По данным Росстата, можно увидеть стабильный рост оборота сектора ритейл со средним темпом в 7,5% в год за последние 5 лет. Во многом причины заключаются в повышении потребительской уверенности и развитии цифровой трансформации и онлайн-торговли. О том, какие тенденции прослеживаются на рынке ритейла в 2023-2024 году и что следует ожидать соискателям и работодателям – читайте в нашем материале.
Анализ трендов ритейла 2023 года (по исследованию Get experts)
Сначала стоит взглянуть на ключевые тенденции, которые мы выявили в исследовании рынка труда за 2023 год, и оценить их влияние на отрасль ритейла.
- Консолидация рынка
Крупные федеральные сети создают жесткую конкуренцию, приобретая региональных и мелких игроков и укрепляют свою позицию на рынке. Компании вынуждены вносить инновации в ценовой политике и ассортименте.
- Развитие электронной коммерции
Сети ритейла активно вкладываются в развитие собственных маркетплейсов и IT-проектов, отвечая на растущий спрос потребителей на онлайн-покупки. Однако перегретый рынок экспертов и руководителей в этой области может привести к увеличению конкуренции за квалифицированных специалистов.
- Укрепление позиций иностранных инвесторов
Иностранные акционеры сохраняют свое влияние в российских ритейл-сетях, что свидетельствует о привлекательности рынка и стабильности инвестиционного климата.
- Развитие торговых марок и форматов дискаунтеров
Ритейлеры активно инвестируют в развитие собственных торговых марок и форматов дискаунтеров, стремясь увеличить прибыль и укрепить лояльность потребителей. Особое внимание уделяется развитию собственного производства и импорта товаров категорий "Фреш" и "Ультра фреш".
Кадры в ритейле
Фиксируем следующие тренды:
- Тренд на кандидатский рынок:
Спрос на квалифицированных специалистов в розничной торговле продолжает расти, особенно на уровне middle и выше. Розничные сети все больше обращают внимание на "мягкие" навыки и готовы нанимать кандидатов из смежных индустрий.
- Заработные платы и соцпакет растут:
Рост заработных плат в ритейле сохраняется на протяжении всего 2023 года, превышая 30% к концу первого полугодия. Компании также активно используют обучение за свой счет и корпоративные университеты как инструмент привлечения и удержания талантливых сотрудников. Нематериальная мотивация, такая как гибридные и удаленные форматы работы, играет все большую роль в привлечении специалистов и удержании их на работе.
- Долгосрочное поощрение:
Высококвалифицированным специалистам предлагаются долгосрочные программы поощрения, такие как Long-Term Incentives (LTI), для удержания персонала и стимулирования их производительности.
«В силу сокращения кандидатского рынка и высокого спроса со стороны российских развивающихся ритейлеров мы наблюдаем тенденцию на
удержание текущих сотрудников, рост контрофферов и,
соответственно, удорожание кандидатов», - отметила руководитель направления «Ритейл» Get experts Карина Савочкина.
По данным нашего исследования “Обзор рынка труда России”,наиболее востребованными кандидатами в 2023 году на рынке ритейла стали:
ИТ-специалисты. В первую очередь, компании ищут пути перехода на отечественное оборудование и ПО. Кроме того, растёт государственная поддержка данного сектора.
Бизнес-аналитики. Их навыки требуются для продолжения тренда на автоматизацию и цифровизацию процессов.
Категорийные менеджеры. Специалисты в управлении определенными категориями ритейла очень востребованы на рынке. Это и импорт-менеджеры, и специалисты в фудтехе и e-com.
Финансовые директора. Здесь наиболее актуальны профессионалы в области инвестиций и финансовой автоматизации.
Аналитики. Из-за релокации ряда сотрудников за рубеж, произошло омоложение специалистов в этой сфере и на неё вырос спрос.
«Кандидаты, в целом, мотивированы оставаться в рамках сектора ритейл или переходить из других индустрий в этот сегмент, поскольку они видят перспективу, стабильность, динамику сектора. Ритейл – одна из немногих индустрий, где в 2023 году значительно выросли зарплаты для руководящего состава», - пояснила старший консультант направления
«Продажи и маркетинг» Get experts Мария Рахимова.
Что говорят цифры о рынке труда в ритейле
С лета 2023 по февраль 2024 в ритейле наблюдается настоящий "кадровый голод" - именно так можно описать ситуацию на рынке труда в сфере ритейла, согласно данным исследования портала hh.ru. Количество вакансий просто зашкаливает, в то время как число резюме не может удовлетворить спрос. Время, затраченное на поиск и подбор персонала, значительно увеличилось: на рабочие и линейные позиции - на 68% и 30% соответственно. Конкуренция за рабочие места уменьшилась на треть, поскольку спрос на сотрудников значительно превышает предложение. Это привело к тому, что бюджеты на подбор персонала увеличились, и компании готовы предложить более высокую заработную плату, которая выросла на 6,5% за год. Эти тенденции подтверждает и исследование Superjob.
Рынок ритейла столкнулся со сложной ситуацией, связанной с нехваткой квалифицированных кадров. Это вызывает увеличение сроков подбора персонала и расходов на его наем. Рост заработной платы говорит о стремлении компаний удержать своих сотрудников и привлечь новые таланты.
Прогнозы e-commerce на 2024 год
В сегменте e-commerce наблюдается стабильный рост, хотя темпы этого роста снижаются с 20,7% в 2019 году до 14,9% в 2023 году. Тем не менее, доля e-commerce в общих продажах ритейла продолжает увеличиваться, что свидетельствует о постепенном укоренении онлайн-торговли в розничном секторе. Стратегия Минпромторга предполагает дальнейшее развитие этого сегмента, с ожидаемым увеличением доли электронной торговли до 20% к 2024 году и намерением увеличить российскую долю на глобальном рынке до 10%.
Прогнозы американского финансового конгломерата Morgan Stanley и данные издания East West Digital News также указывают на значительный рост российского рынка e-commerce к 2023 году. Это подтверждает перспективность данного сегмента. Эти данные свидетельствуют о необходимости для ритейлеров активно инвестировать в IT и цифровую трансформацию, чтобы не только следить за трендами, но и опережать их, обеспечивая конкурентное преимущество на рынке.
Рынок ритейла богат на вакансии
В целом, российский рынок розничной торговли продолжает демонстрировать динамичный рост и инновационную активность, приспосабливаясь к изменяющимся условиям.
Специалистам, кто только собирается или уже работает в ритейле следует знать, что:
1. отечественные компании заполняют пробелы в отрасли, оставленные ушедшими иностранными компаниями. Они поглощают более мелких ритейлеров и постоянно расширяются, создавая надежные и стабильные предприятия;
2. отрасль стабильно развивается и постоянно ищет квалифицированные кадры;
3. компании готовы предоставить высокую заработную плату и привлекательный социальный пакет для привлечения профессионалов;
4. ритейлеры активно инвестируют в развитии e-commerce. Следовательно, кандидаты в данном направлении становятся всё более востребованными;
Зарплаты в ритейле
Размер вознаграждения в ритейле зависит от ряда факторов: позиции, на которую вы претендуете, размер и географии компании, в которой вы хотите работать, а также ряд других критериев.
Так, мерчендайзер в крупной российской компании в секторе FMCG может получать от 40 до 65 тыс. рублей гросс, торговый представитель – от 40 тыс. до 100 тыс. гросс, а руководитель отдела продаж – от 700 тыс. до 850 тыс. рублей.