Найти в Дзене
Военно-технический сундук

1:1 – такое соотношение потерь пилотов и воздушных стрелков на Ил-2 было во время войны, а 7:1 – это просто фантастика

Откуда взялась цифра 7:1 соотношения погибших воздушных стрелков и пилотов штурмовиков Ил-2 – это известно. Но непонятно только, почему она стала канонической, тогда как множество других данных показывают, что это соотношение просто не могло быть выше, чем 1:1. Откуда взялись данные, что во время Великой Отечественной войны на одного погибшего пилота штурмовиков Ил-2 приходится погибших 7 стрелков-радистов – многим совершенно неизвестно, но они эту информацию принимают как достоверную, потому что это соотношение потерь фигурирует везде где можно. А никаких объяснений по происхождению этих цифр нет, хотя давно следовало бы их предъявить. Мало того, даже многие ветераны-штурмовики якобы рассказывали о больших потерях своих стрелков, а вот им-то уж не верить ну никак не получится – они же рассказывают о том, что знают наверняка, что видели своими глазами, и уж врать им совсем как бы ни к чему. Однако если приглядеться к рассказам таких ветеранов, то всплывают интересные вещи. Вот, наприме

Откуда взялась цифра 7:1 соотношения погибших воздушных стрелков и пилотов штурмовиков Ил-2 – это известно. Но непонятно только, почему она стала канонической, тогда как множество других данных показывают, что это соотношение просто не могло быть выше, чем 1:1.

Воздушный стрелок Ил-2
Воздушный стрелок Ил-2

Откуда взялись данные, что во время Великой Отечественной войны на одного погибшего пилота штурмовиков Ил-2 приходится погибших 7 стрелков-радистов – многим совершенно неизвестно, но они эту информацию принимают как достоверную, потому что это соотношение потерь фигурирует везде где можно. А никаких объяснений по происхождению этих цифр нет, хотя давно следовало бы их предъявить.

Мало того, даже многие ветераны-штурмовики якобы рассказывали о больших потерях своих стрелков, а вот им-то уж не верить ну никак не получится – они же рассказывают о том, что знают наверняка, что видели своими глазами, и уж врать им совсем как бы ни к чему.

Однако если приглядеться к рассказам таких ветеранов, то всплывают интересные вещи. Вот, например, отрывок из интервью с одним из самых известных летчиков-штурмовиков – Героем Советского Союза В. Б. Емельяненко.

Гвардии капитан Василий Борисович Емельяненко
Гвардии капитан Василий Борисович Емельяненко

- Говорят, что стрелок был плохо защищен?

- Да, он сидел, спиной опираясь о бронеплиту, которая отделяла стрелка от кабины летчика. Если снаряд правее-левее плеча стрелка попадал в эту плиту - вся спина изрешечена осколками. Конечно, он был беззащитен. Защита у него - пулемет. Он должен не сидеть курицей, а прицелиться и не подпускать близко, давать очереди. Подошел истребитель сзади, у него четыре пушки! А тут 12,7 у стрелка, "кнутик"! Ну и шарахнул немец и, поминай, как звали этого стрелка…

- В вашем полку кого больше погибло, стрелков или летчиков?

- Мы часто привозили стрелков убитых или тяжело раненых. Были атаки истребителей, значит, привезем или труп, или раненого.

- Но стрелки все-таки были нужны?

- Да, конечно же.

Ну и вот, что же нам рассказал о потерях стрелков Ил-2 прославленный герой? Практически ничего ценного он не сказал, потому что в каждой его фразе скрыто противоречие.

Хрестоматийная фотография штурмовика Ил-2
Хрестоматийная фотография штурмовика Ил-2

Вот, например, рассказал он про атаки вражеских истребителей сзади. Непонятно, почему у него это проскользнуло, потому что даже с четырьмя пушками против 12,7-мм «кнутика» стрелка ни один фриц никогда не напал бы на «бронированного ежа» сзади, разве что какой-то дурачок с тремя курсами немецкой церковно-приходской. Обычная тактика немецких истребителей против Ил-2 была – или нападение сзади-сверху, или подкрадывание сзади-снизу. Однако и при этом подобраться к штурмовику Ил-2 для эффективного открытия огня составляло огромную проблему, потому что эти самолеты не летали в одиночку, и их стрелки очень хорошо друг друга прикрывали.

Да, были исключения, когда после атаки Ил-2 разлетались разными курсами, но то были исключения, потому что любой летчик знал, что в одиночку с поля боя улететь на Ил-2 от «мессеров» незамеченным невозможно.

Восстановленный Ил-2 в полете
Восстановленный Ил-2 в полете

Известен случай, как во время атаки на наземную цель зенитным огнем были убиты или тяжело ранены стрелки двух Ил-2, так при отходе от цели эти два самолета пришлось прикрывать от атак сзади стрелку третьего. Случай этот хрестоматийный, и его героем был воздушный стрелок гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков, к тому времени уже слывший самым настоящим воздушным снайпером. За 2,5 года своего «снайперства» он сбил 7 немецких самолетов, причем один «мессершмитт» он поразил из обычного трофейного автомата, который постоянно возил в своей кабине.

Гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков (1909-1997 гг.)
Гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков (1909-1997 гг.)

Но не только на стрелковое оружие мог полагаться воздушный стрелок штурмовика. От атак снизу-сзади у стрелков, кроме пулемета и личного оружия имелось еще одно средство – гранаты на парашютах. Вот что о них рассказывает ветеран-пилот Ил-2 Ю. М. Хухриков:

«У воздушного стрелка были 10 штук дистанционных авиационных гранат ДАГ-10 для защиты нижней задней полусферы. Если появился немец, нажимали рычажок, граната уходила вниз на парашюте и взрывалась на расстоянии 150 метров» (из антологии «Я помню»).

Летчик-штурмовик Юрий Михайлович Хухриков, 566-й ШАП
Летчик-штурмовик Юрий Михайлович Хухриков, 566-й ШАП

Ну ладно, не у всех, возможно, такие гранаты были, но то, что как минимум с 1943 года, когда Ил-2 без истребительного прикрытия на задания не летали, даже немецким асам становилось невозможно работать по Ил-2 с задней полусферы. А если им удавалось выйти в атаку на штурмовик с какой-то другой позиции, то приоритет отдавался не стрелку, а летчику. Стрелять по хвостам, крыльям и двигателю нашего штурмовика даже из пушек не было никакого смысла – надо было попадать только в пилота, а при такой тактике выживаемость стрелков возрастала многократно.

Во-вторых, В. Б. Емельяненко на вопрос о том, кого больше погибало – пилотов или летчиков – не дает никакого ответа. Он лишь сказал, что «если были атаки истребителей, значит, привезем или труп, или раненого». А что это значит?

Задняя кабина Ил-2 с пулеметом УБТ
Задняя кабина Ил-2 с пулеметом УБТ

Это не значит совсем ничего, потому что для того, чтобы стрелок был поражен от атаки истребителей, нужно было наличие таких атак. Возможно, на 10 боевых вылетов немецким истребителям и удавалось убить или тяжело ранить какого-то стрелка во всем полку, но это не статистка 7 к 1, тем более что ни один ветеран, включая и В. Емельяненко, о таких потерях не сообщает.

А откуда же взялись потери 7 стрелков на одного пилота Ил-2?

Ну, вот просто никто из исследователей не собирается этот вопрос прояснять, хотя ответ на него никогда не являлся секретом. Дело в том, что когда в конце 1942 года на фронт начали поступать двухместные Ил-2, то были проведены войсковые испытания этого варианта самолета. Войсковые испытания – это испытания в боевых условиях, и некоторое количество новых двухместных Ил-2, изготовленных на заводе №30 в Москве, были направлены на Сталинградский фронт в 8-ю воздушную армию.

Экипаж этого Ил-2 (пилот лейтенант К. Рябов и стрелок-радист Н. Павлов) совершил 142 боевых вылета, в воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта
Экипаж этого Ил-2 (пилот лейтенант К. Рябов и стрелок-радист Н. Павлов) совершил 142 боевых вылета, в воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта

Эти испытания прошли не совсем удовлетворительно, так как оказалось, что новый Ил-2 обладает массой конструктивных недоработок, затруднявших действия самолетов в бою. В частности, очень плохо была продумано размещение заднего стрелка – его кабина оказалась очень тесной, а углы обстрела пулемета УБТ были недостаточны, стрелок не мог отражать атаки истребителей под большими углами ни сбоку, ни сверху, а тем более снизу.

Стрелки Ил-2 могли легко сбивать вражеские истребители, пытающиеся пристроиться к ним в хвост
Стрелки Ил-2 могли легко сбивать вражеские истребители, пытающиеся пристроиться к ним в хвост

Как результат – при нападениях истребителей очень сильно пострадали воздушные стрелки, и когда в январе 1943-го самолеты были отозваны назад на завод, была обнародована статистика. Статистка гласила – во время испытаний от атак вражеских истребителей за 64 боевых вылета получил пулевое ранение только 1 пилот, а вот убитых и раненых бортовых стрелков набралось целых 8.

Ил-2 в полете, стрелок начеку
Ил-2 в полете, стрелок начеку

Учитывая эти результаты самолет экстренно доработали и исправили все недостатки двухместной схемы, и когда уже серийные машины начали воевать, то потери стрелков от атак истребителей снизились примерно в 7-8 раз.

Но вот цифра «7 убитых стрелков на 1 убитого пилота» никуда не делась, кто-то ее вытащил из архивов и очень широко начал распространять по всем ресурсам, которые касались боевой работы Ил-2 во время войны.

Ну, просто передергивание, и ничего больше.

Ил-2 в атаке
Ил-2 в атаке

На самом деле общие потери стрелков и пилотов на двухместных Ил-2 крутились где-то около соотношения 1:1. Правда, это потери не только от огня истребителей, но и от огня зенитного, тем не менее эта цифра никак не позволяет говорить о том, что от истребителей страдали в основном стрелки, а не пилоты.

Конечно, у меня нет полной и подробной статистики по убитым или тяжело раненным экипажам Ил-2 в общем и целом, но все же какие-то данные имеются. Они хоть и неполные, но совершенно показательные.

Повреждения хвостовой части Ил-2
Повреждения хвостовой части Ил-2

Вот, к примеру, статистика потерь летного состава 175 гвардейского ШАП (874 ШАП, а вообще этот полк за время войны переименовывался несколько раз).

1942 год – на 14 погибших пилотов было 14 погибших стрелков;

1943 год – на 30 погибших пилотов было 24 погибших стрелка;

1944 год – на 16 погибших пилотов было 17 погибших стрелков;

1945 год – на 4 погибших пилота было 6 погибших стрелков.

Как мы видим, тут соотношение 1:1 – близкое к реальности.

Воздушный стрелок старшина И. А. Сучков в кабине Ил-2 у пулемета УБТ. Калининский фронт. Март 1943 г.
Воздушный стрелок старшина И. А. Сучков в кабине Ил-2 у пулемета УБТ. Калининский фронт. Март 1943 г.

Теперь рассмотрим потери 47-й штурмового полка ВВС ВМФ с 12 марта 1943 года по 29 апреля 1945-го - эти потери составили 121 пилот и 103 стрелка.

Тут вообще соотношение погибших (или тяжело раненых) стрелков гораздо меньше, чем пилотов.

Или вот еще такие данные. 305-я штурмовая авиадивизия полковника Н. Г. Михевичева из 17-й воздушной армии за первые трое суток Курской битвы выполнила 137 боевых вылетов и потеряла 61 Ил-2. Потери, конечно, высокие, но вот соотношение убитых и раненых в экипажах машин тоже менее, чем 1:1 - 38 летчиков и 32 воздушных стрелка.

Лучший экипаж 617-го штурмового авиаполка командира звена младший лейтенант Василий Тимофеевич Алексухин (1919-1943 гг.) и воздушный стрелок старший сержант Алексей Дмитриевич Гамаюнов (1918 г.р.) со своим именным штурмовиком Ил-2 "Александр Суворов". Харьковское направление, август 1943 г.
Лучший экипаж 617-го штурмового авиаполка командира звена младший лейтенант Василий Тимофеевич Алексухин (1919-1943 гг.) и воздушный стрелок старший сержант Алексей Дмитриевич Гамаюнов (1918 г.р.) со своим именным штурмовиком Ил-2 "Александр Суворов". Харьковское направление, август 1943 г.

237-й штурмовой авиаполк 4 июля 1943 года наносил удары по вражеским аэродромам в районе Харькова. Потери составили 9 Ил-2 от истребителей, и 4 – от зенитного огня. Всего погибло (или было взято в плен) 10 летчиков и 11 воздушных стрелков. И тут мы тоже не видим соотношения 7:1, а если учесть, что некоторые из взятых в плен члены экипажей штурмовиков все же выжили, то соотношение 1:1 – самое правильное.

Есть еще много всякой статистики по потерям экипажей штурмовиков Ил-2, но нигде мы не увидим того, что воздушных стрелков этих самолетов погибло не только в 7, а даже в 2 раза больше, чем пилотов. Этому есть простые причины, некоторые из которых я озвучил выше – воздушные стрелки в основной своей массе гибли не от атак истребителей, а от зенитного огня вместе с пилотами.

Старший воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 старшина Петр Федорович Шуляков, 948-й штурмовой авиационный полк (308-я штурмовая авиационная дивизия 3-й штурмовой авиационный корпус). На переднем плане - 12,7-мм пулемет УБТ (универсальный Березина турельный).
Старший воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 старшина Петр Федорович Шуляков, 948-й штурмовой авиационный полк (308-я штурмовая авиационная дивизия 3-й штурмовой авиационный корпус). На переднем плане - 12,7-мм пулемет УБТ (универсальный Березина турельный).

А если какие-то и становились легкой целью «мессеров» и «фокке-вульфов», то чисто случайно, например, при поражении с дальней дистанции, что было редкостью.

Очень многие воздушные стрелки Ил-2 становились настоящими снайперами, и расправлялись с истребителями люфтваффе быстрее, чем те могли расправиться с ними. Ясно, что для такой работы требовались опытные специалисты, но, вопреки распространенному мнению, необстрелянных курсантов в кабины стрелков штурмовиков не запихивали. Многим добровольцам, претендовавшим на эту опасную «должность», командование просто отказывало, но охотно принимало штрафников, пусть даже из пехотных частей, но которые умели хорошо обращаться с оружием.

Летчик, командир эскадрильи штурмовиков Ил-2 Петров Е. Н. и воздушный стрелок Бродский Г. С., Калининский фронт, май 1943 г. Фото Бориса Вдовенко (Из архива Владимира Маслова)
Летчик, командир эскадрильи штурмовиков Ил-2 Петров Е. Н. и воздушный стрелок Бродский Г. С., Калининский фронт, май 1943 г. Фото Бориса Вдовенко (Из архива Владимира Маслова)

И вот в заключение следует привести еще одну цифру.

По официальным данным, за 4 с лишним года войны боевые потери самолетов Ил-2 составили 11488 машин (хотя некоторые данные указывают на 12,4 тысячи).

Потери экипажей составили 7837 летчиков и 3996 - воздушных стрелков. Понятно, что не менее половины погибших летчиков составляют пилоты одноместных машин Ил-2, которые летали без стрелков. И если принять количество погибших на двухместных штурмовиках вдвое меньшее – округляем до 3900, то и тут мы видим соотношение, очень близкое к 1:1.

Ил-2
Ил-2

А если принять то, что нам пытаются скормить всякие современные «историки», то количество погибших воздушных стрелков получится совершенно запредельным – более 24 тысяч человек. А это больше, чем вообще всех потерянных во время войны самолетов – и по боевым причинам, и по не боевым.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ИЛ-2:

Как два штурмовика Ил-2 в январе 1943-го устроили в немецком тылу такой разгром, что изумили самого Сталина

Невероятное спасение 5-ти летчиков 3-х самолетов на одном 2-местном Ил-2 в тылу врага в марте 1944-го

В 1941-42 гг. наши летчики сами переделывали одноместные Ил-2 в двухместные, прямо на фронте

Как эскадрилья штурмовиков Ил-2 ст. лейтенанта И. Пстыго провела «уличный бой» в Сталинграде против немецких танков