Найти тему
Александра Асейкина

Зачем нужна лень и что с ней делать абитуриенту архфака?

«Лень» — одна из причин, которая якобы мешает вам готовиться…

Давайте посмотрим глубже? Что такое лень, зачем она нужна и что с ней делать?

Лень – это защитный механизм, просто необходимый для выживания. Но в вопросах подготовки лень не помогает. Психологи говорят, что для лени первопричина — это страх.

Поэтому если вы столкнулись с данной проблемой в контексте подготовки, предлагаю вам прямо сейчас разобраться, что запускает лень в вашем конкретном случае.

Ниже список возможных страхов, ищите свой:

  • страх деятельности;
  • страх учиться (даже есть такое понятие — софофобия);
  • страх быть неидеальным;
  • страх не оправдать чьих-то ожиданий, неодобрения;
  • страх нового, выхода из «зоны комфорта»;
  • страх ответственности;
  • страх неизвестности.

Разумеется, их намного больше — тут перечислены лишь несколько, с которыми я сталкивалась на опыте. Конечный список для каждого человека будет формироваться исходя из индивидуальных травм и проблем.

Оказывается, наша самая ленивая часть – это МОЗГ. Он работает круглосуточно, поэтому с помощью лени защищает нас от «лишних» волевых усилий. Расскажу некоторые приёмы, как можно его обмануть.

Приём номер 1 :

Допустим, ваша глобальная цель — сдать экзамены. Вы думаете (подсознательно, естественно), что цель «недостижима», и висит над вами, как Дамоклов меч. Теперь расположите её горизонтально. Представьте как последовательность микрозадач, пропишите их.

И уже не так страшно, правда?

Двигаемся маленькими шажками.

Не думайте о глобальной задаче. Иногда это лишает ресурса сделать первые шаги. Думайте о ближайшей маленькой задаче, которую нельзя откладывать (пойдите и заштрихуйте, наконец, эти волосы!).

За решение каждой задачи не забывайте себя похвалить. Даже если, по вашему мнению, ничего не получилось. Испытывать радость на пути — это тоже важный пункт. Российская школьная система и воспитание (у большинства из нас) были направлены на то, чтобы «надрессировать» выискивать у себя ошибки. Давайте лучше обращать внимание на то, что у нас получилось! Это мотивирует гораздо больше!

Приём номер 2:

Работаем со страхом. Тут, конечно, самый быстрый путь — это хороший психолог. Он вытащит наружу и обработает эти страхи. Ведь часто работу парализуют детские травмы. Например, вас постоянно ругали родители, обесценивая успехи, говорили, что вы ребёнок ленивый, и как бы он ни прыгал выше головы, сравнивали с другими детьми не в его пользу, предъявляли бесконечные претензии. И тогда ребёнок перестал чего-то хотеть.

Психологи знают специальные упражнения для проживания и разрешения проблем, помогают увидеть путь для их решения. А ещё, это +1 человек, который в вас поверит, хоть и за деньги. Искренне советую выполнять под присмотром профессионала, а не качать ролики с Ютуба — во всех сферах, где нужен наставник, самообучение малоэффективно (как и в рисунке).

Когда вы определили свой страх. Моим ученикам периодически советую сделать одно популярное упражнение: представить самое страшное, что случится при неудаче. Обычно, страхи уходят за несколько минут, потому что оказывается, ничего страшного и не случится. А бывает, что помогает преодолеть сложную ситуацию разговор с преподавателем, в котором ребенок просто увидит выход, который раньше не видел. В репетиторах дети часто видят авторитет, и это нормально — тут главное соблюдать грань.

Ещё бывает, что страх возник не у ребёнка, а у родителя. Это одна из причин создания нами родительского чата, кстати — для поддержки в такое нелегкое время — перед экзаменами. Но с родителями также постоянно держим связь в индивидуальном порядке — некоторым это очень нужно.

Способность трудиться можно и нужно превращать в привычку уже в осознанном возрасте. Это такая же тренировка, как и спорт. Избавляться от страхов, прощать себя, принимать и понимать, убирать ограничивающие убеждения. Всё это – такая же необходимая работа, как и непосредственная подготовка к экзаменам. А в жизни пригодится больше, чем любой школьный предмет! И станет вашей отправной точкой роста.

Из цикла статей о лени: «Взаимосвязь лени и вашей мотивации».