Найти тему
Грани преодоления

"Основы живописи МАСЛОМ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ХУДОЖНИКА" ЧАСТЬ 6

Теперь поговорим о самой палитре как инструменте живописца.
Палитру я рекомендую легкую пластмассовую или из хорошего ореха
(в идеале, конечно), но можно из клееной фанеры, лучше овальную,
но мы привыкли иметь в этюднике четырехугольную — по форме ящика. Очень рекомендую составить шкалу цветов и разбелов.

Чтобы говорить о дальнейшем конкретно, надо взять какой-либо
пример. У меня осталась палитра, которой я пользовался, когда писал
портрет Д. В. Зеркаловой (рис, 30).

Я решил попробовать написать портрет Дарьи Васильевны Зеркаловой а-ля-прима. Левую часть палитры я оставил для тех смесей, которые войдут в лицо, правую часть —для необходимых красок. По закрепленному рисунку я стал писать.
Памятуя заветы Коровина, начал с самого темного места волос и к нему привязывал теневую часть лба и щеки. Я сам удивился, какими глубокими темными и густыми тонами пришлось брать плавные переходы от темноты волос до светлой части лба, конечно, без примеси белил. Это целиком марс коричневый с примесью зеленого, В теневой части щеки — зеленое с красным. Конечно, я сейчас не помню всех красочных сочетаний, и пытаться вспомнить незачем, Но если бы вдруг возникла необходимость продолжать портрет, то весь «настрой» уже имелся бы налицо и не представляло бы труда продолжать портрет в соответствующей гамме.

Я привел этот пример для того, чтобы вы поняли, что палитра —
не только дощечка для наложения красок. Палитра также место образования связей красочных сочетаний, строящих форму, место для нахождения точнейших и тончайших красочных контрастов. Это своего рода генеральная репетиция перед спектаклем.

Скрин с видеоурока SERGEY GUSEV  https://sergeygusev.gumroad.com
Скрин с видеоурока SERGEY GUSEV https://sergeygusev.gumroad.com

Палитра дисциплинирует и способствует уверенности мастера. Но не думайте, что копаться в ней нужно до бесконечности. Методы выполнения чрезвычайно многосторонни. Обо всех не расскажешь. Многое открывается опытным путем и художническим чувством. Скажем, берете какую-либо тень и, сравнивая натуру и холст обобщенным видением, чувствуете, что в положенный мазок тени надо еще чуть добавить, скажем, зеленую. Кисть будто сама тянется в привычное на палитре место, подхватывает краску, тогда снова переводите внимание на цельное видение, и ваша кисть ровно на столько, сколько нужно, подкрасит мазок.

-3

На страницах журналов мне приходилось полемизировать с художниками по разным вопросам живописи, Всем художникам-реалистам известно, что в живописи решающее значение имеют правильно взятые «отношения», то есть светосила. Но некоторые придают этому настолько фанатическое значение, что вроде этим как бы все исчерпывается. Они ставят в первую голову всегда точность того, что светлее и что темнее, а цвет, мол, может быть и приблизительным; такая точка зрения воспитывает "художников-тоновиков". Они хорошо моделируют, но плохо модулируют. Ниже я объясню значение этих двух слов.
Поэтому если, не дай бог, их работы на выставках попадают рядом с
картинами подлинных колористов, то они попросту пропадают по своей
бесцветности.

Поговорим о модулировании. Живопись существует в самой природе, везде и всюду, и отражает законы природы, законы оптики.
В учебнике цветоведения есть раздел «Дополнительные цвета»
Сущность этого раздела заключается в следующем: если рядом с красным положить зеленый, то красный будет еще ярче и зеленый также ярче. Они возбуждают друг друга.

-4

Такое же явление происходит с синими оранжевым, с желтым и фиолетовым. Но в жизни чаще существуют не такие открытые цвета, а весьма сложные противоположности, то есть дополнительные цвета образуют беспрерывные колебания и тем самим передают форму, всегда форму. Вот это-то и есть тепло-холодность непрерывно втекающая одна в другую. Свет дает силу напряженности цвета, приближаясь с одной стороны к ослепительно белому, с другой —к глубоко фиолетовому, почти черному. Так что, если говорить светлее
и темнее, — это не характеризует явления оптики. Присутствие дополнительных цветов находится в любой точке предмета.

-5

Возьмем любой предмет, скажем, серую одежду: в ней будут колебаться обязательно два начала. Одно будет холодное, скажем голубое, другое — теплое, например оранжеватое; в тени они сгущаются до синего и глубоко-оранжевого, в полутоне они постепенно облегчаются к свету. Переведем это на язык красок: вы берете одно более напряженно в тени и по мере воздействия света менее напреженно в свету, то есть в тени был синий и оранжевый, в свету — голубой и оранжеватый.

-6

Смешивая дополнительные цвета, получим всегда серый. Например,
желтый с фиолетовыми и с белилами — серый, зеленый с красным и с
белилами — серый, оранжевый с синим и с белилами — серый. Все
смеси будут серыми, отличаясь по оттенку. Самая большая густота пигмента краски находится в тени. Писать тень — самое трудное в живописи. От чистоты и звонкости цвета зависит общий колорит картины.
Начинающие и малоопытные художники смотрят на тень как на что-то
темное, не понимают значения тени как красочного богатства, где таинственно, как в аквариуме, купаются густые теплые, подернутые холодком тона, и наоборот. Как пример великого мага и волшебника светотени, конечно, в первую очередь можно привести Рембрандта, Тень его, густая, насыщенная цветом, является той цветовой средой, в которой рождаются и возникают полутона и свет. Все вместе взятое создает крепкую и плотную форму воздушной среде.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет Саскии ван Эйленбург».
1633.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Портрет Саскии ван Эйленбург». 1633.

Наши русские великие колористы также придавали огромное значение цветности тени. Возьмем для примера хотя бы все творчество В. И. Сурикова. Постойте перед его величайшим произведением «Меншиков в Березове». Проследите, каким густым, насыщенным цветом, как сплавом драгоценных камней являются тени, переходы в полутона и в свет.

 Василий Суриков «Меншиков в Берёзов» 1883 г. Холст, масло. 169 × 204 см.
Василий Суриков «Меншиков в Берёзов» 1883 г. Холст, масло. 169 × 204 см.

Чтобы стать живописцем, нужно влюбиться в загадку тени и бесконечно работать над ее тайной.

Я буду очень рад, если мои советы художника c пятидесятилетним
стажем помогут вам в работе или натолкнут вас на самостоятельные
новые идеи в развитии искусства живописи.

Народный художник СССР профессор Б.В Иогансон.

Многие иллюстрации и кадры с видеоуроков взяты из интернета.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ .