В них, собственно, и составляются планы по претворению желаемого в его материальный эквивалент - действительное. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что может вообразить. В подтверждение этого несколько примеров: человек так плотно завоевал воздух, что иногда его полету мешают птицы; он так увеличил скорость своего передвижения, что сейчас может путешествовать быстрее звука; с расстояния в миллионы километров он изучил Солнце, определил его состав, массу… и все это с помощью воображения.
Именно воображение помогает нам эффективно управлять собственным «я».
• Воображение дает нервной системе человека искусственный опыт, однако для нервной системы он все равно что реальный.
•Нервная система человека автоматически реагирует на все команды, подаваемые от головного мозга. Для нее любая команда из «главного компьютера» - подлинна, причем независимо от того, как сформировались мыслительные образы, подающие сигналы в головной мозг, - от реальных внешних раздражителей или посредством воображения. Другими словами, наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо и образно нарисовало наше воображение.
• Понимание того, что наши чувства, переживания и поведение всего лишь результат представления и воображения, дает нам в руки мощный рычаг управления собственным «я».
Успех начинается с идеи, которая формируется воображением.
• Существует два основных вида воображения: репродуктивное и творческое. Возбуждаются оба вида воображения от активности и, подобно нашим мускулам, при бездействии слабеют, чахнут, угасают, но, что важно отметить, не умирают. Жизнь воображению можно дать только работой, нужно заставить его работать, и только в этом случае оба вида воображения - и репродуктивное, и творческое - помогут нам, как левая и правая рука.
Практика подтверждает, что, как правило, успех начинается с идеи; идея, в свою очередь, формируется с помощью воображения. Таким образом, воображение способно обеспечить успех.
Мы совершаем то или иное действие благодаря собственному воображению, в которое верим.
•У каждого из нас исключительно индивидуальное воображение. Оно используется в каждом нашем действии или поступке. Именно воображение рисует цель, в направлении которой нам и предстоит двигаться.
• Если воображение в виде представления об окружающей действительности, по нашему мнению, правдиво, то есть мы в него искренне поверили, то и вся наша поведенческая активность будет соответствовать этому созданному образу.
• Проявление этой закономерности можно наблюдать в поведении загипнотизированного человека. К примеру, если ему внушить (главное, чтобы он в это поверил, а при гипнозе так и происходит), что он на Северном полюсе, то он продемонстрирует все признаки замерзания: его тело покроется «гусиной кожей», возникнет озноб и т. д.
• Отсюда напрашивается вывод, что наша нервная система не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой. Она автоматически реагирует на информацию, поступающую из головного мозга, о том, о чем вы думаете или что воображаете. Для нашей физиологии эта информация всегда подлинна.
Пусть воображение вернет вам воспоминания о прошлых успехах.
Каждый когда-то в чем-то имел успех. Необязательно большой. Возможно, это была победа в драке с известным школьным задирой или в школьных соревнованиях по бегу, а возможно - удачное выступление в каких-либо состязаниях на совместном пикнике с коллегами. Это может быть воспоминание об удачной торговой сделке или о призовом месте в каком-либо конкурсе. Не имеет никакого значения, в чем вы преуспели, важно чувство, которое вы при этом испытали. Требуется лишь какой-то эпизод из вашего прошлого, когда вы преуспели, делали то, что вам хотелось, осуществляли задуманное, испытав благотворное чувство удовлетворения.
• Воскресите в памяти любой из этих эпизодов, Представьте себе всю картину как можно детальнее. Пусть перед вашим мысленным взором встанет не только центральное событие, но и сопровождавшие успех всевозможные будничные мелочи. Какие звуки вы тогда больше воспринимали? Что вас окружало (объекты, люди, предметы)? Что вокруг в тот момент происходило? Какое это было время года? И т. д. Чем больше деталей, тем лучше. Если вы в состоянии воспроизвести в своем воображении подробности происходившего в тот момент, то обязательно вновь испытаете те же самые чувства. Постарайтесь вспомнить эти чувства. Если вы сможете это сделать, то прошлые чувства как бы перейдут в настоящие, и вы сразу ощутите уверенность в своих силах - уверенность, основанную на воспоминаниях о прежних удачах.
Очень часто нами управляет не реальность, а наше субъективное отражение этой реальности.
• Вспоминается одно любопытное предание. Однажды к своему приятелю зашел в гости сосед. Хозяин предложил ему отобедать и поставил перед гостем тарелку с супом. Но как только гость взял ложку, он увидел в своей тарелке маленькую змею. Однако чтобы не обидеть своего соседа за «гостеприимство», он все-таки съел суп. А спустя несколько часов, уже у себя дома, он почувствовал недомогание и боли в животе. Сразу же решил вновь обратиться к своему соседу и потребовать, чтобы тот его вылечил. Гостеприимный хозяин, выслушав обвинения в свой адрес, решил помочь своему соседу и преподнес ему лекарство в блюдце. Собравшись сделать первый глоток, страдающий сосед увидел в блюдце ту же змею. На этот раз он решил уже не молчать и сказал, что именно по этой причине он заболел в прошлый раз. Улыбнувшись, хозяин указал на потолок, где
висела сухая луковица. «В своем блюдце ты увидел не змею, а отражение лука», - сказал он. - «Никакой змеи на самом деле нет». Убедившись, что действительно это не змея, а отражение луковицы, у соседа практически тут же прошла боль в животе.
• Воспринимая неточную информацию об окружающем мире, мы действительно порою «проглатываем воображаемую змею» и потом сильно страдаем от этого. И эта «змея» бывает реальной до тех пор, пока мы не убедимся в обратном.
Научитесь управлять чувствами через воображение.
•Благодаря воображению у человека возникают определенные эмоциональные переживания; без воображения эмоции, как правило, не возникают. Вот почему тот, кто хочет управлять своими чувствами и поведением, должен научиться контролировать свое воображение.
• Однажды к мудрецу пришел ученик и попросил научить его мудрости. Учитель согласился помочь и предложил молодому человеку первое задание: «Не думай об обезьянах!» Через неделю ученик возвратился к мудрецу и обвинил его в том, что учитель заколдовал его. «С тех пор как я побывал у вас, меня повсюду преследуют обезьяны!
Я не могу не думать о них, они снятся мне каждую ночь!»
• Психологическое объяснение этому следующее: ученик, стремясь не думать об определенном образе, сам его вызывал и, желая отбросить его, заряжал все новой и новой энергией. Нужно было не бороться с этим образом, а думать о другом. Бороться с образом - все равно, что пытаться потушить костер бензином. Ученик в данном случае не контролировал свое воображение, а когда получил задание обуздать его, то взялся за работу, будучи не подготовленным к тому, как правильно управлять своим воображением.
Воображение должно быть сильно эмоционально-чувственно окрашено.
•Создав в воображении яркий и четкий образ того, к чему вы стремитесь, пополните его своими положительными эмоциями, то есть своей энергией. Этим вы усиливаете свой путь к цели - спокойствием и уверенностью в достижение результата.
Помните, что результат эксперимента во многом зависит от ожиданий экспериментатора.
Если ваши желание и воображение противоречат друг другу, то последнее всегда окажется сильнее.
•Подтвердим приведенное выше положение следующим примером.
Вам не составит особого труда пройти по доске, лежащей на полу, однако если эту же доску приподнять на высоту 10 метров, то вашему желанию пройти по ней будет противодействовать пугающее представление того, что будет с вами, если вы упадете с высоты 10 метров. Страх, вызванный вашим собственным воображением, без сомнения, возьмет верх.
• Таким образом, желание выдержать испытание на мужество превратилось в свою противоположность - страх, и все это произошло под действием собственного воображения.
Овладейте умением превращать мысли и чувства в физиологические процессы.
• Последние открытия психосоматики подтверждают, что это возможно сделать. Вот несколько примеров того, как защитные клетки подчиняются не только команде гормонов, но и команде мозга. Испытуемым в Трирском университете одновременно давали конфету и делали укол адреналина - возбуждающего гормонального средства, которое придавало бодрость и активизировало иммунную систему. До и после укола проверяли активность «возбуждающих» клеток в крови. Каждый раз она повышалась.
К концу эксперимента испытуемые получали укол не адреналина, а всего-навсего поваренной соли, но при этом съедали все ту же конфету. Тем не менее, активность клеток бодрости все равно возрастала. Этим было подтверждено, что мозг способен непосредственно «разговаривать» с иммунными клетками и управлять многими физиологическими процессами в организме.
• Кстати, нечто подобное происходит у актеров. Установлено экспериментально, что, когда они погружают себя в счастливое состояние, требуемое ролью, у них усиливается активность иммунной системы. И наоборот, число защитных клеток уменьшается, когда актер играет человека, переживающего депрессию.
• Еще один пример того, как мозг способен говорить с иммунными клетками.
Представители спортивной медицины, исследуя мужчин-теннисистов, установили: у тех, кто ушел с корта победителем, уровень мужского полового гормона тестостерона в крови повышается, а у побежденного этот уровень в крови несколько снижается.
Наши поступки предопределены нашими мысленными образами.
• Не подлинная природа вещей определяет наши поступки и чувства, а мысленные образы. У нас есть определенные представления о себе, окружающем мире и людях в нем, и мы ведем себя так, будто разнообразные представления точно отражают реальную действительность, подлинную их суть.
• Если же наш мысленный образ собственного «я» искажен и нереален, то и реакция на внешние раздражители также не будет соответствовать объективной реальности.
Наши мысленные образы подконтрольны нашему сознанию.
Понимание того, что наши действия, чувства и поведение всего лишь результат наших представлений и убеждений, дает нам в руки мощное средство управления собой. Это понимание открывает неисчерпаемые возможности управлять своей психикой, направлять ее активность на созидание, вдохновение и вести к благополучию и счастью.
Без мысленного представления невозможен желаемый результат.
•Если мы достаточно долго и настойчиво будем держать перед мысленным взором определенный образ самого себя, то со временем невольно станем похожи на него.
• Действительно, стоит нам лишь вообразить себя потерпевшими поражение, и уже одно это сделает нашу победу практически невозможной. Если же мы вообразим себя одержавшими победу, то одно это будет значительно способствовать нашему успеху. Вот почему так важно, прежде чем начать действовать, четко представить себе ожидаемый результат.
• Помните, что как только ваше воображение воспримет идею, оно тотчас же принимается за ее реализацию.
• Только четкое представление того, что вы можете сделать и кем можете стать, будет стимулировать вас к регулярной работе над созданием новой действительности. Воображение требует постоянной тренировки.
•Необходимо периодически тренировать собственное воображение. Для этого надо найти подходящее место, где бы никто вам не мешал. Желательно, чтобы вы были при этом одни. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Затем закройте глаза и дайте простор своему творческому воображению. И если созданная вашей фантазией картина достаточно ярка и детализирована, то данный искусственный опыт какого-либо действия в будущем вполне может заменить опыт реальный.
Воспользуйтесь тем, чтобы воображение доказало вам, что невидимое существует.
• Помните, что с помощью воображения, то есть умения предвосхищать и предчувствовать что-либо, можно реально предвидеть события.
•Творите, используя силу воображения. Создавайте что-то новое, ибо творчество является колоссальным источником удовольствия - вдохновения.
• Помните, что образное представление, сохраненное в уме с верой и настойчивостью, обязательно осуществится.