Развод достаточно древний, с массой всевозможных вариаций, но по сей день эффективный и массовый. Практически пару раз в месяц слышу на уровне «знакомых среди знакомых» истории людей, которые в это вляпались.
Нет, речь не про банальные авансы в 300-500 рублей, которые отправляете ВЫ. Хотя и с этой байкой уже далеко не все знакомы. Там все банально - дешевый товар, выгодный комплект, море желающих и просьба закинуть хоть 500 р. как аванс.
Речь про случаи, когда что-либо продаете вы и вам предлагают внести частичную или даже полную предоплату.
Простое дело – простые сложности…
Встал вопрос о продаже шкафа. Меняем немного конфигурацию мебели в комнате. Изначально планировали продавать его без особой спешки за приличные деньги, но доставку магазин (заказывали онлайн) сорвал, плюнули на все эти удаленные маневры и взяли мебель на месте. Да, подороже, но уже через 2 часа все коробки лежали дома.
Выставил в местной группе ВК объяву в формате «Цена 10 000, самым быстрым, кто заберет сегодня – 7500». Тут же откликнулся паренек, все устроило – сказал, что к вечеру заберет. Снял объявление. Все разобрали, поставили в прихожей. Не приехал, поскольку машина сломалась. На следующий день обещал – не приехал. Перестал отвечать вообще.
В итоге вынесли все имущество в гараж к соседу (он буквально за углом, мой подальше), как продастся – так и продастся.
И вот вчера пишет гражданин. Мол, так и так, хочу забрать, но в субботу.
Естественно, что мне-то в целом все равно. Но нужны гарантии, пусть даже в виде символического аванса. Цена неплохая, интересантов много. Смысл мне одному подыгрывать? Уточнил у соседа – ему все равно, хоть месяц пусть стоит, так как гаражом он пользуется только как складом.
Отписываюсь, «клиент» согласен, просит карту для аванса. Прошу скинуть по номеру телефона, мне так проще, чем карту искать, диктовать и т.д.
И тут начинается тягомотина. То не видит. То не определяет. Что невозможно, поскольку по СБП переводы ежедневно поступают – никаких проблем нет.
Ладно, отправляю номер "мусорной" карты. Так как уже появляются первые подозрения, что начинается разводняк.
И точно! Вот такую ерунду присылает. Якобы все заблокировано, я – подозрительный получатель/мошенник и для продолжения операции я должен подтвердить данные карты на Госуслугах.
Ну и истерика, нацеленная на создание суеты у продавца.
Ссылка 146% липовая, поддомен никакого отношения к Госуслугам не имеет. На такого… кхм… наивного рассчитано все.
Запускаю другой браузер, где нет авторизованных страниц в разных сервисах, открываю. Ну естественно, полный клон Госуслуг. Ввести если туда данные – наши демоны получат доступ к Госуслугам, а потом или займы в МФО или последующая схема со звонками всяких служб о «взломе Госуслуг» и полный отработкой по «спецсчетам», кредитам и прочему-прочему.
ВАЖНО: Не стоит полагать, что если у вас включена двойная авторизация с получением СМС, то это 100% защита от мошенников и от подобных липовых сайтов. Процедура "угона" учетной записи Госуслуг выглядит так:
- После ввода логина/пароля на ложном сайте мошенник получает к ним доступ и вводит на реальном сайте Госуслуг.
- На липовом сайте появляется окно для ввода кода из СМС - вы вводите туда настоящий код, он пересылается мошеннику, который вводит его на реальном сайте Госуслуг.
В ряде случаев вас вообще попросят сообщить код и многие на это, увы, ведутся.
Поржал, товарища послал ловить цветочные горшки с полезным растением, на что тут же получил веселые пожелания и блокировку. Жалобу кинул вслед – через пару минут от ВК пришло уведомление об успешном ограничении доступа.
Такие вот веселые (нет) жулики.
Еще про подобное:
Вариантов много…
На самом деле вариаций подобного развода и раньше было прилично.
Самый распространенный – это перевод из малоизвестного (якобы) коммерческого банка, который (якобы, дубль 2) требовал кода-подтверждения.
Да и вообще развод с «авансом» родом еще с середины 2010х годов. Я еще в бытность судебной службы столкнулся с обманом одной доверчивой женщины, продававшей мебель на Авито.
Позвонили, попросили номер карты для аванса. Потребовали код, мол, не проходит. Отправила… А ей пришло…. 120 тысяч. Вместо 12.
Ой-ой-ой, ошиблись, случайно! Верните.
Пошла в банкомат, вернула. Оказалось, это были ее деньги с вклада, которые жулики скинули на ее карту, получив доступ, но почему-то не стали переводить их сами. В итоге женщина спохватилась через месяц, когда проценты пошла снимать. А те годы детализированных СМС об операциях банк еще не кидал и зачисление со вклада выглядело как зачисление извне. Пришли деньги и всё.
Поэтому – всегда сохраняем бдительность и помним, что для получения денег по СБП или номеру карты не требуется:
- Высылать или получать СМС-коды.
- Подтверждать что-то через Госуслуги.
- Переходить по ссылкам.
- Куда-то звонить, писать, идти.
И так далее.
Вы скинули номер и получили деньги. Всё! Если начинаются проблемы, то что-то нечисто. 100%.
Даже номер карты предоставлять нежелательно (тут я, можно сказать, косякнул и сам, хотя карта у меня «мусорная» для таких целей), поскольку его могут в дальнейшем использовать для получения авансов от обманутых покупателей на той же доске объявлений и развода «Ой, вам деньги случайно прислали, верните…».
Бдим, бдим и еще раз бдим…