздушных стрелков. Понятно, что не менее половины погибших летчиков составляют пилоты одноместных машин Ил-2, которые летали без стрелков. И если принять количество погибших на двухместных штурмовиках вдвое меньшее – округляем до 3900, то и тут мы видим соотношение, очень близкое к 1:1.
А если принять то, что нам пытаются скормить всякие современные «историки», то количество погибших воздушных стрелков получится совершенно запредельным – более 24 тысяч человек. А это больше, чем вообще всех потерянных во время войны самолетов – и по боевым причинам, и по не боевым.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ИЛ-2:
В 1941-42 гг. наши летчики сами переделывали одноместные Ил-2 в двухместные, прямо на фронте